Очевидно, что традиционная форма обучения студентов на сегодня не способна решить проблему эффективной подготовки специалистов. В связи с этим разрабатываются и внедряются в практику самые разные модели профессиональной подготовки, призванные разрешить данную проблему. Однако каким бы ни было содержание и специфика подобного рода экспериментов, ясно, что приобретение знаний и формирование необходимых для успешного профессионала личностных свойств, психологической зрелости, навыков и умений возможно только в деятельности и через деятельность.
В связи с этим в Восточно-Казахстанском университете был создан Центр «Студенческий маркетинг» — самостоятельное подразделение университета, главной задачей которого является участие в развитии маркетингового подхода к деятельности вуза, в том числе
— содействие ВКГУ в проведении набора абитуриентов на договорной основе обучения;
— участие в рекламе о возможностях университета по подготовке специалистов;
— содействие в возмещении университету материальных затрат, использованных на подготовку специалистов;
— изучение спроса государственных органов, предприятий, фирм на специалистов с высшим образованием.
Для изучения возможностей маркетинговой деятельности в формировании и развитии профессионально-важных личностных качеств студентов была сформирована выборка респондентов, которую составили 42 студента, обучающиеся на 2–3 курсах различных специальностей, вошедшие в Центр «Студенческий маркетинг».
Данным студентам предстояло пройти все этапы предварительной подготовки и затем уже полноценной работы в качестве маркетологов. На первом этапе в течение года студенты посещали Школу маркетинга и были прикреплены к более опытным студентам, уже не первый год работавшим в Центре «Студенческий маркетинг», которые выполняли роль наставников. Таким образом, участники эксперимента знакомились с объектами будущей маркетинговой деятельности, формами работы и перенимали конкретные практические навыки. На втором этапе они допускались к самостоятельной деятельности, за каждым из них закреплялись определенные объекты (школы города и области) и они вели комплексную работу. После прохождения этих двух этапов решением экспертной комиссии, в которую входят более опытные студенты-маркетологи, выпускникам Школы присваивается дополнительная квалификация «Маркетолог в сфере образовательных услуг» и выдается сертификат специального образца.
Для того чтобы выявить влияние маркетинговой деятельности студентов университета на качество их профессиональной подготовки на первом этапе был проведен первичный срез с помощью специально подобранного блока диагностических методик, позволяющих определить существующий уровень развития личностных качеств, необходимых для успешной профессионально-экономической адаптации будущих молодых специалистов. На этапе контрольного эксперимента предполагалось провести повторный срез с целью выявления динамики профессионально-важных личностных качеств студентов.
Для решения данных задач нами были отобраны такие психодиагностические методики как 16-факторный опросник Р. Кеттелла и методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда.
Опросник Р. Кеттелла основан на теории личностных черт и предназначен для измерения шестнадцати личностных факторов, которые являются обобщенными характеристиками личности, полученными на основе факторного анализа.
Методика исследования социального интеллекта представляет собой батарею стандартизированных тестов, направленных на диагностику различных аспектов одного из наиболее известных психических феноменов — социального интеллекта (способности понимать и прогнозировать поведение людей в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональное состояние человека по невербальной и вербальной экспрессии, понимать логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия).
Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы.
На рисунке 1 представлены профили средних значений по методике Кеттелла по двум этапам исследования.
Рис. 1. Профили средних значений по результатам первичного и вторичного срезов среди студентов-маркетологов (опросник Р. Кеттелла)
Как видно из рисунка, более высокие значения по факторам А, В, С, Е, F, G, H, M, N, Q1, Q2, Q3 и Q4 получены на втором этапе. А по факторам I, L и О — на первом этапе.
С учетом данных о значимости выявленных различий можно дать характеристику тем изменениям, которые произошли со студентами за время их работы в Центре «Студенческого маркетинга».
Во-первых, повысилась в целом общительность за счет увеличения числа контактов, стало практически нормой проявлять в общении доброжелательность, открытость — то есть соблюдать те правила хорошего тона, которые обеспечивают установление контакта и эффективность коммуникативного акта. В связи с этим возросла потребность в социальных контактах, общение с широким кругом людей входит в привычку и постепенно студенты начинают испытывать постоянную потребность новых знакомствах, общении, повышается в целом энергичность.
