Влияние эволюционных процессов на речевые взаимоотношения между юношами и девушками | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Отличный выбор методов исследования Необычная тема исследования

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №5 (46) май 2021 г.

Дата публикации: 08.04.2021

Статья просмотрена: 95 раз

Библиографическое описание:

Гольцверт, Г. С. Влияние эволюционных процессов на речевые взаимоотношения между юношами и девушками / Г. С. Гольцверт, Л. Ф. Зубаирова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 5 (46). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/young/archive/46/2488/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ключевые слова: биологическая основа, когнитивный взрыв, обычное общение, романтический диалог, увеличение мозга.

Жизнь современного прогрессирующего общества невозможно представить без общения. Мы не можем обойтись без обычных «привет», «здравствуйте», «сколько стоит?», «как твои дела?» и тп. Роль общения неоценима. На родном языке мы делаем это автоматически, не задумываясь о том, почему мы говорим именно так. Мы общаемся на разные темы: просто интересуемся погодой или обсуждаем какую-нибудь книгу, решаем вопросы бизнеса или советуемся с учителем о том, как правильно решить задачу по физике. Наиболее интересно наблюдать за тем, как общаются люди противоположных полов. Их взаимоотношения вызывают очень много вопросов. Мы знаем, что эволюция гоминид продолжается уже более 6 млн. лет. Также не составляет труда понять, что одним из главных продуктов этого великого процесса стало увеличение мозга до настоящих размеров. Это связано со многими факторами, начиная с когнитивного взрыва, продолжая палеолитической революцией и, возможно, не заканчивая на достигнутом. Но один из факторов, который привел к эволюции генов, а, следовательно, к усовершенствованию организма гоминид, приведший к увеличению мозга, вызывает много вопросов. Это фактор моногамии. Мы знаем, что половой, как и естественный отбор, двигал эволюцию генов на пути к увеличению объема головного мозга. Но какими средствами это достигалось, до сих пор остается интереснейшим вопросом. Ученые полагают, что на ранней стадии эволюции, наши предки Ардипитеки Рамидусы ( Ardipithecus) перешли к моногамии.

Ardipithecus ramidus

Рис. 1. Ardipithecus ramidus

Это, в свою очередь, означает, что самцы и самки оставались в прочных семейных парах. Но для того, чтобы создать эти пары, партнеры должны сначала выбрать друг друга. Это производилось методом взаимного отбора. Самки выбирают самцов, самцы выбирают самок. Но по каким критериям и принципам? Это является главным вопросом нашей исследовательской работы. Именно поэтому мы задались вопросом, имеет ли обычное общение юноши и девушки какую-либо закономерность, можно ли предугадать дальнейшие жесты и слова, а если да, то почему?

При проведении нашего исследования мы, в первую очередь, имели целью изучить речевые взаимоотношения юношей и девушек на наличие биологической основы их речевого поведения и выявить ее природу .

Нами была выдвинута гипотеза, что существует влияние эволюционных процессов на речевые взаимоотношения между юношами и девушками.

Постановка эксперимента.

Для доказательства выдвинутой теории, ними был поставлен эксперимент, который проходил в два этапа:

Этап I

Определенную группу людей, а именно учеников 10,11 классов школы, мы делили по половому признаку (мальчики и девочки) после чего, на слайде им были представлены фотографии моделей мужского и женского пола. Им было предложено выбрать из нескольких вариантов наиболее понравившуюся фотомодель и составить романтический диалог в виде сочинения с выбранной моделью. Далее, им было предложено написать сочинение на тему «Моя школа», для того чтобы иметь контрольный и измерительный материал. Это было проведено с целью дальнейшей проверки на наличие сложных синтаксических конструкций, эмоционально окрашенных «красивых» слов и словарных оборотов. В качестве контрольного образца были представлены сочинения о школе, в качестве измерительного образца — сочинения в виде романтического диалога. Такой метод изучения эволюционной психологии был применен английскими учеными, которые имели успех в своих исследованиях, но по неизвестным нам причинам наши школьники написали сочинения крайне плохо, из-за чего нам не удалось подтвердить гипотезу исследования на этом этапе. Сочинения были небольшими по объему и несодержательными, несмотря на то что участникам предлагалось 45 минут на написание сочинения. В связи с этим, нами был проведен второй этап эксперимента, который не встречался ранее нигде.

