Территория Самарской области по своему географическому положению имеет природные социально-экономические особенности. Развитая инфраструктура представляет область крупным транспортно-логистическим узлом Российской федерации. Через нее проходят автомагистрали из Центральной Европы в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан.
Цель исследования : определить факторы, влияющие на гибель животных на автодорогах.
Задачи :
– Определить виды погибших животных;
– Подсчитать количество погибших животных в разные годы;
– Привлечь внимание общественности, школьников к проблеме гибели животных на автодорогах.
Предмет исследования: погибшие животные на автомагистрали М-32.
Объект исследования: природно-территориальный комплекс, на который воздействует транспортная инфраструктура.
Гипотеза : увеличение автотранспортных средств и протяженность дорог ведет к увеличению числа погибших животных.
По области проходят автомагистрали трех основных категорий:
– федеральные дороги: М-5, М-32 или Е-121 [1, стр. 11].
– региональные межмуниципальные дороги.
– дороги муниципальные (местные).
Исследования проходили в июле 2019 года, в июле 2020 года на трассе Самара — Большая Черниговка. Это главная, федеральная трасса, которая уходит на Казахстан. Протяженность участка дороги составила 149 км (по спидометру автомобиля). Интенсивность движения по дороге М-32 (фото № 1) в 2019 году была намного интенсивнее, чем в 2020 году.
Рис. 1. Участок магистрали М-32 (нора суслика)
Автомагистраль с усовершенствованным покрытием [1, стр. 11]. За 2 года трасса стала чище, обочина осыпана щебнем, меньше бытового мусора, скошена трава вдоль трассы, поставлены эколого-информационные баннеры. В населенных пунктах дорога хорошо освещена.
Гибель животных на автодорогах в ДТП — прогрессирующая экологическая проблема. Этой актуальной проблеме посвящены исследования зарубежных и отечественных специалистов. Во многих областях Российской Федерации масштабы смертности животных в ДТП весьма существенны. В ДТП погибают и краснокнижные животные — леопард, амурский тигр. На Дальнем Востоке построен экологический тоннель в национальном парке. Его открытие состоялось 25 марта 2016 года.
При сравнении числа погибших животных по видам за 2019 и 2020 гг выявлены различия. Различия в возрастном составе и в количественном.
Июль 2019 год июль 2020 год
Млекопитающие — 16 (47 %) Млекопитающие — 9 (60 %)
Амфибии — 8 (23,5 %) Амфибии –4 (26,7 %)
Птицы — 8 (23,5 %) Птицы — 2 (13,3 %)
Пресмыкающиеся — 2 (5,8 %)
Таблица 1
Виды и количество погибших животных
Виды животных |
Июль 2019 г. |
Июль 2020 г. |
|
2 |
Жаба зеленая |
4 |
2 |
3 |
Жаба серая |
4 |
2 |
5 |
Ворона серая |
1 |
- |
6 |
Мышь полевая |
3 |
1 |
7 |
Еж обыкновенный |
1 |
- |
12 |
Воробей полевой |
3 |
1 |
13 |
Уж обыкновенный |
1 |
- |
14 |
Лисица |
4 |
2 |
15 |
Суслик малый |
8 |
6 |
16 |
Перепел обыкновенный |
1 |
- |
17 |
Пустельга обыкновенная (занесена в Красную Книгу) (фото 2) |
1 |
- |
19 |
Ящерица |
1 |
- |
20 |
Голубь сизый |
2 |
1 |
всего |
30 |
15 |
|
Вывод: Высокие показатели гибели:
– амфибий в зоне степей, т. к. меняется гидрологический режим ПК,
– птиц — падальщиков, которые селятся в лесопосадках вдоль автотрасс.
– млекопитающие по размеру маленькие — молодняк. По числу погибших особей в 2019 году, на автодороге М-32 на первом месте оказался суслик малый (фото 3), на втором — лисица (фото 4), на третьем — мышь полевая.
Рис. 2.Пустельга обыкновенная.
Рис. 3 Суслик малый.
Рис. 4. Лисица.
Таблица 2
Факторы транспортной инфраструктуры, влияющие на гибель животных
Гибель животных в ДТП |
Потеря местообитания животных |
Обочина дорог — место обитание животных |
Загрязнение среды обитания |
Изменение среды обитания |
Факторы прямого воздействия |
Факторы косвенного воздействия транспортной инфраструктуры на гибель животных. |
|||
– Тип дорог – Интенсивность движения транспорта – Скорость движения – Ширина дороги – Обустройство обочины – Биоэкологи животных. |
В области около 2 % плодородных земель, занятых под дорожным полотном. |
– кормежка; – укрытие; – гнездование; – Миграция; – Распространение; – Размножение. В 10–20 м от дороги поля, лесопосадки. – Дорога проходит через населенные пункты. |
– Химическое загрязнение: – автомасла, бензин, мазут, соль; – Механическое загрязнение: – шум, свет, вибрация; – Пожары от сигарет; – Вытаптывание (выпас стада) – Гидрологические изменения; |
Дорога приводит к: изоляции в популяции, фрагментации популяции, разбалансировки среды, т. е. дорога становится барьером в период миграции и размножения |
Вывод: Косвенное воздействие оказывает более отрицательный эффект на гибель животных, чем фактор прямого воздействия, так как нарушается саморегуляция экосистемы. Факторы взаимосвязаны между собой.
Анализ видового состава погибших животных на автодорогах даст возможность проследить динамику изменения пищевой цепи в степной природной зоне.
Собранный материал был представлен на школьной, окружной научно-практических конференциях. Работа демонстрировалась обучающимся 5–11 классов на классных часах, как экологическое мероприятие, посвященное Дню памяти животных, погибших от рук человека (6 ноября), Всемирному дню защиты животных (4 октября).
Литература:
- Атлас Самарской области / Под ред. Шнырева В. В. — Самара: Роскартография, 1999.
- Атлас автомобильных дорог.-4-е издание. — Самара, 2008. — 200 с.
- Природа Куйбышевской области / сост. М. С. Горелов, В.и. Матвеев, А. А. Устинова. — Куйбышев: Кн. Изд-во, 1990.
- Самарская область: Хрестоматия по географии / Под ред. Носкова И. А. — Самара: ГОУ СИПКРО, 2008. — С. 53–82.
- Трофименко Ю. В., Евгеньев Г. И. Экология. Транспортное сооружение и окружающая среда»: Учеб. пособие. — М.: «Академия». — С. 257–269.