Яркая выраженность таких качеств как дипломатичность и доминирование тоже являются результатом широкого круга социальных контактов и частых ситуаций общения с представителями самых разных социально-профессиональных, половозрастных групп. Дипломатичность — это обязательное условие налаживания контакта, обеспечивающее расположение собеседника, его желание продолжить ситуацию общения, поэтому формирование этого качества представляется вполне закономерным. Доминирование же, по-видимому, формируется как результат требования, предъявляемого самой маркетинговой деятельностью к студенту, который должен уметь ненавязчиво настоять на своем, уметь повести за собой, убедить, заставить поверить себе — все это предполагает его доминирование над партнерами по общению. Однако эффективное общение невозможно без хорошего понимания социальных нормативов и в этом плане маркетинговая деятельность не только требует их соблюдения, но и учит когда, где и какие нормы следует соблюдать.
Во-вторых, более рельефными стали качества, на развитие которых повлияла специфика маркетинговой деятельности, не связанная непосредственно с коммуникациями. К таким качествам можно отнести ответственность, креативность, радикализм, самодостаточность. Ответственность — это обязательное условие эффективности деятельности менеджера Центра «Студенческий маркетинг». Ответственность формируется во всех видах и направлениях маркетинговой деятельности студентов, так как требует собранности, готовности в любой момент мобилизоваться, дисциплинированности, деловой направленности. Этому и учит Школа маркетинга и сама деятельность.
Креативность как необходимое качество, с одной стороны, выступает необходимым условием в реализации творческих видов маркетинговой деятельности студентов (таких как, например, разработка и проведение рекламных акций), а с другой стороны само развивается и формируется в процессе реализации творческих заданий и осуществлении нерегламентированной деятельности.
Успешность маркетинговой деятельности студентов, помимо всего прочего, обусловлена наличием интеллектуальных интересов, стремлением к информированности, так как для менеджеров Центра, как ни для кого другого, актуально выражение «Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией». При этом шаг за шагом в рамках деятельности формируется умение самостоятельно принимать решения — сначала под присмотром наставников, затем под контролем группы. А затем уже независимо от других, самостоятельно анализируя ситуацию и делая выводы о наиболее приемлемых моделях поведения, о выборе стратегии беседы или работы и т. п.
Как мы уже неоднократно подчеркивали, для студентов, задействованных в рамках маркетинговой службы, крайне важными представляются коммуникативные навыки. От умения построить эффективную коммуникацию с потенциальными клиентами университета зависит как успешность деятельности самого менеджера, так и имидж ВКГУ в целом. Однако маркетинговая деятельность не только предъявляет требования к коммуникативным способностям студентов, но еще и выступает условием их формирования: как любая другая профессиональная деятельность выступает условием формирования профессионально-важных качеств. Поэтому на этапе контролирующего эксперимента нами был проведен еще один срез с помощью методики измерения социального интеллекта Дж. Гилфорда. Данная методика является проективной и допускает ее повторное проведение, тем более через такой значительный временной интервал как в нашем случае. В таблице 1 представлены сравнительные результаты сформированности коммуникативных способностей.
Анализ таблицы 1 позволяет сделать однозначный вывод относительно того, что за время работы в Центре «Студенческий маркетинг» в группе испытуемых наметилась устойчивая тенденция развития коммуникативных способностей по всем четырем параметрам. Значительная доля студентов- маркетологов в 2020 году показала средний и среднесильный уровень развития способностей в противовес среднеслабому и среднему в 2018 году.
Учитывая данные, представленные в таблице, можно сказать, что на этапе контрольного эксперимента у респондентов преобладает средний и среднесильный уровень сформированности умений взаимодействовать с людьми, уверенности в себе и нестандартности мышления, развития способности прогнозировать события, ситуации. Кроме этого, значительно увеличилась процентная доля студентов, продемонстрировавших высокий уровень развития коммуникативных способностей по параметрам уверенность в себе и нестандартность мышления.
В целом общий уровень развития социального интеллекта данной выборки студентов на этапе контролирующего эксперимента по композитной оценке сравнительно выше, чем на этапе констатирующего.
Таким образом, анализ маркетинговой деятельности студентов университета показал ее влияние на динамику сформированности профессионально-важных личностных качеств у будущих специалистов.