Этап II

Из первого этапа нами были сделаны следующие выводы: мы смогли узнать лишь то, какие типы людей предпочитают в качестве партнера мальчики и девочки. Это дало возможность для следующего логического шага в исследовании. Нами были приглашены двое молодых людей: юноша и девушка, которые любезно согласились принять участие в эксперименте. Молодые люди были выбраны на основе предпочтений школьников, установленных по первому этапу эксперимента. Их задача заключалась в том, чтобы задавать нейтральные вопросы, мы, в свою очередь, фиксировали эти индивидуальные диалоги на камеру, для дальнейшего анализа на наличие сложных синтаксических конструкций и «красивых» слов в речи. Вопросы школьники ранее не знали и были не готовы к ответам, поэтому мы могли опираться на эти ответы, как на самые искренние и точные. Перед тем, как школьникам были заданы вопросы приглашенными молодыми людьми, с которыми они не были знакомы, мы немного пообщались на нейтральные темы с девочками, для которых мы, разумеется, не рассматриваемая, как потенциальные половые партнеры. Стоит указать на небольшую деталь, которая играет важную роль! Для усиления эффекта от индивидуального диалога, молодым людям, которые были приглашены задавать вопросы, было сказано не пользоваться продукцией парфюмерии. Это было сделано для того, чтобы феромоны, испускаемые телами собеседников, чувствовались лучше.

II этап эксперимента

Рис 2. II этап эксперимента

Анализ результатов проходил следующим способом. Мы прослушивали записанные на камеру диалоги, смотрели на определенные движения рук, мимику участников и делали соответствующие выводы.

Нами были выявлены такие речевые обороты, которые мальчики не употребляют в обычном общении со своими сверстницами, которые не являются для них потенциальными половыми партнерами. Самой яркой отличительной чертой являются сложные ответы на вопросы. Вместо привычных для мальчиков ответов «да», «нет», мальчики отвечали развернуто. Были выявлены сложные синтаксические конструкции и эмоционально окрашенные слова. Например, мальчики часто употребляли оборот «я думаю, что…» или «отличительными чертами являются…», использовали в речи причастные и деепричастные обороты, которые в обычном общении не встречаются. Одно из ключевых отличий в общении с собеседником — мальчиками было показано свое чувство юмора, что является важным звеном для понимания причины такого поведения.

Такой же метод анализа эксперимента мы применили к видеозаписям индивидуальных диалогов девочек.

Результаты эксперимента

Результаты, полученные нами в эксперименте, были следующие: девочки вели себя сдержанно, речь была бедной, ответы на вопросы были односложными и синтаксические конструкции однообразными. У мальчиков получился противоположный результат: юноши показывали высокий уровень своего интеллекта, использовали разнообразные синтаксические конструкции, давали развернутые ответы, включая изобразительно-выразительные средства, демонстрировали свое чувство юмора. То, что мы получили в результате анализа эксперимента, абсолютно точно говорит о том, что мальчики стремились продемонстрировать свой интеллект, применяя сложные речевые обороты, «красивые» слова, показывая свое чувство юмора. Стоит уточнить, что уровень интеллекта у мальчиков и девочек по статистике одинаков, но выражается в различных ситуациях. У мальчиков интеллект выражается в хорошем чувстве юмора, а у девочек он выражается в более практичных ситуациях (решение каких-либо бытовых задач и т. п.). Наши результаты относительно девочек говорят о том, что они, напротив, стремились «спрятать» свой интеллект и эрудицию, они стремились казаться более глупыми.

