Здоровье — это состояние полного физического,
психического и социального благополучия,
а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
По определению Всемирной организации здравоохранения.
Участники: ученики 1–4 классов, родители.
Актуальность проекта:
Воспитание здорового образа жизни школьников — одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями и учителями. Здоровье ребенка зависит не только от полноценного физического развития, сбалансированного питания и воспитания в школе, а также от условий жизни в семье, так как семья — это среда, где формируется здоровье ребенка и закладывается в его сознании основа к постоянному стремлению к здоровью. Одним из важных аспектов реализации программ по здоровьесбережению детей является совместная работа школы и семьи.
В связи с этим нами был разработан проект «Здоровым быть здорово!»
Проблема: Внастоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие школьников.
Цель проекта:
Формирование у школьников основ здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровьсбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих; сохранение и укрепление здоровья детей, потребности поведенческих навыков здорового образа жизни.
Пути реализации проекта :
— спортивные соревнования, подвижные игры;
— беседы, лекции;
— игры, эстафеты, викторины, конкурсы;
— консультации для родителей, анкетирование родителей;
— выставка детского творчества;
Ожидаемые результаты:
— Знать и участвовать в мероприятиях, направленных на сохранение здоровья (соблюдение режима, правильное питание, чистота тела, спорт);
— Повысится заинтересованность школьников и родителей в ведении здорового образа жизни как своего и так и образа жизни ребёнка.
— Приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни, что позволит снизить заболеваемость детей.
Этапы реализации проекта:
1-й этап — Подготовительный. Работа с родителями.
Цель:
— составить план мероприятий на каждый день;
— привлечь родителей к совместной работе со школой по воспитанию культуры здоровья у детей.
- Знакомство с мероприятиями проекта, включение родителей в ход проекта;
- Анкетирование родителей «О здоровье всерьёз»;
- Консультации: «Закаляемся правильно», «Безобидные сладости»;
- Изготовление книги «Правила здоровья» (дети с родителями).
2-й этап — Основной. Работа с детьми.
Понедельник «С физкультурой дружить — здоровым быть!»
Цель: Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.
- Беседа с детьми «Что такое здоровье»;
- Игра-викторина «История олимпийских игр» Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
- Познавательное занятие «Физкультура и спорт».
Вторник «Мы порядком дорожим — соблюдаем свой режим»
Цель: Показать важность соблюдения режима в укреплении здоровья каждого человека; закрепить понятие о значимости режима дня; воспитывать желание придерживаться правил по его выполнению.
- Беседа: «Зачем мы спим?» Цель: рассказать о влиянии правильного распорядка дня на здоровье; формировать привычку к определенному режиму;
- Клубный час «Ты и твое время. Тайм менеджмент школьника»;
- Составление коллажа «Мои активные выходные».
Среда — «Чистота — залог здоровья»
Цель: Довести до сознания детей необходимость и важность соблюдения гигиенических процедур, поддерживать чистоту тела, продуктов, помещений.
- Беседа-диалог «Личная гигиена — гигиена жилища»;
- Инсценировка отрывка из произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр»;
- Веселые старты «Чистота-залог здоровья».
Четверг «Полезные продукты»
Цель: сформировать у детей представления о разнообразии питания и важности
соблюдения пищевого режима, дать представление о витаминах и о продуктах, в которых они содержатся.
- Беседа «Витамины нам друзья»;
- Изготовление кулинарной книги «Коллекция полезных рецептов» (дома с родителями);
- СЦЕНКА: «Реклама овощей”;
- Конкурс рисунков на тему «Овощи и фрукты — полезные продукты».
Пятница «Подводим итоги, «День здоровья»
Цель: Формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни. Закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, настроения. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность. Воспитывать желание самим заботится о своем здоровье.
- Коллективная аппликация «Солнышко здоровья!»;
- Беседа «Я здоровье сберегу — сам себе я помогу»;
- «Папа, мама, я — спортивная семья!» — спортивно-познавательные соревнования для детей и родителей.
3-й этап — Заключительный.
Итогом работы стали:
— книга «Правила здоровья»;
— кулинарная книга «Коллекция полезных рецептов»;
— выставка рисунков «Овощи и фрукты — полезные продукты»;
— стенгазета «Активные выходные с семьей»;
— спортивно-познавательное мероприятие «Папа, мама, я — спортивная семья!»
В ходе проведения проекта « Здоровым быть здорово! » были получены следующие результаты:
- У детей появился интерес и желание вести здоровый образ жизни.
- Повысился интерес к спортивным и подвижным играм.
- Дети самостоятельно проявляют интерес к здоровому питанию
- У детей повысились знания о значимости здорового образа жизни.
- Расширилось представление о здоровом питании, закаливающих мероприятиях.
Перспектива проектной деятельности в данном направлении:
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении. Продолжать внедрять в педагогическую практику здоровьесберегающие технологии, направленные на охрану и укрепление здоровья школьников.
Выводы:
Работа проводилась для того, чтобы помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности. Взрослея, дети будут готовы вести здоровый образ жизни, ценить свое здоровье и здоровье окружающих.
Литература:
- Безруких М. М., Филиппова Т. А. Разговор о правильном питании. Издательство: ОЛМА-ПРЕСС, 2005, — 72 с.
- Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании. / Методическое пособие. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
- Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. — М.: АСТ, 1998
- Иовчук, Н. М. Вопросы психического здоровья детей и подростков / Н. М. Иовчук. — М.: Книга по Требованию, 2001. — 150 c.
- Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. — М.: Медицина, 1987.
- Муравьев, В. А. Гармония физического развития и здоровья детей и подростков / В. А. Муравьев, Н. Н. Назарова. — М.: Дрофа, 2009. — 128 c.
- Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. М: ТЦ Сфера, 2004. — 64 с.