Исследование влияния занятий физической культурой и спортом на здоровье людей (на примере учащихся младших классов) | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура

Опубликовано в Юный учёный №4 (45) апрель 2021 г.

Дата публикации: 26.03.2021

Статья просмотрена: 203 раза

Библиографическое описание:

Осокин, Р. О. Исследование влияния занятий физической культурой и спортом на здоровье людей (на примере учащихся младших классов) / Р. О. Осокин, С. А. Серова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 4 (45). — С. 120-124. — URL: https://moluch.ru/young/archive/45/2421/ (дата обращения: 17.11.2024).



Здоровье играет важнейшую роль в жизни человека. От здоровья человека зависит его жизнь. Современный темп жизни общества, насыщенность новыми технологиями, постоянное увеличение информационных и интеллектуальных нагрузок оказывают негативное влияние на человека. Появление компьютерной техники, различных гаджетов, возможность работать и обучаться он-лайн ограничивают двигательную деятельность людей. По данным международных исследований, во многих развитых странах двигательная активность в начале XXI века снизилась на 20–30 % по сравнению с 60-ми годами XX века. К 2030 году прогнозируется падение этого показателя до 35–46 %. Организм человека устроен так, что требует обязательной ежедневной физической нагрузки, иначе в его функционировании начинают происходить сбои. При недостатке двигательной активности у человека ухудшается питание тканей и клеток, мышцы становятся слабыми, кости хрупкими, ухудшается подвижность суставов, ухудшается кровоснабжение, повышается утомляемость, снижается работоспособность. И, наоборот, систематические занятия физическими упражнениями тренируют стенки сосудов, улучшают питание клеток, повышают работоспособность органов, делают человека более приспособленным к жизни.

Именно поэтому в настоящее время тема физической культуры является очень актуальной .

Цель исследования: изучить влияние занятий физической культурой и спортом на здоровье людей.

Гипотеза. Я предположил, что занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на здоровье людей.

Предмет исследования: влияние занятий физической культурой и спортом на здоровье учеников начальных классов.

Объект исследования: учащиеся 2–4 классов МАОУ Самарский медико-технический лицей.

При проведении исследования использовались следующие методы : сбор, систематизация и обобщение информации о влиянии физической культуры на здоровье людей из литературных источников, проведение классного часа, разработка анкеты, анкетирование учащихся 2–4 классов, подсчет и анализ результатов анкет, фотографирование, формулирование выводов.

Физическая культура — область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья человека, в процессе осознанной двигательной активности. Физическая культура и спорт имеют многовековую историю. Ее простейшие элементы появились на самой ранней ступени развития человечества. Наскальные рисунки, найденные в Атласских горах в Африке, относящиеся к эпохе неолита, содержат изображения древних бегунов, пловцов, прыгунов, танцоров, боксеров.

Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных организациях. Предмет «физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения — физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня, внеклассной работой по физической культуре (спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья, подвижные игры, соревнования, спартакиады, походы) — достигается формирование физической культуры личности.

В ходе проведения исследования мной был подготовлен и проведен классный час на тему «Физическая культура и спорт в нашей жизни». Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Классный час был оформлен в виде презентации, в ходе которой ребята узнали много нового и интересного: познакомились с понятиями «физическая культура» и «спорт», познакомились с историей возникновения физической культуры, узнали, какие великие люди древности были спортсменами, для чего нужна физическая культура и спорт, и другое.

Проведение тематического классного часа (фото автора)

Рис. 1. Проведение тематического классного часа (фото автора)

Кроме теоретической части была проведена викторина для учащихся. В ходе ее проведения ребята с удовольствием отгадывали загадки по теме, вспоминали пословицы и поговорки о спорте, отвечали на вопросы, выбирали из списка термины, относящиеся к спортивным людям, разгадывали анаграммы, читали стихи о спорте.

Кроме того, для проведения исследования была разработана анкета «Физическая культура и спорт в жизни учащихся начальных классов». Анкетирование проводилось среди учащихся вторых, третьих и четвертых классов МАОУ Самарский медико-технический лицей. После проведения анкетирования произведен подсчет результатов и анализ заполненных анкет.

Анализ результатов проведенного анкетирования (фото автора)

Рис. 2. Анализ результатов проведенного анкетирования (фото автора)

Итак, всего было опрошено 104 человека. Из них: 30 человек учится во 2 классе, 19 человек — в 3 классе, 55 человек — в 4 классе. Среди опрошенных 2 человека в возрасте 7 лет, 20 человек — 8 лет, 22 человека — 9 лет, 48 человек — 10 лет и 12 человек — 11 лет (Рис. 3).

