Влияние железной дороги на развитие Самарского края | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (44) март 2021 г.

Дата публикации: 09.04.2021

Статья просмотрена: 317 раз

Библиографическое описание:

Муковнина, А. Р. Влияние железной дороги на развитие Самарского края / А. Р. Муковнина, М. К. Рюмшина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 3.1 (44.1). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/young/archive/44/2472/ (дата обращения: 19.12.2024).



Статья посвящена изучению причин появления железной дороги и основных этапов её строительства в Самарском крае.

Ключевые слова: Самарский край, губерния, железная дорога, стальная магистраль, Александровский мост.

Мои папа и мама — железнодорожники в третьем поколении. Каждый день я слышу про перевозки грузов и пассажиров, про новую технику и новейшие системы управления. В моей жизни железная дорога присутствует со дня моего рождения. В жизни моего родного Самарского края железная дорога появилась не сразу, но с момента своего появления «Стальная магистраль» верой и правдой служила Самарской губернии.

Самарская область, это красивый и живописный край, который знаменит не только великолепными видами на великую русскую реку, но и архитектурными и историческими памятниками, музеями, театрами. За каждой достопримечательностью стоит труд людей, сотен, тысяч людей. Железная дорога — появилась, живет и развивается благодаря работе не одной тысячи наших земляков.

Целью работы является изучение основных вопросов, касающихся влияния железной дороги на развитие Самарского края.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: изучить причины появления железной дороги в Самарской губернии; ознакомится с этапами строительства железной дороги в Самарской губернии; рассмотреть значение строительства «Александровского моста» для Самарской губернии; разработать настольную игру-викторину, которая позволит познакомиться с историей появления железной дороги в Самарской губернии.

Объект исследования — строительство железной дороги в Самарской губернии.

Гипотеза: если я познакомлюсь с историей строительства железной дороги, то я лучше узнаю прошлое Самарского края.

Как же жили Самара и Самарский край до появления железной дороги? Самара — крупный хлеботорговый центр Поволжья, расположенный у слияния рек Самары и Волги. Самара в Самарской губернии стала одним из главных в стране пунктов, где совершались крупнейшие сделки купли-продажи товаров, как с востока, так и с запада. Самара в середине XIX столетия славилась своей торговлей. Для заключения крупных сделок в Самаре ежегодно проводилось как минимум три ярмарки, каждая из которых действовала до 10 дней [1]. Товары доставлялись, в основном, по Волге.

Огромная территория нашей страны требовала развития дорог. В это же время (середина XIX века) в России началось строительство железных дорог. В 1866 году железная дорога Санкт-Петербург — Москва — Рязань дошла до станции Ряжск. Группа тамбовских купцов обращается к правительству с просьбой строительства дороги от Ряжска до Моршанска. Разрешение было получено. В 1867 году Ряжско-Моршанскую дорогу сдали [2].

Возможности, которые открывали железные дороги, становились мощным стимулом развития экономики регионов, по которым проходила магистраль. Там создавались новые производства, строились заводы и фабрики, выход на широкий рынок получала продукция сельского хозяйства.

Чтобы железная дорога, приносила еще больше дохода, нужен был выход к Волге. Именно по главной водной артерии страны перевозили в то время основную массу грузов. Двигателем прогресса снова выступило купечество из соседних губерний: тамбовское, пензенское, симбирское. Предприниматели добились разрешения строить дорогу от Моршанска до Сызрани (тогда Симбирской губернии) через Пензу.

В то же время генерал-губернатор соседней Оренбургской области Николай Крыжановский получил от правительства разрешение на строительство железной дороги от Оренбурга до станции Батраки — нынешнего Октябрьска [2]. Строительство железной дороги от Оренбурга до станции Батраки, началось, чтобы также вести активную торговлю. Большим спросом пользовались перевозки поволжского хлеба в западные губернии России, поэтому строительство железных дорог велось стремительно.

