Восприятие ЕГЭ в интернет-пространстве (на примере мемов-картинок) | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №4 (45) апрель 2021 г.

Дата публикации: 18.03.2021

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Алексеев, Б. С. Восприятие ЕГЭ в интернет-пространстве (на примере мемов-картинок) / Б. С. Алексеев, К. Е. Гаврилькова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 4 (45). — С. 130-134. — URL: https://moluch.ru/young/archive/45/2410/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы пытаются проанализировать восприятие ЕГЭ в интернет-пространстве с помощью картинок, посвященных данной тематике.

Ключевые слова: ЕГЭ, интернет-мемы, экзамен.

Интернет-мем — это медиаобъект, создаваемый электронными средствами коммуникации, спонтанно приобретающий популярность в интернет-пространстве через социальные сети, формы, блоги, и т. п. [1]. Мемами могут считаться как слова, так и изображения (высказывания, картинки, видео или звукоряд и т. п.).

Термин «мем» впервые употребил оксфордский профессор Ричард Докинз в своей книге «Эгоистичный ген» в 1976 году, ставшей классикой. Журналисты, пишущие об Интернете, быстро провели параллель между спонтанно приобретшей популярность информацией и теорией Докинза о меметике, представленной им в книге [1].

Современное Интернет-пространство России включает в себя огромное количество интернет-мемов посвящённых Единому Государственному Экзамену. В своей работе мы предприняли попытку проанализировать мемы, посвящённые ЕГЭ.

Имеющиеся иллюстрации мы разделили на следующие группы:

 отношение родителей к ЕГЭ;

 ЕГЭ в будущем;

 подготовка к ЕГЭ;

 качество заданий в ЕГЭ;

 страх перед ЕГЭ;

 жизнь после ЕГЭ.

Рассмотрим каждый из них более подробно.

Отношение родителей к ЕГЭ

Родители к ЕГЭ относятся отрицательно, поскольку считают это издевательством над своим ребёнком. Они испытывают волнение по поводу экзамена. Так на рис. 1 мы видим, как родители ждут своих детей, отец одного из учеников пришел даже с плакатом «Сынок, мы с тобой», так он попытался поддержать своего ребенка. Мать одного из учеников не может сдержать волнения, поэтому пытается заглянуть в аудиторию, где проходит экзамен.

«Идет ЕГЭ»

Рис. 1. «Идет ЕГЭ»

Волнуясь за ребёнка, родители пытаются помочь ребёнку успешно пройти экзамен. К примеру, на рис. 2 мы видим ребенка, окруженного родителями, при попытке заранее подготовить его к сдаче ЕГЭ: отец снимает своего сына на видео со словами «Привыкай, сынок...», а мама диктует ему задания со словами «Давай, пиши, пиши, решай…». Они оказывают очень сильное внимание, моральное давление на сына, что с него «градом» льётся пот. Другие родители пытаются придумать иной способ помочь своему ребёнку успешно сдать экзамен, например на рис. 3 «папик» разместил ответы на задания на городском экране, так что в окна ребёнку всё видно.

«Привыкай, сынок»

Рис. 2 «Привыкай, сынок»

«Папик мне шпаргалку заказал!»

Рис. 3 «Папик мне шпаргалку заказал!»

ЕГЭ в будущем

Авторы мемов не обходят стороной варианты развития ЕГЭ: они высмеивают как процедуру проведения ЕГЭ (металлоискатели на входе, видео-фиксация и т. д.), так и снижение качества и уровня заданий. Так рис. 4 показывает упрощение заданий, а рис. 5 моделирует порядок проведения ЕГЭ «через пару лет»: прозрачные стены, выдача одежды, обязательность всех предметов, и т. д.

«ЕГЭ через 10 лет»

Рис. 4 «ЕГЭ через 10 лет»

«Через пару лет на ЕГЭ»

Рис. 5 «Через пару лет на ЕГЭ»

Подготовка к ЕГЭ

Процесс подготовки к ЕГЭ в Интернет-пространстве отражается неоднозначно, с одной стороны, на рис. 6 мы видим собаку, которая сосредоточено и спокойно готовится к ЕГЭ, читая учебник и просит её не отвлекать. С другой стороны, на рис. 7 ученик, боясь экзамена, решает вновь перечитать школьную программу. Обе иллюстрации настраивают нас на серьезную подготовку к экзамену.

