Невидимый мир микробов | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №4 (45) апрель 2021 г.

Дата публикации: 27.03.2021

Статья просмотрена: 694 раза

Библиографическое описание:

Миневич, Б. О. Невидимый мир микробов / Б. О. Миневич, Н. Н. Щетникова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 4 (45). — С. 47-55. — URL: https://moluch.ru/young/archive/45/2424/ (дата обращения: 16.11.2024).



Наверное, каждый ребенок не раз слышал от взрослых фразу: чистота —залог здоровья! Напрашивается вопрос, почему несоблюдение правил гигиены может привести к болезням? Опрос среди школьников показал значительный интерес к знаниям о микробах и профилактике заболеваний ими вызванных. Нынешняя ситуация с коронавирусной инфекцией, показала, насколько человечество бессильно перед лицом «невидимого врага» и доказывает важность изучения данной темы.

Цель работы — определить распространенность бактерий на различных поверхностях и оценить профилактические возможности гигиенических мероприятий.

Для достижения цели исследования, поставлены следующие задачи: изучить литературу; провести опрос одноклассников; определить наличие бактерий на различных поверхностях и в воздухе; определить степень бактериальной загрязненности рук школьника до и после их мытья; провести эксперимент по выявлению и сравнению количества бактерий на подошве сменной и уличной обуви; сделать выводы и разработать памятку, позволяющую снизить вероятность заболеваний, вызванных микробами.

Объект исследования — микробы.

Предметом исследования является выявление наличия микроорганизмов на ладонях и разных поверхностях.

Гипотеза: можно предположить, что соблюдение правил гигиены рук, значительно снизит количество микробов на руках, в том числе болезнетворных, а использование сменной обуви в школе сократит возможность заноса патогенных бактерий с улицы.

Методы, используемые в исследовании: анализ литературных источников и ресурсов сети Интернет, эксперимент, наблюдение и опрос.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут использоваться для понимания сущности микробов и путей их передачи, а также необходимости и оценки эффективности гигиенических мероприятий.

Практическая значимость заключается в том, что материалы работы могут быть использованы в гигиеническом воспитании школьников.

Микроорганизмы в жизни человека

Микроорганизмами обычно принято называть все организмы, невидимые невооруженным глазом [4, с. 12]. Чаще всего это одноклеточные организмы. К ним относятся: бактерии, вирусы, грибы, простейшие, микроскопические водоросли. Рассмотрим основные из них:

Бактерии — одноклеточные организмы. Они имеют способность размножаться делением. Могут быть подвижными или нет, а также иметь самую разнообразную форму.

Вирусы — это некий биологический объект, набор молекул ДНК или РНК, заключенный в белковую оболочку. Они не способны жить вне клетки хозяина, например, человека. У них нет клеточного строения, самостоятельного размножения.

Если мы заявим, что роль микробов в жизни человека огромная, то это не будет преувеличением. Какие-то из них служат на пользу человеку, другие вызывают смертоносные болезни. Бактерии перерабатывают останки умерших людей, зверей, выполняя при этом роль санитара земли, делают нашу землю плодородной. Эти «крохи» населяют наш кишечник, помогая перерабатывать пищу. Они живут на нашей коже, защищая от других, опасных бактерий. Благодаря бактериям, мы пьем по утрам кефир, йогурт, едим сыр. Но, к сожалению, есть и отрицательное действие микробов для человека. Они приводят к порче продуктов питания, вызывают болезни у человека, порой смертельные. Таким образом, на свете существует огромное многообразие микроорганизмов, и все они играют разную роль в жизни человека, могут быть полезны или наоборот, смертельно опасны.

Микробы и вирусы передаются разными путями: по воздуху, через рукопожатие или предметы общего пользования: ручки дверей, общее полотенце, через пищу, через кровь и другие биологические жидкости. Некоторые микробы и вирусы используют для передвижения насекомых или животных. Мы не можем полностью защитить себя от проникновения микробов в организм. Но, зная, какими путями передаются болезнетворные микроорганизмы, можно значительно снизить риск возникновения заболевания, проведя определенные меры профилактики.

Как мы уже знаем, микробы окружают нас повсеместно, населяют наш организм и кожу. Возникает вполне логичный вопрос, а нужно ли с ними бороться? В большинстве случаев, наш иммунитет сам в состоянии защитить нас от бактерий. Но в некоторых случаях осторожность просто необходима. Например, когда мы ухаживаем за больным родственником или контактируем с большим количеством людей в период эпидемии. Или же при готовке блюд из куриного мяса.

Выводы по мерам безопасности легко изложить, зная пути передачи микробов. Важнейшей санитарно-гигиенической мерой, является мытье рук с мылом. Ведь именно руки, являясь нашим важнейшим инструментом, играют существенную роль в распространении микробов. Отдельно хочется отметить, что повышение иммунитета, делает организм более устойчивым к бактериям и вирусам.

