В данной статье рассматривается вопрос возможности самостоятельного изучения учащимися темы «Комплексные числа». Исследуется вопрос об их применимости в алгебре и началах математического анализа. Представляется решение, позволяющее осуществить самостоятельный экскурс в мир комплексных чисел.
Комплексные числа — важнейшая тема курса математики. Она не только имеет большое значение в современной науке, но и входит в программу обучения большинства вузов, в том числе и без технической направленности. Несмотря на это, ознакомление с темой происходит только на последнем году школьного обучения, в 11 классе. Кроме того, данной темы нет в Едином Государственном Экзамене, а значит есть риск, что время, выделенное на изучение комплексных чисел, теоретически может быть сокращено в пользу подготовки выпускников к экзамену. В таком случае школьники ознакомятся с этой важной и интересной темой лишь поверхностно, либо уже в вузе. Таким образом, знания школьников о числовых множествах ограничиваются действительными числами, а это сказывается как на решении конкретных задач, так и на математическом кругозоре учеников.
Что такое комплексные числа, чем они отличаются от действительных и как может быть применена теория комплексных чисел — вопросы, которые легли в основу проводимого нами исследования.
При изучении истории числовых множеств важно понимать, что их развитие всегда требовало много времени. Даже отрицательные числа когда-то были чужды математикам и требовали подробного изучения.
Можно сказать, что история комплексных чисел начинается с XVI века, когда началось подробное изучение кубических уравнений. Для их решения итальянским ученым Дж. Кардано была выведена общая формула для решения кубического уравнения
В случае, если уравнение имеет единственный действительный корень, проблем не возникает. При этом если уравнение имеет три, пусть и действительных, корня, для их нахождения потребуется извлечь квадратный корень из отрицательного числа. Таким образом перед математиками встала проблема: почему для получения действительных корней уравнения требуется применение невозможной операции извлечения корня из отрицательного числа? Для ее решения в 1545 г. Дж. Кардано предложил ввести новые числа вида
Изначально новые числа были восприняты с настороженностью, а некоторые математики считали, что результаты исследований, полученные с их помощью, недостоверны и требуют дополнительных доказательств. Несмотря на это изучение чисел продолжалось, и в 1572 г. итальянский математик Р. Бомбелли установил первые правила арифметических операций. В 1637 году Р. Декарт ввел название «мнимые числа», а в 1777 г. Л. Эйлером был введен символ
Таким образом, комплексные числа стали достаточно популярны и в настоящее время широко применяются в науке.
Вопрос самостоятельности изучения теории комплексных чисел побудил нас к поиску решения, которое бы позволило наглядно представить информацию по теме и сделать ее доступной для всех интересующихся. Таким решением стало создание онлайн-курса.
Анализ различных цифровых сервисов позволил выявить и сравнить платформы, наиболее пригодные для его создания. В таблице 1 представлена сравнительная характеристика отобранных цифровых сервисов.
Таблица 1
wizer.me |
geogebra.org |
wordwall.net |
quizizz.com |
|
Возможность добавлять свои материалы |
+ |
+ |
+ |
+ |
Обязательная регистрация |
+ |
- |
+ |
- |
Бесплатность |
- |
+ |
- |
+ |
Возможность размещать как теоретический материал, так и задания |
+ |
+ |
- |
- |
Наглядность представления информации |
+ |
+ |
Возможно представление только в виде тестовых заданий |
Возможно представление только в виде тестовых заданий |
Структурированность представления информации |
Возможно создание краткого конспекта |
+ |
Возможно представление только в виде тестовых заданий |
Возможно представление только в виде тестовых заданий |
По данным таблицы видно, что для размещения обучающего курса наиболее подходящей является платформа geogebra. Ее главное отличие заключается в том, что пользователь может разместить большой объем информации, структурировать материал, а также добавить в работу необходимые графики, построения и схемы. При необходимости их можно сделать интерактивными, чтобы пользователи могли взаимодействовать с материалом.
Далее была определена структура курса. Онлайн-курс состоит из двух частей, первая — теоретическая, в ней приведены все необходимые для изучения темы термины, такие как:
— определение комплексного числа;
— геометрическая интерпретация комплексного числа;
— модуль комплексного числа;
— сопряженное к числу и свойства сопряженных;
— аргумент комплексного числа.
Кроме этого, рассмотрены формы записи комплексных чисел: алгебраическая, тригонометрическая и показательная.
Вторая часть — практическая. В ней рассмотрены арифметические действия с комплексными числами. Каждая из частей состоит из нескольких разделов, каждый из которых оканчивается интерактивным графиком и несколькими небольшими заданиями к нему.
Например, в разделе, посвященному умножению комплексных чисел, содержатся задания на доказательство, которые можно выполнить с помощью графика: «Докажите, что: 1) при перемножении комплексных чисел их модули перемножаются, а аргументы складываются; 2) при умножении комплексного числа на действительное получается комплексное число; 3) результат умножения сопряженных — всегда действительное число (сопряженные симметричны относительно оси абсцисс); 4) что
На основании изученной теории, запроса учащихся, студентов — потенциальных потребителей был создан онлайн-курс, размещенный по ссылке: https://www.geogebra.org/m/kxxrqtvv
По результатам проведенного в ходе апробации курса опроса был сделан вывод о соответствии продукта критериям: понятность, полнота изложения информации, структурированность, удобство интерфейса, бесплатность. Также большинство участников отметили, что планируют использовать продукт проекта при изучении комплексных чисел в 11 классе. Это обосновывает актуальность исследования, а также показывает, что проблема, поставленная в начале работы, может быть решена с помощью итогового продукта.
Таким образом, данная исследовательская работа поможет ученикам расширить свой математический кругозор, а также может повысить интерес к самому предмету, а продукт проекта будет способствовать самостоятельному изучению комплексных чисел школьниками.
Литература:
- Алгебра и геометрия комплексных чисел [Статья]/ авт. А. Канунников // Квант. — Май 2017 г. — стр. 28–31, 34.
- Алгебра и начала математического анализа. 11 класс [Книга] / авт. Пратусевич М. Я. Столбов К. М., Головин А. Н.. — [б.м.]: Издательство «Просвещение», 2010.
- Гиперкомплексные числа [Книга] / авт. Кантор И. Л. Солодовников А. С.. — [б.м.]: Издательство «Наука», 1973.
- Изучение комплексных чисел в общеобразовательной школе [Статья] / авт. Жмурова И. Ю. Баринова С. В. // «Молодой ученый». — Январь 2020 г.. — стр. 312–314.
- Комплексные числа [Статья] / авт. С. Дориченко // Квант. — Сентябрь/Октябрь 2008 г.- стр. 11–18.
- Комплексные числа [Статья] / авт. Ю. Соловьев // Квант. — 1991 г.. — № 7. — стр. 47–54.
- Магия комплексных чисел [Статья] / авт. А. Канунников // Квант. — Май 2017 г. — стр. 5–11.