Теорема Виета в решении задач и уравнений степени n | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Высокая научная новизна

Рубрика: Математика: алгебра и начала анализа, геометрия

Опубликовано в Юный учёный №5 (46) май 2021 г.

Дата публикации: 21.04.2021

Статья просмотрена: 2004 раза

Библиографическое описание:

Шведова, В. А. Теорема Виета в решении задач и уравнений степени n / В. А. Шведова, Н. И. Трояновская. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 5 (46). — С. 36-40. — URL: https://moluch.ru/young/archive/46/2510/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор рассматривает применение формул Виета как универсального способа решения уравнений степени n. Представляется созданный автором уникальный онлайн тренажер как способ самостоятельной подготовки к решению олимпиадных задач, заданий ЕГЭ с использованием формул Виета.

В заданиях ЕГЭ и олимпиадных задачах часто встречается необходимость решать уравнения n степени и задачи, связанные с ними. На уроках математики часто приходится решать уравнения n степени и различные основанные на них задачи, но некоторым способам их решения уделяется недостаточно внимания при изучении, из-за чего они не используются учениками.

В школе ученики достаточно подробно изучают теорему Виета для квадратных уравнений. Однако сфера применения формул Виета значительно шире.

Представим общий вид формул Виета (1), где — основные симметрические многочлены, а — корни многочлена. При этом является многочленом первой степени, является многочленом второй степени и т. д.

(1)

Для того, чтобы упростить решение задач, представим некоторые часто встречающиеся выражения через основные симметрические многочлены:

;

;

.

Анализ дополнительной литературы позволил составить подробные алгоритмы решения уравнений 3 и 4 степени с помощью теоремы Виета. В ходе анализа также было отмечено, что данный способ применим только к уравнениям, имеющим целые корни.

Рассмотрим алгоритм решения уравнения вида с помощью теоремы Виета :

1) найти один корень уравнения подбором;

2) используя формулы и , найти сумму и произведение двух оставшихся корней ( , );

3) найти оставшиеся корни, при необходимости составив вспомогательное квадратное уравнение вида ;

4) записать ответ.

При решении уравнения алгоритм выглядит следующим образом.

Запишем теорему Виета для данного уравнения, используя только две из трех формул Виета :

,

.

— корень уравнения, таким образом

,

.

Тогда .

Ответ: 1, 2, 3.

Теперь выделим основные шаги решения задач, связанных с корнями уравнения n степени:

1) определить степень многочлена;

2) записать теорему Виета для выражения необходимой степени;

3) представить данный многочлен через основные симметрические многочлены ;

4) вычислить необходимые значения;

5) записать ответ.

Для задачи : «Числа -1 и 2 являются корнями многочлена

. Найдите и » решение в соответствии с алгоритмом выглядит следующим образом.

Записав теорему Виета для данного многочлена, получаем:

,

,

.

Зная, что , находим . Теперь можем найти из суммы корней: , а из суммы их попарных произведений: .

Ответ: 5, -8.

Ситуация обращения к формулам Виета при решении квадратных уравнений и не только побудила нас к поиску сервисов, позволяющих создавать тренажеры. Несколько сетевых сервисов сравнивались по указанным представленным в таблице критериям.

Для создания тренажера был выбран сервис Wizer.me, который соответствует наибольшему количеству критериев и является самым удобным. Данный сетевой сервис позволяет создавать разнообразные рабочие листы для практики.

В результате был создан уникальный интерактивный тренажер, направленный на практику в решении уравнений 3 и 4 степени. Тренажер содержит разнотипные задания, которые направлены на отработку ключевых умений данной темы. Успешное выполнение заданий будет являться показателем понимания темы. После отправки ответов вы сразу же можете проверить их правильность.

Ниже представлена краткая инструкция по использованию тренажера:

1) отсканируйте QR-код или перейдите по ссылке (https://app.wizer.me/learn/OGEZ2B) и зарегистрируйтесь;

2) выполните задания;

3) сдайте работу;

4) проверьте правильность.

Результаты апробации тренажеры позволили констатировать факт его соответствия заявленной идее. Онлайн-тренажер, действительно, помогает разобраться в теме и дает возможность практиковаться в ней. Интерфейс сайта удобен, а предоставляемая информация понятна и доступна.

Во время разработки проекта стали понятны основные возможности применения теоремы Виета:

— решение уравнений высших степеней;

— решение задач, основанных на поиске корней многочлена степени выше 2;

— использование при решении заданий ЕГЭ и олимпиадных задач.

Созданный тренажер может использоваться учениками для дополнительной практики в данной теме и подготовки к ЕГЭ, а также учителями математики, например, при подготовке учащихся к олимпиадам.

Литература:

  1. Колягин Ю. М., Ткачева М. В., Федорова Н. Е., Шабунин М. И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: базовый и углубленный уровни. М.: Просвещение, 2019. — 384 с.
  2. Пратусевич М. Я., Столбов К. М., Головин А. Н. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: профильный уровень. М.: Просвещение, 2009. — 415 с.
  3. Яковлев И. В. Уравнения высших порядков, https://mathus.ru/


Похожие статьи

Некоторые нестандартные методы решения уравнений и неравенств

В статье автор рассматривает применение некоторых нестандартных методов с целью оптимизации решения уравнений и неравенств. Представляется созданный автором уникальный онлайн-тренажер как способ самостоятельной подготовки к решению уравнений и нераве...