Практическая часть

Опрос школьников начальной школы (Приложение 1) показал, что все дети имеют представление о том, что такое микробы. Но всё же не все знали, что микробы могут вызывать заболевания. Пятая часть из опрошенных ошибочно полагали, что любые бактерии и вирусы приводят к заболеваниям у людей.

А как же обстоят дела с мытьем рук? Почти треть школьников позволяют себе иногда не мыть руки перед едой. А 15 % детей, бывает, не моют руки после прогулки или посещения туалета. (Приложение 2)

Интересно то, что 70 % младшеклассников ошибочно полагают, что гигиеничнее вытирать руки обычным полотенцем, нежели бумажным.

86 % школьников высказали интерес к предложенной теме и хотели бы больше узнать о том, какие микробы живут на руках, как правильно мыть руки и какие правила гигиены соблюдать, чтобы обезопасить себя от болезнетворных организмов.

Сравнивая показатели соблюдения гигиены рук между детьми разных возрастов (Приложение 3), можно заметить, что дети четвертого класса чаще не моют руки. Возможно, это связано с тем, что они вышли из тотального контроля родителей и стали более самостоятельны. Родители ослабили контроль за гигиеной рук детей.

Таким образом, можно утверждать, что не все дети понимают значимость гигиены рук, но при этом абсолютное большинство заинтересовалось темой микробов.

Для того чтобы убедиться в том, что бактерии существуют везде, в том числе в воздухе, посеем в чашки Петри смывы с самых разных мест: с поверхности парты, с купюры, с ободка унитаза, с шариковой ручки (Приложение 4). Еще одну чашку оставим открытой в течении 10 минут, для определения наличия микробов в воздухе. Далее выращиваем бактерии три дня, в темном и теплом месте, после чего оцениваем результаты.

Эксперимент показал, что на всех исследованных поверхностях присутствуют бактерии (Приложение 5). Особенно много их на ободке унитаза. В чашке Петри, которая оставлялась открытой на 10 минут также выросли бактерии, что доказывает их наличие в воздухе. Но их количество в пробе оказалось наименьшим по сравнению с другими пробами (Прил. 6).

Было интересно проверить, действительно ли руки, вымытые с мылом, становятся чистыми.

Для эксперимента посеем в чашки Петри смывы с рук разной степени загрязненности (Приложение 7):

– руки до мытья; -руки, вымытые проточной водой без мыла;

– руки, вымытые с мылом;

– руки, вымытые с мыло и обработанные антисептиком.

Как и в прошлом опыте, на три дня оставляем чашки Петри для роста бактерий. Оценив результаты выращенных бактерий, можно отметить, что в пробе с рук, помытых водой, количество бактерий незначительно меньше в сравнении с пробой с немытых рук. Заметнее снижение бактериальной загрязненности в пробе с рук, помытых с мылом. И резкое уменьшение количества бактерий в пробе с рук, обработанных антисептиком после мытья мылом. Почему же после такой тщательной обработки рук часть бактерий остаётся на коже? После дополнительной консультации у микробиолога стало понятно, что среда, на которую были посеяны бактерии, используется для выращивания любых их видов, которые могут жить на руках. А на руках живет очень много бактерий, которые не только не приносят вреда человеку, а и помогают защищать нас от опасных бактерий. Эти «полезные» бактерии очень устойчивы к моющим и дезинфицирующим средствам.

Таким образом, для эффективного обеззараживания кожи рук требуется, как минимум, мыть их с мылом, а в период повышенной эпидемической опасности дополнительно обрабатывать их кожным антисептиком. Для определения влияния мытья рук на удаление с кожи болезнетворных бактерий, необходимо использовать в опыте специальные среды, на которых растет только конкретный вид микроорганизмов.

Выращивание патогенных бактерий в смывах со сменной и уличной обуви и сравнительный анализ.

Размышляя над темой микробов, было решено исследовать, а где их больше на улице или в школе? Тогда было решено провести опыт и узнать, где бактерий больше, на сменной обуви, в которой ходят в школе или на уличной.

Для опыта нам потребуется шесть чашек Петри, стерильные шпатели, стерильные пробирки, спиртовка, стерильная вода. Делаем смыв с уличной и сменной обуви в трех разных местах. Раствор с бактериями, в количестве 0,4 мл. вносим на чашку Петри со средой и тщательно распределяем стерильным шпателем. Две из шести чашек возьмем с селективной средой, чтобы посмотреть, есть ли бактерии стафилококка на подошве обуви. Оставляем чашки Петри на 3 дня для выращивания бактерий в тёплом и темном месте.

Затем оцениваем результаты. Невооруженным глазом видно, что бактерий с уличной обуви, выросло значительно больше, чем со сменной. (Приложение 8). После подсчета колоний стафилококка на селективной среде, можно сделать вывод, что на уличной обуви выросло бактерий в три раза больше. 90 колоний выросло со сменной обуви и 283 с уличной. (Приложение 9). Можно сделать вывод, что переодевание в помещении уличной обуви на сменную, помогает не только бороться с грязью и лужами, но и значительно сократить численность бактерий в школе, в том числе болезнетворных.

