Цель работы: проанализировать известные произведения русской литературы, в которых числа играют наиболее важную роль, рассмотреть их использование и раскрыть значение чисел в творчестве писателей.
Гипотеза исследования: числа помогают раскрыть авторскую позицию, понять характеры героев и замысел произведения, на протяжении всех периодов русской литературы писатели использовали числа и вкладывали в них определенный смысл.
Методы исследования: изучение литературы о символике чисел, произведениях русской литературы, анализ и обобщение полученной информации.
Краткое теоретическое обоснование: во многих произведениях русской литературы числа встречаются достаточно часто — это возраст персонажей, номера домов, этажей, определенное время, в которое разворачиваются важные события книги. Ученые-филологи уделяли числам особое значение в литературе и искусстве, например, А. Ф. Лосев в книге «Проблема символа и реалистическое искусство» или В. Н. Топоров в работе «Миф. Ритуал. Символ. Образ». Анализ символики чисел отличается своей многозначностью и помогает раскрыть неизвестные ранее грани содержания произведений.
Задачи:
— Изучение литературы о символике чисел, ее значении в жизни людей.
— Изучение известных произведений русской литературы разных периодов.
— Изучение литературы о значении чисел в произведениях русских писателей и поэтов.
— Выбор из произведений наиболее подходящих для анализа.
— Анализ произведений русской литературы с точки зрения символики чисел.
— Обобщение информации и вывод.
Введение
Символы — художественные знаки, образы, имеющие многозначные, эмоционально-иносказательные смыслы. Они широко используются в произведениях русской литературы и способствуют их глубокому пониманию. В качестве символов могут выступать не только предметы, явления, события, но и числа, которые изначально можно встретить в Библии и другой религиозной литературе, например, Святая Троица, единство Бога, 12 апостолов, 4 всадника Апокалипсиса и так далее. Также числа широко использовались людьми в русском фольклоре: сказках, пословицах, поговорках, былинах, например 7 богатырей, 3 желания, один в поле не воин. Чаще всего, опираясь на символы в Библии или фольклоре, авторы закладывали смыслы в числа в своих произведениях, и в соответствии с этим их следует толковать.
Проанализируем произведения разных периодов русской литературы, чтобы доказать или опровергнуть гипотезу исследования.
«Слово о полку Игореве» (Древнерусская литература) 1185–1187 гг.
В произведении повествуется о неудачном походе князя Игоря на половцев. «Четыре княжеских шатра», «четыре солнца» символизируют собой четырех князей, уподобленных светилу: Игоря Святославича, Всеволода Святославича — его брата, обладающего необычайным мужеством, Владимира Игоревича, попадающего, как и отец в плен, и Святослава Ольговича, племянника князя Игоря, который управляет рыльской дружиной во время похода. Автор сравнивает их с солнцем, потому что оно — символ княжеской власти, посланной богом. Битва на реке Каяле длится три дня, в результате нее русские терпят поражение. Здесь используется прием троекратного повторения, как и во многих русских сказках, в которых обычно первые две попытки неудачные, а третья приносит успех. Но битва на Каяле, наоборот, проиграна, потому что это завоевательный поход, в котором Игорь ищет себе славу, он не заботится о погибающих людях, а думает только о себе. Так, автор показывает свое негативное отношение к походам, имеющим в основе эгоистичную цель, и, в целом, к проблеме раздробленности Руси. «Два сокола», «два чада», «два столба», «два светила», «два месяца» — это все говорится об Игоре и Всеволоде. Писатель намеренно повторяет число два столько раз, чтобы отразить противоречивость образов князей. С одной стороны, это мужественные, храбрые воины, которым сочувствует автор, с другой — эгоистичные, жаждущие славы герои, которых он осуждает. «Седьмой по счету век Троянов», то есть седьмое столетие, отсчитывая от века основания русской земли. Автор пишет, что если междоусобные войны не прекратятся, то седьмой век станет последним веком существования Руси. Он призывает князей объединиться и жить дружно, чтобы этого не произошло. Таким образом, с помощью чисел выражена идея произведения о призыве к объединению и авторская позиция по поводу раздробленности, единоличных походов князей.
«Наталья — боярская дочь» Н. М. Карамзин (Литература XVIII века) 1792 г.