Работы по сооружению Моршанско-Сызранской железнодорожной линии были начаты в 1872 году. В 25 октября (по новому стилю) 1874 года дорога длиной в 484 версты была сдана в эксплуатацию, на станцию Сызрань прибыл первый поезд. Дорога пропускала по три поезда в сутки [3]. Одновременно была сдана в эксплуатацию ветка от Сызрани до Пристани на Волге [4].

Тяжело строилась железная дорога. Несколько тысяч рабочих практически вручную делали насыпи. Землю подвозили конные подводы. Строительство железных дорог было очень важным делом для России, поэтому император Александр II следил за ходом работ.

22 февраля 1874 года началось строительство Оренбургской железной дороги от правого берега Волги у станции Батраки через Самару до Оренбурга с мостом через Волгу и ветвью к пристани в Самаре. Работы шли одновременно на нескольких участках, которые по мере готовности вводились во временную эксплуатацию. К строительству железной дороги привлекались крестьяне Симбирской, Самарской и Оренбургской губерний. 12 августа 1875 года в газете «Самарские губернские ведомости” сообщалось: «Сегодня совершилось событие действительно знаменательное для нашего края: впервые раздался в Самаре свисток паровоза от Самарской станции, ветвь к Хлебной площади готова, а также готов временный железно-конный путь от этой ветви к реке Волге”.

Постоянное движение на линии Батраки — Оренбург протяжением 507,3 версты было открыто 1 января 1877 года [4]. От Батраков до Оренбурга в сутки проходило по 2 товарных и одному пассажирскому поезду [5]. Строительство Моршанско-Сызранской, Самаро-Оренбургской железных дорог было величайшим событием не только в истории Самарской губернии, но и в истории России. Появились удобные железнодорожные пути для перевозки товаров. Единственным препятствием на пути строительства железных дорог стала великая русская река — Волга. Моста через Волгу тогда еще не было.

Пассажиров и грузы переправляли летом на пароходах, а зимой в экипажах по установленным на утолщенном льду рельсам на шпалах или в санях. Мост через Волгу был крайне необходим. Местом его строительства выбрали участок в 10 км восточнее Батраков (ныне г. Октябрьск) [3].

Проект моста разработал выдающийся русский инженер и ученый в области строительной механики и мостостроения Н. А. Белелюбский. 17 августа 1876 года началось возведение моста. Строительство его из-за стратегической важности курировал лично император Александр II. Стройка продолжалась четыре года. Строительство поразило размахом воображение современников. Прежде чем начать покорять Волгу, у места строительства были построены: дома для расселения рабочих и служащих, больницы, конторы, мастерские, склады, бани. В строительстве участвовали более 2500 рабочих и около сотни служащих и инженерно-технических специалистов [6].

Для проведения работ на воде к стройке были привлечены три парохода и 73 баржи. Сырье для строительства моста поставлялось из разных уголков Российской империи и из-за границы [6]. По окончании всех работ его общая длина превышала 700 сажен (1483 метра). В течение первых 20 лет эксплуатации мост был самым большим в Европе и вторым по протяженности в мире. В честь российского императора Александра II мост тогда же был наречен Александровским [6].

По традиции, при испытании железнодорожных мостов проектировщики и строители обязаны были стоять под новой конструкцией в тот самый момент, когда по ней двигался поезд. Тем самым, они своей жизнью гарантировали надежность сооружения.

Торжественное открытие «Александровского моста» прошло 30 августа 1880 года. Символическую ленточку перерезал лично министр путей сообщения Российской империи адмирал Константин Посьет. При этом на берегу около моста были накрыты столы для праздничного обеда, куда пригласили всех рабочих [3]. Именно благодаря этому грандиозному сооружению открылся прямой рельсовый путь из Европы на Урал, в Сибирь и в Среднюю Азию. В настоящее время, во всех официальных документах, мост называется Сызранским. Соединение железнодорожных веток мостовым переходом явилось прорывом в торгово-промышленной истории Самарской губернии.