Итог: зная о распространённости микробов и соблюдая определенные правила гигиены, такие как мытьё рук, использование сменной обуви, мы можем значительно снизить бактериальную и вирусную нагрузку на организм, а значит защитить себя от многих болезней.

Заключение

Все задачи работы были выполнены и цель достигнута. В результате проделанной работы гипотеза подтвердилась. Соблюдение правил гигиены значительно снижает количество микробов на руках, а значит, сокращает риск переноса микробов с рук на слизистые оболочки человека. А именно они являются входными воротами для большинства болезней.

Также исследование позволяет сделать ряд выводов:

Количество болезнетворных бактерий на уличной обуви значительно превышает их количество на сменной обуви. Это дает основание полагать, что использование сменной обуви в помещении снижает вирусную и бактериальную нагрузку. Бактерии и вирусы, живут повсюду и передаются самыми различными путями. Также бактерии присутствуют и в воздухе. Они поднимаются вместе с пылью и частицами капелек, которые человек выделяет при кашле, разговоре. При этом микробов в воздухе значительно меньше, чем на поверхностях.

Человечество не может полностью защитить себя от проникновения микробов в организм, но должно навсегда уяснить: чистота-залог здоровья!

Данные работы могут быть использованы в профилактических беседах со школьниками о профилактике бактериальных и вирусных заболеваний.

Результаты данной работы показали, что профилактические процедуры помогают снизить вирусно-бактериальную нагрузку на человека, и доказали целесообразность проведения дальнейших исследований. Планируется сравнить эффективность различных видов антисептика в борьбе с бактериями, доказать или опровергнуть проницаемость стерильных медицинских перчаток бактериями.

Приложение 1

Результаты опроса

Знаешь ли ты, что такое микробы?

да

Нет

80

0

Знаешь ли ты, что микробы могут вызывать болезни у людей?

да

Нет

77

3

Как ты думаешь, все ли микробы приводят к болезням?

да

Нет

15

65

Перед едой, ты моешь руки:

никогда

Иногда

Всегда

5

17

58

После туалета ты моешь руки:

никогда

Иногда

Всегда

2

12

68

После возвращения домой, ты моешь руки:

никогда

Иногда

Всегда

4

6

70

Как ты думаешь, чем лучше мыть руки?

кусковым мылом

жидким мылом

29

51

Как ты думаешь, чем гигиеничнее (лучше) вытирать руки?

обычным полотенцем

бумажным полотенцем

56

24

Хотел бы ты узнать какие микробы живут на руках и как правильно мыть руки, чтобы обезопасить себя от микробов?

да

Нет

69

11

Приложение 2

Результаты опроса школьников 2–4 классов

Приложение 3

Приложение 4

За работой

Приложение 5

Посев бактерий с различных поверхностей

Приложение 6

Бактерии, попавшие на чашку с воздуха

Приложение 7

Посев бактерий с рук, различной степени загрязненности

Приложение 8

Наличие бактерий с подошвы сменной и уличной обуви

Приложение 9

Наличие бактерий на подошве уличной и сменной обуви (среда на стафилококки)

Приложение 10

Памятка по профилактике заболеваний

  1. Соблюдайте правила гигиены!

Необходимо соблюдать правила личной гигиены: регулярно и тщательно мыть руки. Чаще проветривай комнату и делай влажную уборку.

  1. Полезные привычки — залог здоровья!

Для профилактики простуды нужно добавлять в еду чеснок и, а также овощи, фрукты и ягоды.

  1. Здоровье нужно укреплять!

Регулярные занятия спортом, прогулки на свежем воздухе и закаливание укрепят здоровье и научат организм сопротивляться непогоде и болезням.

  1. Осторожно − грипп!

Соблюдай постельный режим, если ты заболел. Не стоит приглашать друзей в гости − они могут заразиться. Если началась эпидемия гриппа, нужно избегать поездок в городском общественном транспорте, кинотеатров, торговых центров — мест, где скапливаются люди, среди которых могут быть больные гриппом.

Если тебе пришлось пойти в такое место, где одновременно находится много людей, надень ватно-марлевую повязку.

Литература:

1. Блейзер М.. Жизнь после антибиотиков: чем нам грозит устойчивость бактерий к антибиотикам и нарушение микрофлоры. — М.: «Э», 2016. — 240 с.

2. Бокмюль Дирк. Тайная жизнь домашних микробов: все о бактериях, грибках и вирусах. –М.: Эксмо, 2020. -320 с.

3. Бухар М. Популярно о микробиологии. М.: Альпина нон-фикшн, 2020. -2018 с.

4. Мещерякова А. А. Почему мы болеем?– М.: АСТ, 2017. — 45с.

5. Пино Ф., Киель С. Тайная война микробов. — 2е изд. — М.: Пешком в историю, 2018. — 86 с.

6. Элен Ражкак, Дамьен Лавердан. Живой мир под микроскопом. М.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2018. — 36с.



Задать вопрос