В статье авторы пытаются проанализировать восприятие ЕГЭ в интернет-пространстве с помощью картинок, посвященных данной тематике.
Ключевые слова: ЕГЭ, интернет-мемы, экзамен.
Интернет-мем — это медиаобъект, создаваемый электронными средствами коммуникации, спонтанно приобретающий популярность в интернет-пространстве через социальные сети, формы, блоги, и т. п. [1]. Мемами могут считаться как слова, так и изображения (высказывания, картинки, видео или звукоряд и т. п.).
Термин «мем» впервые употребил оксфордский профессор Ричард Докинз в своей книге «Эгоистичный ген» в 1976 году, ставшей классикой. Журналисты, пишущие об Интернете, быстро провели параллель между спонтанно приобретшей популярность информацией и теорией Докинза о меметике, представленной им в книге [1].
Современное Интернет-пространство России включает в себя огромное количество интернет-мемов посвящённых Единому Государственному Экзамену. В своей работе мы предприняли попытку проанализировать мемы, посвящённые ЕГЭ.
Имеющиеся иллюстрации мы разделили на следующие группы:
отношение родителей к ЕГЭ;
ЕГЭ в будущем;
подготовка к ЕГЭ;
качество заданий в ЕГЭ;
страх перед ЕГЭ;
жизнь после ЕГЭ.
Рассмотрим каждый из них более подробно.
Отношение родителей к ЕГЭ
Родители к ЕГЭ относятся отрицательно, поскольку считают это издевательством над своим ребёнком. Они испытывают волнение по поводу экзамена. Так на рис. 1 мы видим, как родители ждут своих детей, отец одного из учеников пришел даже с плакатом «Сынок, мы с тобой», так он попытался поддержать своего ребенка. Мать одного из учеников не может сдержать волнения, поэтому пытается заглянуть в аудиторию, где проходит экзамен.
Рис. 1. «Идет ЕГЭ»
Волнуясь за ребёнка, родители пытаются помочь ребёнку успешно пройти экзамен. К примеру, на рис. 2 мы видим ребенка, окруженного родителями, при попытке заранее подготовить его к сдаче ЕГЭ: отец снимает своего сына на видео со словами «Привыкай, сынок...», а мама диктует ему задания со словами «Давай, пиши, пиши, решай…». Они оказывают очень сильное внимание, моральное давление на сына, что с него «градом» льётся пот. Другие родители пытаются придумать иной способ помочь своему ребёнку успешно сдать экзамен, например на рис. 3 «папик» разместил ответы на задания на городском экране, так что в окна ребёнку всё видно.
Рис. 2 «Привыкай, сынок» |
Рис. 3 «Папик мне шпаргалку заказал!» |
ЕГЭ в будущем
Авторы мемов не обходят стороной варианты развития ЕГЭ: они высмеивают как процедуру проведения ЕГЭ (металлоискатели на входе, видео-фиксация и т. д.), так и снижение качества и уровня заданий. Так рис. 4 показывает упрощение заданий, а рис. 5 моделирует порядок проведения ЕГЭ «через пару лет»: прозрачные стены, выдача одежды, обязательность всех предметов, и т. д.
Рис. 4 «ЕГЭ через 10 лет» |
Рис. 5 «Через пару лет на ЕГЭ» |
Подготовка к ЕГЭ
Процесс подготовки к ЕГЭ в Интернет-пространстве отражается неоднозначно, с одной стороны, на рис. 6 мы видим собаку, которая сосредоточено и спокойно готовится к ЕГЭ, читая учебник и просит её не отвлекать. С другой стороны, на рис. 7 ученик, боясь экзамена, решает вновь перечитать школьную программу. Обе иллюстрации настраивают нас на серьезную подготовку к экзамену.
Рис. 6 «ЕГЭ на носу» |
Рис. 7 «Я так боюсь ЕГЭ» |
Качество заданий в ЕГЭ
В большинстве Интернет-мемы изображают задания глупыми, с очевидными вариантами ответов. На пример на рис. 8 представлено задание по истории «Что завещал вам В. И. Ленин?» с тремя вариантами ответов «а) Учиться, учиться и ещё раз учиться; б) Мучится, мучиться и ещё раз мучиться; в) Пучиться, пучиться и ещё раз пучиться». Верный ответ очевиден.
Рис. 8 «ЕГЭ. Тесты»
Другой аспект, отражаемый в картинках данной группы — качество и объективность результатов. Так на рис. 9 изображён А. Эйнштейн, который, по словам женщины уже 25 лет не может сдать ЕГЭ по физике, так как не может выбрать один правильный ответ. С другой стороны, рис. 10 и 11 показывают абсолютную необъективность результатов.
Рис. 9 «Эйнштейн» |
|
Рис. 10 «Куда пойти учиться» |
Рис. 11 «Сдал ЕГЭ» |
Страх перед ЕГЭ
Любой экзамен обоснованно вызывает волнение и страх у его участников, в том числе и ЕГЭ. На пример на рис. 12 ангел предлагает вместо Страшного Суда перейти к ЕГЭ. На рис. 13 изображён класс, который для уменьшения страха коллективно читают молитву.
Рис. 12 «Страшный Суд» |
Рис. 13 «Перед ЕГЭ |
Жизнь после ЕГЭ
Интернет-мемы предлагают различные варианты действий после сдачи ЕГЭ. Если ученик не набрал необходимое количество баллов, то авторы интернет-мемов предлагают стать «дизайнером по ландшафту» с метлой в руках — дворником (рис. 14) либо пойти в армию (рис. 15). Однако, даже успешная сдача ЕГЭ, по мнению авторов мемов, не гарантирует поступление в ВУЗ. На пример, на рис 16 переделаны строчки из песни группы «Звери» «Районы-кварталы»: «Районы, кварталы, жилые массивы, Я сдам ЕГЭ и уйду в кассиры », при этом изображено грустное лицо человека в кепке с логотипом Макдональдса. Картинок с благоприятным исходом авторами обнаружено не было.
Рис. 14 «Не сдам ЕГЭ» |
Рис. 15 «ЕГЭ сдаешь?» |
Рис. 16 «Районы, кварталы» |
|
Таким образом, в Интернет-пространстве в целом мы видим негативное отношение к ЕГЭ, авторы мемов подчёркивают и высмеивают недостатки ЕГЭ (тотальный контроль учащихся во время экзамена, качество заданий и объективность проверки).
Литература:
- Интернет-мемы / Википедия. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет-мем.