«ЕГЭ на носу»

Рис. 6 «ЕГЭ на носу»

«Я так боюсь ЕГЭ»

Рис. 7 «Я так боюсь ЕГЭ»

Качество заданий в ЕГЭ

В большинстве Интернет-мемы изображают задания глупыми, с очевидными вариантами ответов. На пример на рис. 8 представлено задание по истории «Что завещал вам В. И. Ленин?» с тремя вариантами ответов «а) Учиться, учиться и ещё раз учиться; б) Мучится, мучиться и ещё раз мучиться; в) Пучиться, пучиться и ещё раз пучиться». Верный ответ очевиден.

«ЕГЭ. Тесты»

Рис. 8 «ЕГЭ. Тесты»

Другой аспект, отражаемый в картинках данной группы — качество и объективность результатов. Так на рис. 9 изображён А. Эйнштейн, который, по словам женщины уже 25 лет не может сдать ЕГЭ по физике, так как не может выбрать один правильный ответ. С другой стороны, рис. 10 и 11 показывают абсолютную необъективность результатов.

«Эйнштейн»

Рис. 9 «Эйнштейн»

«Куда пойти учиться»

Рис. 10 «Куда пойти учиться»

«Сдал ЕГЭ»

Рис. 11 «Сдал ЕГЭ»

Страх перед ЕГЭ

Любой экзамен обоснованно вызывает волнение и страх у его участников, в том числе и ЕГЭ. На пример на рис. 12 ангел предлагает вместо Страшного Суда перейти к ЕГЭ. На рис. 13 изображён класс, который для уменьшения страха коллективно читают молитву.

«Страшный Суд»

Рис. 12 «Страшный Суд»

«Перед ЕГЭ

Рис. 13 «Перед ЕГЭ

Жизнь после ЕГЭ

Интернет-мемы предлагают различные варианты действий после сдачи ЕГЭ. Если ученик не набрал необходимое количество баллов, то авторы интернет-мемов предлагают стать «дизайнером по ландшафту» с метлой в руках — дворником (рис. 14) либо пойти в армию (рис. 15). Однако, даже успешная сдача ЕГЭ, по мнению авторов мемов, не гарантирует поступление в ВУЗ. На пример, на рис 16 переделаны строчки из песни группы «Звери» «Районы-кварталы»: «Районы, кварталы, жилые массивы, Я сдам ЕГЭ и уйду в кассиры », при этом изображено грустное лицо человека в кепке с логотипом Макдональдса. Картинок с благоприятным исходом авторами обнаружено не было.

«Не сдам ЕГЭ»

Рис. 14 «Не сдам ЕГЭ»

«ЕГЭ сдаешь?»

Рис. 15 «ЕГЭ сдаешь?»

«Районы, кварталы»

Рис. 16 «Районы, кварталы»

Таким образом, в Интернет-пространстве в целом мы видим негативное отношение к ЕГЭ, авторы мемов подчёркивают и высмеивают недостатки ЕГЭ (тотальный контроль учащихся во время экзамена, качество заданий и объективность проверки).

Литература:

  1. Интернет-мемы / Википедия. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет-мем.


Ключевые слова

экзамен, ЕГЭ, интернет-мемы

Похожие статьи

Изучение восприятия мемов подростками

В данной работе была выявлена особенность восприятия мемов среди учащихся-подростков 6, 8, 10 «А» классов 125 школы. Мы предположили, что подростки не одинаково понимают мемы. В ходе работы было проанализировано шесть источников информации, проанкети...

Шаблоны на ОГЭ и ЕГЭ по информатике: методологический анализ проблемы

В статье автор даёт общую характеристику проблемы шаблонных решений на ЕГЭ по информатике. Рассматриваются социологический, предметный и методический аспекты вопроса. Автор определяется шаблон как образец решения, алгоритмическую идею, критикует эксп...

Языковая личность в Интернете

В данной статье представлены результаты анализа языковой личности в Интернете на примере материалов блогов. Целью настоящего исследования был анализ поведение языковой личности в Интернете на примере блогов, и составление её общей характеристики.