После знакомства с историей строительства железной дороги в Самарской губернии в конце IXX века мне захотелось рассказать об этом моим одноклассникам. С помощью моей учительницы я выступила на классном часе и поделилась собранным и изученным материалом. Для того, чтобы мои одноклассники лучше узнали и запомнили историю строительства железной дороги в Самарской губернии в конце IXX века мы разработали брошюру и игру-викторину «Железнодорожные вёрсты Самарской губернии» (Рис.1).

Вид игры-викторины и брошюры «Железнодорожные вёрсты Самарской губернии»

Рис.1. Вид игры-викторины и брошюры «Железнодорожные вёрсты Самарской губернии»

Цель игры — перемещаться по игровому полю, отвечать правильно на вопросы, получать «вёрсты». Побеждает игрок, чей «Паровозик» уехал дальше всех, т. е. за все ответы собрал большее количество «вёрст».

Выполняя работу, я узнала очень много интересного из истории появления железной дороги в Самарской губернии и сделала выводы:

— причинами появления железной дороги в Самарской губернии являлись удачное географическое расположение на пересечении торговых путей между востоком и западом и желание соседних губерний получить доступ к Волге;

— строительство железной дороги в Самарской губернии происходило в несколько этапов, расставленных в работе по порядку;

— Сызранский (Александровский) мост — это первый железнодорожный переход через Волгу в ее среднем и нижнем течении;

— историческая значимость строительства «Александровского моста» для России и Самарской губернии состоит в том, что открылся прямой рельсовый путь из Европы на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию;

— Сызранский (Александровский) мост продолжает оставаться главной железнодорожно-транспортной артерией, важным стратегическим объектом и в настоящее время;

— построенные в конце XIX века железные дороги, соединенные Сызранским (Александровским) мостом, и в настоящее время служат Самарской губернии и России;

— строительство железных дорог серьезно повлияло на жизнь Самарской губернии в конце XIX века.

Моя работа является началом изучения истории железных дорог и Самарского края и будет продолжена.

Результаты моих исследований могут быть интересны одноклассникам и помогут им в изучении истории родного края.

Литература:

  1. Образование Самарской губернии [Электронный ресурс]: URL:http://old.alabin.ru/alabina/visitors/history (Дата обращения16.12.2020).
  2. История Куйбышевской железной дороги — со времён основания до наших дней [Электронный ресурс]: URL:http://sgpress.ru/news/86234] (Дата обращения 14.12.2020).
  3. Дектярев С. А. Толкачева В. М. Мост, соединивший эпохи [Текст]: Самара, 2011.
  4. История Куйбышевской железной дороги [Электронный ресурс]: URL:http://xn--d1abacdejqdwcjba3a.xn--1ai/istoriya_magistraley/kuybishevskaya (Дата обращения 15.12.2020).
  5. История постройки Самаро-Златоустовской железной дороги [Электронный ресурс]: URL: http://www.kraeved-samara.ru/archives/2467 (Дата обращения 16.12.2020).
  6. Самарская область: история Сызранского (Александровского) ж/д моста [Электронный ресурс]: URL:https://chronograph.livejournal.com/142374.html (Дата обращения 21.12.2020).


Ключевые слова

железная дорога, Самарский край, губерния, стальная магистраль, Александровский мост

Похожие статьи

Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла в России

В статье авторы рассматривают основные проекты и этапы развития центрального транспортного узла.

Строительство Транссибирской магистрали: предпосылки, этапы, сложности. Значение магистрали

В статье рассматриваются предпосылки, этапы строительства великого сибирского пути, сложности, с которыми пришлось столкнуться за это нелегкое время и значение магистрали, как для всего государства, так и для районов Сибири и Дальнего Востока.

Влияние лесного законодательства на развитие автомобильных дорог Курганской области

В статье автор исследует связь между лесным законодательством в разные годы и темпами развития автомобильных дорог Курганской области.

