Питание — одна из самых главных потребностей человека, особенно для детей и подростков, которые быстро растут и развиваются. Для детей до 3-х лет важно, чтобы питание отвечало всем потребностям растущего организма, а для крепкого здоровья малышей главное, чтобы в рацион входили продукты натурального происхождения. Поэтому на протяжение многих лет родителей особо волнует качество детского питания. Детское питание является промежуточным этапом между кормлением грудным молоком и твердой взрослой пищей. Употребление некачественных продуктов может оказывает негативные последствия на здоровье детей, которые могут проявиться в хронических заболеваниях.
Одним из первых в прикорм вводят яблочное пюре. Родители хотят, чтобы пюре было вкусным, гипоаллергенным, а главное безопасным. Но как потребителям среди широкого ассортимента и большого разноса цен выбрать именно то, что подойдет по всем требуемым критериям соотношения цены и качества? Конечно, можно изучить маркировку на товаре, узнать срок годности, состав, но соответствует ли эта информация содержанию?
Отсюда возникают противоречия : между реальным составом яблочного пюре и тем, что указан на упаковке; между соотношением цены и качества.
Целью исследования было проанализировать и сравнить органолептические и физико-химические показатели качества яблочного пюре различных марок и производителей.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи :
- Проанализировать научную и научно-популярную литературу по теме исследования.
- Провести социологический опрос потребителей яблочного пюре.
- Определить и провести сравнительную характеристику органолептических и физико-химических показателей качества яблочного пюре различных марок и производителей.
Объектом исследования было яблочное пюре различных марок и производителей
Предметом исследования были органолептические и физико-химические показатели качества яблочного пюре различных марок и производителей.
Гипотезы : мы предполагаем, что производитель выносит всю информацию на этикетку и она является достоверно; качество яблочного пюре определяется не рекламой и ценой, а своим составом.
Для сравнительной характеристики показатели качества яблочного пюре нами было выбрано 14 образцов (табл.1). из них 7 в ценовой категории до 40 рублей и 7 дороже 40 рублей. Из них 3 образца изготовлены за рубежом Fleur Alpine (Швейцария), Semper (Испания), Умница (Республика Беларусь).
Таблица 1
Анализируемые образцы детского питания
Торговое название |
Цена, р. |
Информация на упаковке |
||||
Состав |
Сахар |
Крахмал |
Масса, г. |
Изготовитель |
||
Агуша |
32 |
Яблочное пюре, яблочный сок |
Без добавления сахара |
Без крахмала |
90 |
ООО «ВБД», Россия, г. Москва |
Фруто няня |
36 |
Пюре из яблок |
Без добавления сахара (содержит сахара природного происхождения) |
100 |
АО «ПРОГРЕСС», Россия, г. Липецк |
|
Спелёнок |
26 |
Яблочное пюре, витамин С |
Без добавления сахара |
Без крахмала |
125 |
ОАО «Сады Придонья», Россия, пос. Сады Придонья |
Honey kid |
33 |
Пюре яблочное |
Без добавления сахара (содержит сахара природного происхождения) |
80 |
ООО «ФАРМАЛАКТ», Россия, Московская обл. |
|
Бабушкино лукошко |
44 |
Пюре из яблок |
100 |
ООО «Завод детского питания «Фаустово» Россия, Московская обл. |
||
Heinz |
43 |
Пюре яблочное, сок яблочный |
100 |
Компания «Heinz» |
||
Nestle |
31 |
Пюре из яблок |
90 |
ООО «Нестле Россия» Россия, г. Москва |
||
Gerber |
45 |
Пюре из яблок |
80 |
ООО «Нестле Россия» Россия, г. Москва |
||
Умница |
23 |
Пюре яблочное, вода, пюре яблочное концентрированное |
Без добавления сахара(содержит сахара природного происхождения) |
100 |
ООО «Белфуд Продакшн», Республика Беларусь, аг. Новка |
|
Heinz Natural |
42 |
Пюре яблочное концентрированное, вода, сок лимонный концентрированный (регулятор кислотности), витамин С |
Без добавления крахмала |
100 |
ООО «Ивановский комбинат детского питания», Россия, г. Иваново |
|
Фруто няня от природы |
35 |
Пюре из яблок |
Без добавления сахара |
90 |
АО «ПРОГРЕСС», Россия, г. Липецк |
|
Semper |
87 |
Яблочное пюре |
Без добавления сахара |
120 |
Страна производитель Истания, «XNPOY PYC» |
|
Fleur Alpine |
90 |
Пюре из яблок |
90 |
Страна прозводитель Швейцария, «The Natural Fruit |
||
Нами был проведен социологический опрос потребителей (рис.1). В опросе участвовало 25 человек в возрасте 25–35 лет. Большинство останавливают свой выбор на марках как: Фрутоняня 25 % опрошенных, Агуша 20 % опрошенных. Менее популярными и востребованными потребителями были: Фруто няня от природы 6 %,Heinz Natural 5 %, Semper 1 %, Fleur Alpine 1 %. Исходя из этого, делаем вывод, реклама играет важную роль в потребительском выборе.
Рис. 1 Социологический опрос потребителей
Органолептический анализ показателей качества проводили с учетом метода оценки внешнего вида, вкуса, запаха, цвета и консистенции. Оценка проводилась по 100 бальной шкале, с присвоением каждому показателю коэффициента значимости. Наиболее значимым для яблочного пюре мы выбрали такие показатели как вкус, консистенция, запах. Им были присвоены самые высокие коэффициенты значимости 6, 5, и 4 соответственно. Оставшиеся показатели внешний вид — 3, цвет — 2. Умножая коэффициент весомости на соответствующий балл качества по каждому показателю и затем, складывая полученные результаты, мы получим комплексный показатель качества.