В повести «Наталья — боярская дочь» рассказывается о любовных взаимоотношениях Натальи и Алексея, которые совершают подвиг на войне и заслуживают прощения, почестей. Н. М. Карамзин в характеристике образа боярской дочери часто применяет словосочетание «первый раз», чтобы подчеркнуть ее нежность, невинность, скромность, чувственность и благовоспитанность. Наталья встречается в храме с Алексеем на четвертый день, что говорит о прочности их будущих чувств, устойчивости, продолжительности отношений до самой смерти. То есть автор уже в начале произведения благодаря этому числу подчеркивает долговечность будущей любви героев, серьезность их намерений. Алексей становится пятым, вошедшим в храм, это означает, что его чувства к Наталье будут подкреплены божественными силами, и он не является разбойником, как сначала думает няня. Алексей рассказывает Наталье, как тринадцать лет назад приближенные царя оклеветали боярина Любославского, как в течение тринадцати лет он не мог доказать того, что его отец не изменял государству и не принадлежал мятежникам. Использование здесь числа тринадцать говорит о том, что с боярином поступили нечестно, ему просто не повезло. Но к концу произведения справедливость торжествует, главные герои показывают свой патриотизм, честь и желание служить царю, а Алексей благодаря подвигу доказывает невиновность отца. Таким образом, Н. М. Карамзин использует числа для усиления экспрессивности речи, сохранения архаичности произведения, более точного отражения атмосферы того времени и придания сказочного оттенка.
«Пиковая дама» А. С. Пушкин (Литература первой половины XIX века) 1833 г.
А. С. Пушкин насыщает произведение числами, чтобы добавить таинственности, загадочности, недосказанности повести. Число один автор связывает с образом Анны Федотовны, которая остается «одна» или, например, просит прочитать «первый том». Оно символизирует своенравие, эгоистичность, зацикленность на себе старой графини, ее избалованность высшим светом. А число два А. С. Пушкин обычно использует с образом Лизаветы Ивановны, воспитанницы Анны Федотовны. Ей приходится терпеть тяжелый характер графини, как число два следовать за единицей, идти после нее. Двойка также подчеркивает мягкость, нерешительность, внутренние противоречия Лизаветы Ивановны. Эта повесть написана в рамках литературного направления романтизм, для которого характерно двоемирие: игрок постоянно находится между выигрышем и проигрышем, а читатель на грани реальности и фантастики, между двумя мирами. Во время игры Германна на столе лежит более тридцати карт, а поскольку Иуда продает Иисуса за тридцать сребреников, ничего хорошего от этой карточной игры ждать не стоит, и герой проигрывает. Число три обычно символизирует нечто божественное, совершенное, но А. С. Пушкин делает его дьявольским, при характеристике образа Германна, например, «на его душе, по крайней мере, три злодейства…» или он пытается овладеть тайной «трех карт», хотя карточная игра считается грехом. Автор также показывает зацикленность героя на деньгах, желание пойти на все, чтобы их заполучить. Символ бога, совершенства становится для него всего лишь «тремя картами», что доказывает духовную неразвитость героя, его приземленность. Германн узнает от духа умершей графини, что разгадка карточной тайны заключена в тройке, семерке и тузе. Ставя деньги на две первые карты, которые считаются счастливыми, герой выигрывает, но благодаря тузу, обозначающему 11 в карточной нумерации, проигрывает и сходит с ума, потому что число одиннадцать символизирует грех, преступление закона. Любые числа используются А. С. Пушкиным не случайно, они оказывают влияние на судьбы и характеры героев, предрешают развязку произведения.
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский (Литература второй половины XIX века) 1866 г.
В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский использует большое количество чисел, которые можно толковать, зная, что писатель был хорошо знаком с Евангелием и русским фольклором. Благодаря числу семь автор создает атмосферу Петербурга: «семилетний» уже «развратен и вор», хотя ребенок до семи лет в христианстве считается безгрешным. Это говорит о том, что в городе нет ничего «святого», в нем живут пьяные, злые люди, и царит неприятная, угнетающая атмосфера, которая подталкивает Раскольникова к совершению преступления. Старуха-процентщица живет в доме, где лестница состоит из тринадцати ступеней, обычно это число не предвещает ничего хорошего и говорит о несчастье, которое случится в доме. Число тридцать используется Достоевским, когда речь идет о денежных проблемах героев: тридцать целковых выкладывает Соня перед Катериной Ивановной, тридцать рублей обещает мать выслать Раскольникову, за тридцать тысяч сребреников Марфа выкупает Свидригайлова, который позже предает женщину и доводит ее до смерти, как Иуда продает Иисуса за тридцать сребреников. Как говорилось ранее, число три принято считать божественным, совершенным числом . Содной стороны, оно является символом несчастья для героев, совершающих безнравственные поступки: три раза Раскольников ударяет старуху по голове, три раза Свидригайлов бьет жену кнутом, предположительно, трех человек убивает главный герой вместо одного (старуху, беременную Лизавету). С другой стороны, число три становится символом обновления, надежды, когда герои совершают благородные поступки: Раскольников признается в совершении преступления в конторе на третьем этаже, в третьей комнате, Свидригайлов дает Соне три тысячи рублей в знак благодарности, Марфа Петровна оставляет Дуне три тысячи рублей. Число четыре постоянно преследует Раскольникова: старуха живет на четвёртом этаже, в четвёртой по счёту комнате, украденные вещи герой прячет под камень четырехэтажного дома и так далее. Это число символизирует все мучения Раскольникова, «крест» вины, который он должен нести из-за преступления. Поэтому, когда Соня просит его встать на перекрестке и поклониться на все четыре стороны, это приобретает символическое значение: она хочет избавить Раскольникова от «креста», вины. Число семь означает союз бога и человека. Главный герой собирается совершить убийство в семь часов вечера, но удачным это преступление назвать нельзя, потому что после него Раскольников чувствует угрызения совести и вину. Так, автор показывает, что в начале произведения связь Раскольникова с богом была разорвана, и все события, которым сопутствовало число семь, оказывались неуспешными. Но к концу романа главный герой приходит к раскаянию и снова обретает связь с богом, поэтому в эпилоге число семь предстает для Раскольникова, как спасительное: «Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней». Таким образом, числа помогают отразить негативное отношение Ф. М. Достоевского к отречению от традиционных ценностей, норм морали и созданию собственной философии, противоречащей христианскому мировоззрению.
«Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков (Литература XX века) 1937 г.
Произведение «Мастер и Маргарита» насыщено фантастическими элементами, каждый из которых очень важен для понимания произведения, его идеи. В тексте романа часто присутствуют противопоставления: солнце и луна, добро и зло, жизнь и смерть, которые сопровождаются числом два. Автор использует прием антитезы, например, две санитарные машины везут умершего Берлиоза в морг и живую раненую вожатую в больницу или в двухэтажном доме Грибоедова происходит противостояние добра и зла. Часы ударяют два раза, когда Бездомного отправляют в лечебницу: он переходит от свободной жизни к существованию, полному ограничений. Число четыре символизирует приближение беды, несчастного события, например, четыре человека не дают Бездомному сбежать из психбольницы, благодаря чему он теряет веру в освобождение, приходит к отчаянию, духовной гибели и сумасшествию. В МАССОЛИТе двенадцать членов правления, вместе с умершим Берлиозом — тринадцать человек. Это пародия Булгакова на двенадцать апостолов, двенадцать учеников Иисуса Христа: тринадцать литераторов являются мелочными, корыстными, ограниченными людьми, их можно назвать «антиапостолами». В романе присутствуют три мира: древний ершалаимский, потусторонний и современный московский, в каждом из которых присутствуют похожие персонажи, эпизоды и описания, например, толпа на бале сатаны, толпа в Ершалаиме, которая слушает приговор, и толпа у касс театра Варьете. Число три отражает наиболее общую характеристику бытия: трехмерность пространства, три категории времени (прошедшее, настоящее, будущее) и так далее. Числа 5 и 6 в романе Булгакова связаны со злом, потому что свита Воланда вместе с ним самим составляют пять существ; в шестиэтажном доме № 302-бис (3+2=5), в шестом подъезде, на пятом этаже находится квартира № 50, где размещается Воланд и его свита, которые распространяют «зло» по всему городу. Так, числа 5 и 6 означают контакт со злом, который помогает героям прийти к духовной, физической гибели или, наоборот, дает возможность им исправить ошибки. С помощью чисел автор вносит в произведение детальность, интересные образы, которые помогают создать цельную картину романа и передать его основную идею.
Вывод
Таким образом, в соответствии с целью работы в исследовании было рассмотрено и проанализировано использование чисел в произведениях разных периодов русской литературы, доказано, что писатели вкладывали в них таинственный, неоднозначный смысл. Для толкования чисел в произведениях каждого писателя нужно было оценивать особенности его творчества, мировоззрения и принципов, обращаться к Библии и русскому фольклору. Также я доказала гипотезу исследования: благодаря числам действительно можно раскрыть авторскую позицию, глубже понять характеры героев и идею произведения.
Литература:
- Слово о полку Игореве: Сб./ Вступ. ст. Н. А. Заболоцкого; реконструкция древнерус. текста и перевод Н. А. Заболоцкого.М., 1972.
- Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. Повести. — М.: Правда, 1982. — 608с.
- Пушкин А. С. Полн. собр. соч. Т. 1–16. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937–1949. Т. 2.
- Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание // Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 томах. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1989. Т. 5. С. 5–520.
- Булгаков, М. А. Мастер и Маргарита [Текст],2005. — 416с.
- Бидерманн Ганс. «Энциклопедия символов» — пер. с нем. — М.: Республика, 1996г. — 375с.
- «Энциклопедия символов, знаков, эмблем» /сост. В. Андреева и др. — М.: Локид; Миф. — 576с.
- Бауэр Вольфган и др. «Энциклопедия символов»/пер. с нем. — М.: Крон-Пресс, 1998г. — 512с.
- Нумерология и судьба-2. — Пер. с англ. — М.: ООО «Мир книги», 2002. — 368с.
- Введение в литературоведение. Поспелов Г. Н. Учеб. для филол. спец. ун-тов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк. — 1988. — 528с.
- Филологический анализ текста. Николина Н. А. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 256 с.