В статье подчеркнута важность университетского педагогического образования. Традиционно подготовка квалифицированных педагогических кадров в России была связана именно с деятельностью университетов. Современная университетская подготовка будущих педагогов сочетает в себе фундаментальность и универсальность, непрерывность и научно-исследовательскую направленность.
Ключевые слова: высшее образование, подготовка, университет, будущий педагог.
Изначально обучение и выпуск педагогов России осуществляли только высшие учебные заведения, то есть университеты. Такого вида учебные заведения, как гимназии, лицеи, семинарии легли в основу образования университетов. Данные, зародившиеся, заведения для получения высшего образования привлекали людей разных возрастов и сословий тем, что предполагали многопрофильность обучающих программ.
Согласно программам, предлагаемым высшими учебными заведениями, существовало лишь два пути развития педагогических навыков и умений: это подготовка посредством практической деятельности, и обретения мастерства с помощью интенсивной исследовательской работы. Согласно приверженцам практической деятельности при подготовки молодых педагогов-специалистов: образование хороших учителей может быть достигнуто не университетскими лекциями, но основательным обучением и практическим приготовлением достойных и охотно себя сему званию посвящающих молодых людей [2; 4].
Исследовательский путь подготовки проходил в режиме факультативных обучающих занятий на специальных курсах по педагогике.
Высшее образование в России обрело значимость, а впоследствии возымело статус необходимого. Необходимость образования, получаемого в университетах подчеркивалось всеми выдающимися учеными. Также вне зависимости от взглядов на образовательный процесс, многие ученые 19 века сходились во мнениях на том, что тождество учебной и научной работы необходимо для целостного понимания специфики своей дальнейшей профессиональной деятельности [1; 3].
В дальнейшем, в тот период истории России, когда уже миновала революция, подготовка квалифицированных педагогических кадров приобрела наиболее актуальный характер. Многие влиятельные деятелей политики в период власти советов направляли материальные ресурсы и средства на развитие данной области педагогической квалификации. Так, например, на VI сессии Верховного Совета СССР министр образования В. П. Елютин выступил с докладом о необходимости совершенствования системы и программ высшего и среднего специального образования, отмечая, что главенствующую роль в подготовке квалифицированных кадров предпочтительно отдавать высшим учебным заведениям. В 1984 году было принято постановление, которое освещала проблемы основных реформ в образовательных и профессиональных школах, где основная мысль заключалась в том, что образование в университетах должно поднять качество подготовки молодых педагогов [1; 5].
Таким образом, можно утверждать, что подготовке учителей и педагогов в заведениях высшего образования уделялось значительное внимание. Если рассматривать основные функции университетских образовательных программ, то можно выделить то, что данный тип образования по возможности прививал учащимся элементы творческого мышления, закладывал и развивал основы навыков научно-практической деятельности, формировал самостоятельность и нестандартное мышления при решении тех или иных учебных задач. Это все формировало педагога, как грамотного специалиста своего профиля, направляя его по пути самосовершенствования и дальнейшего самообразования.
Можно выделить несколько ключевых моментов высшего педагогического образования, отличающего его от иного вида подготовки данных кадров. К ним можно отнести: достаточный уровень подготовки студентов научной сфере, возможности успешного использования приобретенных навыков исследовательской работы и творческого мышления в плоскость практической деятельности непосредственно при работе с учениками.
Развитию данных качеств у студентов способствуют определенные особенности высшего образования, представляющиеся университетами. К ним можно отнести подачу и усвоения материала основанного на принципах фундаментальности и системности. Таким образом, использование полностью подготовленных и мобильных педагогов имеет смысл распределять для преподавательской деятельности преимущественно в те образовательные заведения, где определена третья ступень обучения — это в гимназии, лицеи, средние специальные учебные заведения, вузы.
Специфика университетов заключается в их уникальной особенности объединять множество профилей по подготовке высококвалифицированных кадров в различных областях наук. В связи с этим возникает некоторый ряд сложностей, обуславливаемых тем, что вуз представляет собой систему, имеющую многоцелевое назначение, и поэтому подготовка педагогических кадров осуществляться по двойной или даже тройной ориентации. Данные ориентации обозначают научную, педагогическую и производственную деятельность соответственно. Таким образом, происходит непроизвольное снижение непосредственно педагогической направленности при обучении молодых специалистов, а также их профессиональная неподготовленность. Таким образом, вывод можно сделать следующий: студент, в период обучения имеющий лишь контакт с преподавателем-ученым, перенимает лишь его интерес и непосредственно систематизирует предмет, но не получает достаточного педагогического опыта для приобретения прикладных навыков, необходимых в работе преподавателя [3; 5].
Одним из основных отличий образования, получаемого в стенах университетов, является освоение не только фундаментальных знаний по выбранному предмету, но также и изучение научно-исследовательского пути в данной области, что способствует формированию творческого похода к практической деятельности. Именно эта особенность наиболее полно соответствует требованиям, которые предъявляются к педагогам социумом. Другими словами, преимущество подготовки по программам высшего образования заключается в гармоничном сочетании как научной, так и педагогической деятельности, что наиболее полно и целостно формирует личность будущего педагога.
Литература:
- Авдеева Е. А., Дроздова И. А. Активность студента и современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы // Высшее образование в России. 2016. №. 1. С. 155–157.
- Волосникова Л. М. Университетский Устав Российской империи 1863 года-режим академической свободы // История государства и права. 2006. №. 5. С. 13–16.
- Ревякина В. И. Аксиологические проблемы культуры и образования современной молодежи // Образование и наука. 2015. №. 5. с. 15–26.
- Игошев Б. М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных кадров в педагогическом университете //Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2014. №. 1. С. 25–40.
- Мишед, Л. Идея университета // Вестник высшей школы. 1991. № 9. С. 85–90.