Класс и возраст учащихся

Рис. 3. Класс и возраст учащихся

Распределение по полу: 51 мальчик (49 % опрошенных) и 53 девочки (51 %) (Рис. 4).

Распределение по полу

Рис. 4. Распределение по полу

На вопрос: «Как часто ты делаешь зарядку?» ответы распределились следующим образом: каждый день делают зарядку 30,8 % респондентов, часто делают 22,1 %, редко делают зарядку 32,7 %, никогда не делают 14,4 % опрошенных (Рис. 5).

Как часто респонденты делают зарядку

Рис. 5. Как часто респонденты делают зарядку

Из всех опрошенных помимо занятий физической культурой на уроках и зарядкой дома спортом занимаются (посещение секций) 96 человек, что составляет 92,3 % опрошенных, и лишь 8 человек не занимаются дополнительно спортом (7,7 % респондентов). Виды спорта самые разнообразные: плавание, синхронное плавание, танцы, футбол, волейбол, гимнастика, художественная гимнастика, акробатика, каратэ, хоккей, теннис, дзюдо, бокс, йога, балет, конный спорт, кикбоксинг и другие (Рис. 6).

Занимаются ли учащиеся спортом, и с какой периодичностью

Рис. 6. Занимаются ли учащиеся спортом, и с какой периодичностью

В течение года болели 72 человека, что составляет 69,2 % опрошенных, и 30 человек (30,8 %) ни разу не болели в течение года. Среди респондентов, которые болели, преимущественно болели 1 (37 человек) или 2 (26 человек) раза, что является нормой (Рис. 7)

Болели ли учащиеся в течение года, и как часто

Рис.7. Болели ли учащиеся в течение года, и как часто

По данным анкетирования 100 % респондентов считают, что нужно заниматься физической культурой и спортом, чтобы быть здоровым. Здесь большое значение имеет прививание навыков укрепления здоровья путем физической активности родителями, а также образовательными учреждениями. Родители своим личным примером показывают значимость спорта для здоровья. По данным опроса лишь 16,3 % респондентов ответили, что остальные члены семьи не занимаются спортом. Большинство же ответили положительно — 83,7 %.

Итак, по результатам проведенного исследования выявлено, что 100 % опрошенных считают необходимым заниматься физической культурой и спортом, чтобы быть здоровым. Более 92 % занимаются спортом в свободное время, помимо утренней зарядки и уроков физкультуры. Более 30 % опрошенных ни разу не болели в течение года. Это очень высокие показатели! Моя гипотеза подтвердилась. Для сохранения и укрепления здоровья, нужно работать над собой, заниматься физической культурой и спортом. Регулярные занятия спортом укрепляют здоровье, снижают риск простудных заболеваний, способствуют развитию выносливости. Цель исследования достигнута.

Литература:

  1. Физическая культура: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/Ф. И. Собянин. — Ростов н/Д: Феникс, 2020. — 220с.
  2. Физическая культура. 8–9 классы: учебник для общеобразоват. организаций /В. И. Лях. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2019. — 271с.
  3. Энциклопедия для детей. Т. 20 Спорт/глав.ред. В. А. Володин. — М.: Аванта+, 2001. — 624с.


Похожие статьи

Исследование влияния эмоционального переживания на занятиях изобразительным искусством на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

Некоторые аспекты формирования потребности в здоровом образе жизни на уроках физической культуры у обучающихся среднего звена

Влияние общественных дисциплин на формирование мировоззрения старших школьников

Социологическое исследование взаимодействия Детской школы искусств и средней общеобразовательной школы в развитии творческих способностей школьников

Использование оздоровительных методик в области развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальных занятий

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка

Психолого-педагогические особенности работы в группе с детьми 5–6 лет в условиях дополнительного образования (на примере группы раннего музыкального развития)

Исследования влияния абиотических факторов на здоровье обучающихся

Профилактика нарушений функций опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста в условиях организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи (из опыта работы)

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность

Похожие статьи

Исследование влияния эмоционального переживания на занятиях изобразительным искусством на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

Некоторые аспекты формирования потребности в здоровом образе жизни на уроках физической культуры у обучающихся среднего звена

Влияние общественных дисциплин на формирование мировоззрения старших школьников

Социологическое исследование взаимодействия Детской школы искусств и средней общеобразовательной школы в развитии творческих способностей школьников

Использование оздоровительных методик в области развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальных занятий

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка

Психолого-педагогические особенности работы в группе с детьми 5–6 лет в условиях дополнительного образования (на примере группы раннего музыкального развития)

Исследования влияния абиотических факторов на здоровье обучающихся

Профилактика нарушений функций опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста в условиях организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи (из опыта работы)

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность

Задать вопрос