Геометрическая задача повышенной сложности № 25 в ОГЭ по математике

Задания второй части ОГЭ направлены на проверку владения материалом на повышенном уровне. В своей статье автор рассматривает основные идеи для решения геометрической задачи № 25 ОГЭ по математике. При подготовке к экзамену по математике большинство з...

Обучающий тренажер «Принятие решений в условиях статистической неопределенности»

Данная статья посвящена разработке программного обучающего тренажера в области теории принятия решений в условиях статистической неопределенности для использования в процессе аналитической работы студентов изучающих курс теории принятия решений. Суще...

Математическая подготовка студентов нефтегазовых специальностей к профессии

В статье рассматривается, что в процессе обучения высшего технического учебного заведения, какие бы задачи не предлагались студентам, принцип один: они должны быть приближены к прикладным по тематике, отличаться достаточно простой математической моде...

Теория и методика обучения математике (курс «Избранные задачи планиметрии»)

В статье описывается теория и методика обучения математике. Для более эффективного освоения курса геометрии учениками была представлена методика обучения математическими моделями. В данной работе представлена классификация моделей объектов и требован...

Решение некоторых задач нелинейной теории упругости с помощью пакета Maple

Одним из распространенных пакетов символьных вычислений является Maple. В основном этот пакет ориентирован на символьное вычисление и численную составляющую [1,2]. Актуальной задачей является разработка проблемно специализированной системы расчетов я...

Видеокурс по теории делимости как средство повышения мотивации к обучению математике

Элективные курсы, курсы внеурочной деятельности, видеокурсы по математике для обучающихся 6–8 класса дополняют школьный уровень знаний, способствуя формированию и развитию умения решать разнообразные нестандартные задачи. Учащиеся этого возраста уже ...

Применение автомата Мили для решения элементарных логических задач

В данной статье рассматривается создание автомата Мили на примере вычисления простейших логических операций. В ходе данной работы будет проведена оценка экономических затрат на построение схемы, оценку её быстродействия, а также проведен сравнительны...

Обучающий тренажер «Логико-структурный анализ»

Данная статья посвящена разработке программного обучающего тренажера для обучения логико-структурному анализу. Основное внимание уделяется исследованию возможных сценариев обучения, которое позволит определить требования к функциональности и структур...

ЧПУ плоттер

В статье представлены результаты внедрения научного проекта, который демонстрирует разработку и внедрение технического прибора — ЧПУ плоттер в образовательный процесс для специальностей информационно-компьютерного профиля, а также с применением в про...

Похожие статьи

Некоторые нестандартные методы решения уравнений и неравенств

В статье автор рассматривает применение некоторых нестандартных методов с целью оптимизации решения уравнений и неравенств. Представляется созданный автором уникальный онлайн-тренажер как способ самостоятельной подготовки к решению уравнений и нераве...

Геометрическая задача повышенной сложности № 25 в ОГЭ по математике

Задания второй части ОГЭ направлены на проверку владения материалом на повышенном уровне. В своей статье автор рассматривает основные идеи для решения геометрической задачи № 25 ОГЭ по математике. При подготовке к экзамену по математике большинство з...

Обучающий тренажер «Принятие решений в условиях статистической неопределенности»

Данная статья посвящена разработке программного обучающего тренажера в области теории принятия решений в условиях статистической неопределенности для использования в процессе аналитической работы студентов изучающих курс теории принятия решений. Суще...

Математическая подготовка студентов нефтегазовых специальностей к профессии

В статье рассматривается, что в процессе обучения высшего технического учебного заведения, какие бы задачи не предлагались студентам, принцип один: они должны быть приближены к прикладным по тематике, отличаться достаточно простой математической моде...

Теория и методика обучения математике (курс «Избранные задачи планиметрии»)

В статье описывается теория и методика обучения математике. Для более эффективного освоения курса геометрии учениками была представлена методика обучения математическими моделями. В данной работе представлена классификация моделей объектов и требован...

Решение некоторых задач нелинейной теории упругости с помощью пакета Maple

Одним из распространенных пакетов символьных вычислений является Maple. В основном этот пакет ориентирован на символьное вычисление и численную составляющую [1,2]. Актуальной задачей является разработка проблемно специализированной системы расчетов я...

Видеокурс по теории делимости как средство повышения мотивации к обучению математике

Элективные курсы, курсы внеурочной деятельности, видеокурсы по математике для обучающихся 6–8 класса дополняют школьный уровень знаний, способствуя формированию и развитию умения решать разнообразные нестандартные задачи. Учащиеся этого возраста уже ...

Применение автомата Мили для решения элементарных логических задач

В данной статье рассматривается создание автомата Мили на примере вычисления простейших логических операций. В ходе данной работы будет проведена оценка экономических затрат на построение схемы, оценку её быстродействия, а также проведен сравнительны...

Обучающий тренажер «Логико-структурный анализ»

Данная статья посвящена разработке программного обучающего тренажера для обучения логико-структурному анализу. Основное внимание уделяется исследованию возможных сценариев обучения, которое позволит определить требования к функциональности и структур...

ЧПУ плоттер

В статье представлены результаты внедрения научного проекта, который демонстрирует разработку и внедрение технического прибора — ЧПУ плоттер в образовательный процесс для специальностей информационно-компьютерного профиля, а также с применением в про...

Задать вопрос