В данной статье рассматривается история успеха Илона Маска, а также компании, учредителем которых Маск являлся на протяжении своей деятельности. В работе также рассмотрена компания Tesla, и проведен анализ ее деятельности и возможные пути ее развития.
Ключевые слова: Илон Маск, Tesla, SpaceX, маркетинг, стартап.
Быстрые технологические изменения, происходящие сегодня в мире, поставили перед маркетингом новые задачи. Появляются инновации, которые практически меняют мир — это электромобили и электросамокаты, 3D-печать, различные гаджеты со все более продвинутыми функциями, электронная коммерция, технология блокчейн и новейшие лекарства. Эти инновационные разработки являются двигателями экономического роста в своих странах и регионах.
Целью данной работы является изучение и анализ маркетинговой стратегии Илона Маска на примере Tesla.
Илон Маск — неординарная и многогранная личность, миллионер, стратег, основатель SpaceX и Tesla и сооснователь SolarCity, которая после была поглощена Tesla.
Илон с раннего детства имел нестандартное мышление: в 12-летнем возрасте он, написав компьютерную игру, заработал свои первые деньги, инвестировал их в акции. Такой поступок не свойственен среднестатистическому ребенку. Это и было началом его жизненного пути и успеха в целом, т. к. после удачного инвестирования Илон смог уехать в Канаду.
После учебы и неудачной карьеры в банковской сфере Илон с братом открывают компанию Zip2. Компания специализировалась на производстве программного обеспечения. Их дизайн был цифровым эквивалентом Желтых страниц, с помощью которых можно было найти ближайшую пиццерию в любом месте Сан-Франциско. Стартап развивался не так быстро, но упорная работа позволила вывести его на такой уровень, что им заинтересовались инвесторы. Вложив всего 25 т. долларов через 3 года братья Маск продают ее за 308млн.
Однако останавливаться на достигнутом Илон не стал.
Маск вкладывает полученные деньги от продажи Zip2 в свой новый проект под названием «X.com». В 2000 году предприниматель познакомился с Питером Тилем, учредителем Thiel's Confinity. На тот момент Thiel's Confinity уже разрабатывал проект, похожий на X.com и назывался PayPal. Предприниматели договорились об объединении компаний, т. к. слияние ускорит процесс создания новой электронной денежной системы, способной конкурировать на рынке.
В процессе создания системы возник спор о ее названии, вследствие чего Илон был уволен, однако свои дивиденды от продажи продукта он получил в размере 175 млн долларов, которые в последствии были потрачены на развитие двух абсолютно новых проектов Илона: «Tesla Motors» и «SpaceX».
«Tesla Motors» специализируется на производстве автомобилей с электродвигателем, тем самым ведя борьбу за улучшение экологической ситуации в мире.
На примере Tesla вы можете увидеть и изучить пошаговую стратегию Илона Маска. Его стратегия состоит из следующих компонентов:
- Формируется идея, проект, даже если это неосуществимо с точки зрения отдельных скептиков. Рассматривается возможный покупательский спрос на продукцию, производимую в рамках проекта. Социально-экономическая эффективность изучается. Например, социальная эффективность производства электромобилей Tesla заключается в том, что оно улучшает экологию городов за счет отсутствия выбросов в атмосферу.
- Формируется команда людей с похожими идеями, с творческим, смелым и неординарным мышлением. Хорошая команда высококвалифицированных специалистов — это основа для продвижения проекта. И. Маск собрал лучших специалистов автомобильной промышленности Северной Америки для проекта Tesla Motors.
- Поиск места производства. Компания Илона Маска купила заброшенный автомобильный завод General Motors на окраине Кремниевой долины и превратила его в сверхтехнологичный и чрезвычайно роботизированный завод по производству электромобилей.
- Запуск производственного испытательного полигона дорогостоящего инновационного продукта с последующим серийным выпуском. Наконец, в случае успеха массовое производство инновационного продукта по относительно невысокой для потребителя цене. Кроме того, в США есть государственные субсидии для покупателей электромобилей.