Особенности работы интернет-зависимых подростков в Московской электронной образовательной среде

В данной статье поднимается одна из самых актуальных тем последних десятилетий – проблема интернет-зависимости у подростков и её влияние на особенности восприятия. А также в статье рассматривается особая новая форма обучения – МЭШ.

Информационно-новостные особенности текстов СМИ в социальных сетях

Статья посвящена коммуникации средств массовой информации с потребителями посредством метаязыка, основанного на интернет-мемах, рассматриваются причины их появления и особенности их функционирования.

Образовательный web-квест «Пешком в прошлое»

В статье рассматривается вопрос внедрения новой формы игры по краеведению — web-квест для учащихся образовательных организаций в системе дополнительного образования. Использование данной технологии описано в моей работе. В качестве примера предлагает...

Инфографика как современный способ обучения русскому языку как второму

В статье автор рассматривает актуальную проблему обучения русскому языку как второму через современный образовательный тренд — инфографику. Автор представляет один из этапов проведения исследования — эксперимент, а также некоторые работы самих учащих...

Особенности языка и стиля научно-популярных передач в интернет-СМИ

В статье автор анализирует особенности языка и стиля в научно-популярных передачах, распространенных в сети Интернет.

Опыт использования сайта duolingo.com в обучении английскому языку студентов технического ВУЗа

В статье рассматривается экспериментальный опыт использования образовательного интернет-ресурса Duolingo с целью расширения интереса к внеаудиторной работе у студентов неязыковых специальностей в техническом ВУЗе.

Геймификация в современном образовании на примере платформы Moodle

В данной статье автор анализирует понятие «геймификация» в контексте современного образования, выявляет причины ее популярности, а также демонстрирует, с помощью каких инструментов она достигается.

Похожие статьи

Изучение восприятия мемов подростками

В данной работе была выявлена особенность восприятия мемов среди учащихся-подростков 6, 8, 10 «А» классов 125 школы. Мы предположили, что подростки не одинаково понимают мемы. В ходе работы было проанализировано шесть источников информации, проанкети...

Шаблоны на ОГЭ и ЕГЭ по информатике: методологический анализ проблемы

В статье автор даёт общую характеристику проблемы шаблонных решений на ЕГЭ по информатике. Рассматриваются социологический, предметный и методический аспекты вопроса. Автор определяется шаблон как образец решения, алгоритмическую идею, критикует эксп...

Языковая личность в Интернете

В данной статье представлены результаты анализа языковой личности в Интернете на примере материалов блогов. Целью настоящего исследования был анализ поведение языковой личности в Интернете на примере блогов, и составление её общей характеристики.

Особенности работы интернет-зависимых подростков в Московской электронной образовательной среде

В данной статье поднимается одна из самых актуальных тем последних десятилетий – проблема интернет-зависимости у подростков и её влияние на особенности восприятия. А также в статье рассматривается особая новая форма обучения – МЭШ.

Информационно-новостные особенности текстов СМИ в социальных сетях

Статья посвящена коммуникации средств массовой информации с потребителями посредством метаязыка, основанного на интернет-мемах, рассматриваются причины их появления и особенности их функционирования.

Образовательный web-квест «Пешком в прошлое»

В статье рассматривается вопрос внедрения новой формы игры по краеведению — web-квест для учащихся образовательных организаций в системе дополнительного образования. Использование данной технологии описано в моей работе. В качестве примера предлагает...

Инфографика как современный способ обучения русскому языку как второму

В статье автор рассматривает актуальную проблему обучения русскому языку как второму через современный образовательный тренд — инфографику. Автор представляет один из этапов проведения исследования — эксперимент, а также некоторые работы самих учащих...

Особенности языка и стиля научно-популярных передач в интернет-СМИ

В статье автор анализирует особенности языка и стиля в научно-популярных передачах, распространенных в сети Интернет.

Опыт использования сайта duolingo.com в обучении английскому языку студентов технического ВУЗа

В статье рассматривается экспериментальный опыт использования образовательного интернет-ресурса Duolingo с целью расширения интереса к внеаудиторной работе у студентов неязыковых специальностей в техническом ВУЗе.

Геймификация в современном образовании на примере платформы Moodle

В данной статье автор анализирует понятие «геймификация» в контексте современного образования, выявляет причины ее популярности, а также демонстрирует, с помощью каких инструментов она достигается.

Задать вопрос