По органолептической оценке наиболее приятными на вкус оказались образцы марки «Агуша», «Фрутоняня», «Gerber» и «Heinz natural» (табл.2). По консистенции большинство образцов удовлетворяли требованиям стандарта. Наиболее предпочтительными по органолептическим свойствам были выбраны образцы: «Фрутоняня», «Агуша», Heinz Natural. Первые два образца являются и лидерами потребительского опроса, а значит по вкусовым качествам удовлетворяют потребителя.
Таблица 2
Органолептическая характеристика
Торговое название |
Внешний вид (3) |
Цвет (2) |
Запах (4) |
Консистенция (5) |
Вкус (6) |
Итого в баллах |
Агуша |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
95 |
Фрутоняня |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
100 |
Спелёнок |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
Honey kid |
4 |
5 |
4 |
3 |
4 |
77 |
Бабушкино лукошко |
3 |
5 |
4 |
4 |
3 |
73 |
Heinz |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
92 |
Nestle |
3 |
4 |
5 |
5 |
4 |
86 |
Gerber |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
96 |
Умница |
4 |
4 |
5 |
4 |
3 |
78 |
Heinz Natural |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
97 |
Фруто няня от природы |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
91 |
Semper |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
90 |
FleurAlpine |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
87 |
Для обнаружения крахмала в детском питании мы использовали качественную реакцию с йодом. В ходе физико-химической экспертизы было выявлено, что в образцах «Агуша», «Nestle», «Умница» и «Фрутоняня от природы» содержится крахмал, который не был указан в составе, что является нарушением. Крахмал в детское питание добавляют в качестве загустителя он является безвредным и его использование допускается стандартом, однако производитель намеренно не указал данный компонент на упаковке, что может привести к проблемам с желудочно-кишечным трактом у малышей, так как крахмал не усваивается ими.
Для обнаружения витамина C воспользовались особенностью аскорбиновой кислоты — легкостью её окисления. Использовали для анализа окислитель — йод. Навеску 5 г. яблочного пюре разбавили водой до 100 мл и прилили крахмального раствора. После этого приливали по каплям с помощью пипетки раствор йода. Как только йод полностью окислил всю аскорбиновую кислоту, следующая его капля окрасила раствор в синий цвет. Если же раствор сохранял коричневую окраску, то делали вывод об отсутствии витамина С.
В образцах «Агуша», «Фрутоняня», «Бабушкино лукошко», «Heinz», «Nestle», «Умница», «Фрутоняня от природы» обнаружен витамин С, хотя этого не было указано в составе (табл. 3). Таким образом, образцы-лидеры потребительского опроса, а также наиболее приятные по вкусовым ощущениям имеют некоторые нарушения при их изготовлении.
Аскорбиновая кислота не сохраняется в процессе варки яблок, а значит была добавлена позже в процессе производства, аскорбиновая кислота в промышленности, а в частности в продуктах питания используется как антиоксидант и также допускается её использование в детском питании ГОСТ. А также аскорбиновая кислота является источником витамина С, однако если на упаковке производителем не был указан этот компонент, это может привести к аллергической реакции малыша.
Физико-химическая характеристика
Торговое название |
Содержание крахмала |
Содержание витамина С |
Агуша |
выявлено |
выявлено |
Фрутоняня |
- |
выявлено |
Спелёнок |
- |
- |
Honey kid |
- |
- |
Бабушкино лукошко |
- |
выявлено |
Heinz |
- |
выявлено |
Nestle |
выявлено |
выявлено |
Gerber |
- |
- |
Умница |
выявлено |
выявлено |
Heinz Natural |
- |
выявлено |
Фруто няня от природы |
выявлено |
выявлено |
Semper |
- |
- |
Fleur Alpine |
- |
- |
Таким образом, производитель не всегда выносит всю информацию на упаковку.
Выводы
- Яблочное пюре является одним из первых прикормов так как содержит в себе необходимые минеральные вещества, является источником пищевых волокон, пектина и углеводов. При изготовлении пюре необходимо учитывать требования, выдвигаемые ГОСТ 32218–2013, а также ТР ТС 023/2011.
- Наиболее предпочтительными марками яблочного пюре среды потребителей является «Фрутоняня», «Агуша» и «Gerber». Лидирующие образцы в потребительском опросе показали и высокие результаты в ходе органолептической экспертизы.
- В ходе физико-химической экспертизы нами было выявлено несколько образцов у которых состав не соответствовал реальному: «Агуша», «Фрутоняня», «Бабушкино лукошко», «Heinz», «Nestle», «Умница», «Фрутоняня от природы». Производитель не указал на упаковке крахмал, что использовался как загуститель и аскорбиновую кислоту как регулятор кислотности.
Одна из наших гипотез не подтвердилась, не все потребители добросовестно выносят всю информацию на этикетку.
А качество пюре определяется не рекламой и известностью марки, а её реальным составом.
Литература:
- ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции».).
- ТР ТС 023/2011 Технический регламент Таможенного союза «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»
- ГОСТ 32218–2013 Консервы на фруктовой основе для питания детей раннего возраста. Общие технические условия.
- Толстова, Е. Г. Потребительские предпочтения и показатели качества детского фруктового пюре / Е. Г. Толстова // Вестник Алтайского государственного аграрного университета — 2016 — № 11 (145) — с. 173–177
- Портал умного покупателя РОСКАЧЕСТВО [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rskrf.ru/ratings/tovary-dlya-detey/detskoe-pitanie/pyure-detskoe/ (дата обращения 24.09.2020).