- Расширение рынков сбыта. Во всем мире растет сеть бесплатных станций обслуживания, работающих на солнечной энергии. Количество потребителей электромобилей увеличивается в странах по всему миру.
Помимо продуманной стратегии развития нельзя забывать и важности маркетинга, ведь именно он является двигателем торговли. Маркетинг — это искусство и наука выбора правильного целевого рынка, привлечения, удержания и увеличения числа потребителей, доверяя покупателю, который представляет наивысшую ценность для компании, а также процесс упорядоченного и целенаправленного понимания проблем потребителей и регулирование рыночной деятельности.
Дилерские центры Tesla довольно плотно расположены в Центральной Европе и США. Официальных представительств в Восточной Европе, Африке и Южной Америке пока нет. В других странах эти центры единичны и расположены только в крупных городах-мегаполисах, что свидетельствует о низкой заинтересованности населения. Это можно объяснить небольшим возрастом компании и плохо развитой инфраструктурой. Однако компания предоставляет возможность заказать машину через Интернет на официальном сайте из любой точки мира с доставкой на дом.
При дальнейшем расширении своих центров перспективнее рассматривать Российскую Федерацию, потому что, несмотря на то, что Tesla Model S официально не продается в России, но по данным ГИБДД на 2014 год только в Москве зарегистрировано более 80 автомобилей. Автомобили доставляются через серых дилеров, в России всего несколько компаний, которые серьезно занимаются продажей электромобилей, одна из них Model S.
Этот успех свидетельствует о грамотной маркетинговой стратегии, используя которую Илон Маск вошел в первую 10у по версии Forbes.
Однако компания пережила некий кризис, многие эксперты связывают его с недостаточно быстрой окупаемостью проекта, некоторые винят Маска в расточительности и непомерно большом штате сотрудников. Tesla была первые семь лет с момента своего создания жила на частные средства своего основателя Маска. Однако спустя 7 лет понадобились дополнительные вливания, и в 2010 году Министерство энергетики США выдало кредит в размере 465 миллионов долларов, который был погашен в 2013 году.
На конец 2019 года финансовый отчет показал прибыл компании, полученную от продажи электрокаров.
Компания заработала 143 миллиона долларов. Последний раз компания получала прибыль в четвертом квартале 2018 года. Tesla объяснила выход из «красной» зоны финансовых потерь сокращением эксплуатационных расходов, которые были самыми низкими с момента начала производства Tesla Model 3. Более низкие затраты, похоже, помогли сократить штат Tesla. У Tesla сейчас 5,3 миллиарда долларов наличными, что на 300 миллионов долларов больше рекордного уровня в предыдущем квартале. А значит компания начала приносить стабильный доход, благодаря грамотной маркетинговой системе и сокращению затрат.
Подводя итоги, можно отметить, что у Tesla Motors есть все необходимое, чтобы оставаться успешным в бизнесе на долгие годы. Однако компания должна решить ряд проблем, чтобы сохранить свою конкурентоспособность и повысить прибыльность. Tesla необходимо улучшить международное сотрудничество. Например, новые клиенты в развивающихся странах с высоким потенциалом могут стимулировать рост бизнеса, одновременно выполняя цели Tesla. Кроме того, компания должна продолжать свои значительные инвестиции в технологические исследования и разработки, чтобы продолжать вводить новшества в производство. Tesla также должна способствовать потенциальному росту мирового автомобильного рынка, несмотря на агрессивную конкуренцию.
Литература:
- Бурцев, М. «У Илона Маска — параноидальный подход». Как технологии искусственного интеллекта меняют жизнь и мировую экономику / М. Бурцев // Новая газета. — 2018. — № 22. С. 8–9.
- Интервью с Илоном Маском. — URL: ttps://www.popmech.ru/technologies/13267-intervyu-s-elonommaskom
- Официальный сайт Tesla https://www.tesla.com
- Хартли, Р., Ф. Ошибки и успехи в маркетинге /Р. Ф. Хартли и др. 8-е изд.: пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. — 480 с.: ил.