Теоретическое объяснение полученных результатов

Такое поведение у человека объясняется тем, что, когда человеческие предки только перешли к моногамии, самка, выбирая самца, в первую очередь, заботилась о том, чтобы обеспечить свое потомство хорошими генами, а ничто не гарантирует хорошие гены лучше, чем большой мозг, а если мозг большой, значит, самец умный. Поэтому юноши в нашем эксперименте проявляли свой интеллект более выражено. А самец, выбирая самку, руководствовался тем, чтобы самка не могла ему изменить, грубо говоря, не додумалась бы. Значит, ему нужно выбирать более глупую самку, поэтому девочки в нашем эксперименте использовали бедный словарный запас и стремились не демонстрировать высокий уровень интеллекта. Все это неминуемо влияло на распространение генов, продолжение рода, а, следовательно, не могло не поддерживаться естественным отбором. Данные эксперимента показали, что в современном человеческом обществе это сохранилось в немного видоизмененном виде. Мальчики стремятся к демонстрации своего интеллекта, а девочки действуют с точностью до наоборот. Однако стоит учитывать, что это вовсе не свидетельствует том, что девочки глупее мальчиков. Это говорит о том, что девочки смогли приспособиться к постоянно меняющимся условиям: они привлекают этой способностью юношей. Умная самка сумеет заручиться поддержкой высокорангового умного и сильного самца, обеспечивая при этом хорошие гены своему потомству, и сможет регулярно приносить это потомство в моногамной паре. А это, в свою очередь, не может не поддержать половой и естественный отбор. Это называется моделью «Макиавеллиевского интеллекта».

Макиавеллиевский интеллект — это система поведения гоминид, построенное на основе обучения на чужих ошибках, плетению интриг, в результате которого одна особь стремится быть умнее другой. Но для появления такой возможности была необходима речь, которая послужила когнитивным взрывом для дальнейшего развития древних гоминид.

Это говорит о том, что в общении современного общества, а именно, в общении между представителями разных полов присутствует биологическая основа.

Затруднительные вопросы и предполагаемые ответы на них

Но остается не совсем ясен тот факт, что девочки в нашей теории выбирают мальчиков.

Выбор самок самцами ясен, это встречается у многих видов животных. Но встречается ли выбор самцов самками? Да, встречается, мы можем видеть это у определенных видов птиц. У этих видов происходит перераспределение обязанностей, а именно: самки ведут ожесточенные бои за самцов, а самцы являются заботливыми родителями. Этот факт особенно хорошо свидетельствуют о верности наших выводов.

Можно привести пример, находящийся ближе к человеку по эволюционному древу — обезьяны бонобо. В их сообществах до известной степени наблюдается матриархат.

Одним из главных вопросов к полученным результатам, при проведении эксперимента оставался аспект стеснения. Девочки могли стесняться, из-за чего стали говорить менее активно, развернуто и полно. Ответ на этот вопрос мы можем найти, обратившись к теории ошибочных действий Зигмунда Фрейда, о которой он пишет в своем труде «Введение в психоанализ. Лекции». Благодаря этой теории мы можем просто узнать это стеснение как таковое.

Вывод

Таким образом, можно сделать вывод, что биологическая основа в речевых взаимоотношениях между людьми разного пола присутствует и оказывает значительное, если не ключевое, значение. Значение эволюционных процессов в речевых взаимоотношениях между мальчиками и девочками очень важно и является одним из ключевых факторов, благодаря которому можно выявить алгоритмы и закономерности поведенческих реакций.

Мы можем сказать, что поведение человека, его чувства и эмоции, речевые и иные взаимоотношения определяются эволюционными процессами, которые происходили на протяжении всей истории становления гоминид, происходят в организмах современных людей и будут происходить.

Важным остается то, что даже несмотря на то, что мы можем знать основы поведения человека, его анатомию, физиологию, он все равно не становится просто биоматериалом. Человек — это индивидуальность, заслуживающая уважения.