Роль железнодорожного транспорта в экономике регионов Германии

В статье автор исследует региональные особенности развития железнодорожного транспорта в Германии.

Трудности создания инженерной инфраструктуры в Архангельске в начале ХХ века. Часть I. Городской водопровод

Развитие инженерных коммуникаций в большинстве городов Российской империи началось на рубеже ХIХ — ХХ веков, на территории государства начали строиться водопроводные, канализационные сети и электростанции. Глобальные преобразования стали происходить ...

Повышение безопасности железнодорожных мостов

В материалах статьи рассмотрены вопросы крушений поездов на железнодорожных мостах, предложен способ непрерывного контроля технического состояния железнодорожного моста и разработана система его реализующая.

Пивовары-заводчики Нижнего Новгорода второй половины XIX — начала XX века

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме возникновения и развития заводского пивоварения в России во второй половине XIX — начале XX веков. На примере истории предпринимательской деятельности нижегородских пивоваров-заводчиков прослеж...

История железных дорог Сирии

Статья посвящена истории железных дорог Сирии. Показана важная роль Советского Союза в развитии транспортной системы Сирии.

Из истории формирования промышленного потенциала Навоийской области

В данной статье освещается история формирования промышленного потенциала Навоийской области и влияние индустриализации области на развитие социальной инфраструктуры, урбанизации края. А также раскрываются вопросы современного развития промышленности ...

Земство как явление в общественно-политической жизни Дона

В статье автор обозначает земство на Дону как целое явление, которое способствовало формированию активного гражданского общества и стало важным этапом в движении России к более демократическим формам управления.

Похожие статьи

Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла в России

В статье авторы рассматривают основные проекты и этапы развития центрального транспортного узла.

Строительство Транссибирской магистрали: предпосылки, этапы, сложности. Значение магистрали

В статье рассматриваются предпосылки, этапы строительства великого сибирского пути, сложности, с которыми пришлось столкнуться за это нелегкое время и значение магистрали, как для всего государства, так и для районов Сибири и Дальнего Востока.

Влияние лесного законодательства на развитие автомобильных дорог Курганской области

В статье автор исследует связь между лесным законодательством в разные годы и темпами развития автомобильных дорог Курганской области.

Роль железнодорожного транспорта в экономике регионов Германии

В статье автор исследует региональные особенности развития железнодорожного транспорта в Германии.

Трудности создания инженерной инфраструктуры в Архангельске в начале ХХ века. Часть I. Городской водопровод

Развитие инженерных коммуникаций в большинстве городов Российской империи началось на рубеже ХIХ — ХХ веков, на территории государства начали строиться водопроводные, канализационные сети и электростанции. Глобальные преобразования стали происходить ...

Повышение безопасности железнодорожных мостов

В материалах статьи рассмотрены вопросы крушений поездов на железнодорожных мостах, предложен способ непрерывного контроля технического состояния железнодорожного моста и разработана система его реализующая.

Пивовары-заводчики Нижнего Новгорода второй половины XIX — начала XX века

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме возникновения и развития заводского пивоварения в России во второй половине XIX — начале XX веков. На примере истории предпринимательской деятельности нижегородских пивоваров-заводчиков прослеж...

История железных дорог Сирии

Статья посвящена истории железных дорог Сирии. Показана важная роль Советского Союза в развитии транспортной системы Сирии.

Из истории формирования промышленного потенциала Навоийской области

В данной статье освещается история формирования промышленного потенциала Навоийской области и влияние индустриализации области на развитие социальной инфраструктуры, урбанизации края. А также раскрываются вопросы современного развития промышленности ...

Земство как явление в общественно-политической жизни Дона

В статье автор обозначает земство на Дону как целое явление, которое способствовало формированию активного гражданского общества и стало важным этапом в движении России к более демократическим формам управления.

Задать вопрос