В статье автор выявляет актуальность классических произведений русской литературы.
Ключевые слова: классика, русская литература, интервью.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.
И. С. Тургенев
Разбирая сюжеты фильмов и других произведений кинематографа, мы можем позвать на интервью режиссеров, сценаристов, актёров. А как же быть с книгами? Кто поможет нам донести до зрителей их смысл?
Есть одни очень хорошие претенденты — их герои. Они, как никто другой, осведомлены о сюжетах произведений и их посыле. Что, если бы мы могли взять у них интервью? Ведь интересно было бы наяву послушать того человека, чей образ формировался в нашей голове в зависимости от его действий и слов лишь на бумаге.
Помогли бы эти персонажи нам сильнее проникнуться работами писателей, увидеть подробности, раньше нам недоступные?
Безусловно! Потому что они те, кому известны события, оставшиеся за кулисами. И зрителям сегодняшней программы предстоит в этом убедиться.
Ведущий:
Добрый вечер, дорогие зрители! С вами программа «Русская классика здесь и сейчас». Сегодня мы затронем тему актуальности русской классической литературы в наше время. Помогут нам разобраться в этом герои произведений «Мцыри» М. Лермонтова и «Недоросль» Д. Фонвизина. Приглашаем в студию Мцыри.
Мцыри:
Здравствуйте, дорогие зрители!
Ведущий:
Как произведение, в котором вы являетесь главным героем, может помочь нашим зрителям приобщиться к произведениям классической русской литературы, а главное, чем оно актуально в наши дни?
Мцыри:
Поэма «Мцыри» показывает стремление человека к свободе и роль судьбы в его жизни.
Ведущий:
Свобода… Но разве сейчас каждый не волен жить, как пожелает? А судьба не всего лишь суеверие?
Мцыри:
Мне кажется, что тогда, что и сейчас, не все в мире могут быть свободными по разным причинам, среди которых может быть и судьба. Покажу вам это, дорогие зрители, на примере своей собственной истории. Я жил в заточении много лет и томил в голове желание выбраться на свободу. Однажды оно одолело меня. Мой дух с телом вырвались из душного монастыря. На свободе мне открылось то, чего я был лишён. Семья, друзья, Родина — всё это переполняло меня. Мне хотелось вернуться туда, где я был рождён. Однако судьба распорядилась иначе. Все мои старания, битва с барсом не осуществили моё заветное желание, а возвратили к началам, в монастырь!
Ведущий:
Вы были обделены радостями жизни, и когда вам выдался шанс их испытать, он обернулся для вас разочарованием. Жалеете ли вы, что стремились к тому, чего не могли достичь?
Мцыри:
Нет. Мои попытки изменить свою судьбу окончились неудачей, но в то мимолётное мгновение на свободе я испытал несомненно больше чувств, чем если бы остался в монастыре, смирившись со своей участью. Поэтому призываю вас, дорогие слушатели, не бояться перемен. Сейчас мир переживает сложные времена. Пока существование одних людей описывает фраза: «Жил и не тужил», другие вынуждены сражаться за свободу и благополучие. Они, как и я, лишены самого дорогого. Однако нельзя подобно мне, лишь одним желанием добиться чего-то, потому что иногда на успех влияют другие факторы, независящие от человека. Мне остаётся лишь верить, что история моей жизни станет уроком для вас и побудит менять не только вашу жизнь, но и законы этого мира, мешающие вам быть свободными.
Ведущий:
Как и вы, Мцыри, я надеюсь, что ваш опыт останется в сердцах наших зрителей и вдохновит их двигаться дальше. Спасибо вам за ваш мудрый совет.
А теперь давайте послушаем другого героя, чья судьба сложилась лучше. Приглашаем Стародума, героя произведения «Недоросль».
«Недоросль» стала одной из самых известных пьес в России. Как вы думаете, почему?
Стародум:
Очень поучительное произведение на мой взгляд. Отражает насущные проблемы всех времён.
Ведущий:
Какая из них кажется вам наиболее распространённой сейчас?
Стародум:
Думаю, неправильное воспитание. Сколько живу, а это вижу часто. Взрослые, словно Простакова, внушают ребятам занятия, которые им не интересны, объясняя это тем, что без них никуда, и они обязательно пригодятся в будущем. Такие родители лишь видят в ребёнке образ, придуманный ими, а не самостоятельного человека. Они не обращают внимания на истинные интересы ребёнка, не понимая, что наоборот губят его. В их голове существует только вымышленная иллюзия. Хотя, чему они могут научить, если их учили также?
Ведущий:
Вы правы, как говорится: «Яблоко от яблони недалеко падает». В «Недоросле» мы видим отрицательный пример воспитания в семье Простаковых, на который совершенно нельзя равняться, а вот вы, Стародум, полная противоположность. Дочь ваша выросла хорошим человеком, поэтому пусть наши зрители учатся у вас, согласны?
Стародум:
Каждый родитель должен сам решить, по какому пути пойти. Главное найти тот, что не навредит ребёнку, а с кого взять пример — их собственный выбор. Однако как Простаковы быть точно не нужно.
Ведущий:
Не могу с вами не согласиться. А наш выпуск подходит к концу. Дорогие зрители, благодаря словам наших сегодняшних гостей, показавших нам произведения «Мцыри» и «Недоросль» с другой стороны, вы узнали о том, что во многих произведениях русской литературы можно найти значимые и актуальные в наше время проблемы. Всё-таки не зря они являются классикой!
А с каким героем согласны Вы?