Литература:

  1. Марков А. В. «Эволюция человека. Обезьяны. Кости и Гены. Том I». ACT: CORPUS, 2018.
  2. Марков А. В. «Эволюция человека. Обезьяны. Нейроны и Душа. Том II». ACT: CORPUS, 2015.
  3. Чарльз Дарвин. «Происхождение видов путем естественного отбора». СПб.: Азбука, Азбука- Аттикус, 2017.
  4. Зигмунд Фрейд. «Введение в психоанализ. Лекции».
  5. Роберт Сапольски. «Биология поведения человека. Биология добра и зла», Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2019.
  6. Франс Де Вааль «Достаточно ли мы умны, чтобы судить об уме животных?». ООО «Альпина нон-фикшн», 2019.
  7. Роберт Сапольски «Кто мы такие? Гены, наше тело, общество». ООО «Альпина нон-фикшн», 2020.
  8. Франс Де Вааль «Истоки морали. В поисках человеческого у приматов». ООО «Альпина нон-фикшн», 2020.


Ключевые слова

биологическая основа, когнитивный взрыв, обычное общение, романтический диалог, увеличение мозга

Похожие статьи

Особенности межличностной перцепции и образа тела у подростков

О формировании коммуникативных компетенций у умственно отсталых подростков как условие профилактики виктимного поведения

Подростковый возраст признается более восприимчивым в отношении эмоциональных расстройств и нарушения поведения не только у детей нормы, но и подростков с умственной отсталостью.

Когнитивно-поведенческая терапия при возникновении срыва у химически зависимого клиента

Влияние саморегуляции на антивитальные переживания подростков

Когнитивно-поведенческий подход в работе с иррациональными установками у юношей

В статье автор исследует когнитивно-поведенческий подход к психокоррекции иррациональных установок у юношей.

Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет

В статье рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов ассертивности в поведенческой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах у подростков 12–13 лет. Выявлены основные связи между факторами школьной тревожности, навыком уверенного поведения и ирр...

Психологический портрет аддикта

В статье предлагается рассмотреть личность с химической зависимостью, попытаться понять, что же влияет на формирование аддикции, как взаимодействует биологический, психологический и социальный компоненты. Автор предлагает отследить личностно-психолог...

Изучение гендерных различий интеллектуальной деятельности человека

В статье описываются и изучаются интеллектуальные гендерные различия.

К вопросу о проблемах стрессовых и депрессивных состояний и их профилактике у студентов

Влияние физической активности на когнитивные функции мозга

Похожие статьи

Особенности межличностной перцепции и образа тела у подростков

О формировании коммуникативных компетенций у умственно отсталых подростков как условие профилактики виктимного поведения

Подростковый возраст признается более восприимчивым в отношении эмоциональных расстройств и нарушения поведения не только у детей нормы, но и подростков с умственной отсталостью.

Когнитивно-поведенческая терапия при возникновении срыва у химически зависимого клиента

Влияние саморегуляции на антивитальные переживания подростков

Когнитивно-поведенческий подход в работе с иррациональными установками у юношей

В статье автор исследует когнитивно-поведенческий подход к психокоррекции иррациональных установок у юношей.

Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет

В статье рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов ассертивности в поведенческой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах у подростков 12–13 лет. Выявлены основные связи между факторами школьной тревожности, навыком уверенного поведения и ирр...

Психологический портрет аддикта

В статье предлагается рассмотреть личность с химической зависимостью, попытаться понять, что же влияет на формирование аддикции, как взаимодействует биологический, психологический и социальный компоненты. Автор предлагает отследить личностно-психолог...

Изучение гендерных различий интеллектуальной деятельности человека

В статье описываются и изучаются интеллектуальные гендерные различия.

К вопросу о проблемах стрессовых и депрессивных состояний и их профилактике у студентов

Влияние физической активности на когнитивные функции мозга

Задать вопрос