Как восстановить связь между поколениями. Кино и мы | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Самые интересные примеры Необычная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №6 (47) июнь 2021 г.

Дата публикации: 21.05.2021

Статья просмотрена: 111 раз

Библиографическое описание:

Анточи, П. В. Как восстановить связь между поколениями. Кино и мы / П. В. Анточи, Г. Ю. Лазновская. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 6 (47). — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/young/archive/47/2539/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор анализирует сложившуюся ситуацию разрыва социально-культурных и психологических связей между поколениями. Предлагает один из вариантов решения этой проблемы путем просмотра школьниками шедевров советского кинематографа и мультипликации. Пополнение лексического багажа афоризмами из кино и мультфильмов способствует обретению общего культурного языка и взаимопониманию «отцов» и «детей».

Ключевые слова: старшее поколение, фильм, социально-культурная коммуникация, советский период, мультфильм, цитата.

Мы считаем, что чем образованнее, начитаннее человек, тем чаще он использует в своей речи крылатые слова, афоризмы, известные слова и выражения из прочитанных книг.

Также очень часто разносторонние люди употребляют фразы, ставшие знаменитыми благодаря фильмам и мультфильмам. Мы уверены, что в каждой семье существует комплекс таких слов и выражений, которые близкие люди используют между собой и понимают при этом друг друга с полуслова.

Мы обратили внимание на то, что часто бывают ситуации, когда учитель на уроке использует какую-то знаменитую фразу из фильма, а ученики его не понимают, то есть у них не возникает никаких ассоциаций. Это значит, что отсутствует общая культурная платформа между поколениями, что приводит к недопониманию и разрыву социальных и психологических связей. [1]

Мы полагаем, что в настоящее время в связи с сильной загруженностью старшего поколения на работе возникает проблема снижения воспитательной функции семьи. Необходимо с раннего возраста общаться с ребенком, стараясь поднять его уровень общения до равноправного общения со старшими.

Мы пришли к выводу о том, что в тех семьях, где бабушки, дедушки и родители передают внукам традиции, знания, опыт, накопленный предыдущими поколениями, приобщают внуков, детей к истории семьи, там существует внутренний особый семейный микроклимат. Этот микроклимат способствует успешному усвоению культурных ценностей, накопленных нашим народом, а также на его основе формирует семейный культурный багаж, куда входят слова, выражения, шутки, истории из кино и мультфильмов. [2; с.125]

На основе проведенного опроса мы решили составить краткий список наиболее популярных цитат из художественных фильмов и мультфильмов советского периода, которые используются в современных семьях.

В процессе реализации проекта мы столкнулись с проблемой обширности художественного материала. Существуют десятки художественных фильмов и мультфильмов, которые большинство взрослых знает наизусть и которые «растасканы» на цитаты.

Поэтому мы ограничили себя в количестве используемых цитат и использовали только те, которые по нашему субъективному мнению, знает большинство взрослого населения.

Мы выявили 24 фразы из художественных фильмов (в том числе 7 из советских художественных фильмов для детей) и 8 цитат из мультфильмов советского периода.

Наша задача заключалась в том, чтобы взрослые старше 35 лет и подростки 9–11 классов ответили на вопросы:

Знаете ли вы, из какого художественного фильма (мультфильма) взята эта цитата?

— Используете ли в Вы в вашей семье или в общении с друзьями фразы из фильмов и мультфильмов? Если да, назовите их, пожалуйста.

Мы предложили опрашиваемым следующие известные фразы:

«Может тебе дать ещё ключ от квартиры, где деньги лежат?»;

«Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе — это науке неизвестно!»;

«Бодры» надо говорить бодрее, а «веселы» — веселее!»;

«Гюльчатай! Открой личико»;

«Всё преходяще, а музыка — вечна!»;

«Жить, как говорится, хорошо! — А хорошо жить — еще лучше!»;

«Кто ж его посадит? Он же памятник!»

«Муля, не нервируй меня!»;

«Надо, Федя, надо!»;

«Шел. Поскользнулся. Упал. Закрытый перелом. Потерял сознание. Очнулся — гипс»;

«Не читайте до обеда советских газет!»;

«Паки, паки… иже херувимы!»;

«Поднимите мне мои веки!»;

«Умное лицо — это еще не признак ума. Все глупости в мире совершаются именно с этим выражением лица…Улыбайтесь господа, улыбайтесь!»;

«Штирлиц, а вас я попрошу остаться!»

«Я вообще решила замуж не выходить: одной спокойней, правда? Хочу — халву ем, хочу — пряники»;

«Я тебе умный вещь скажу, но только ты не обижайся

Знаменитые фразы из детских художественных фильмов:

«Должо-ок!»;

«Пиастры, пиастры!»;

«Ребята, миелофон у меня! Я им ничего не сказал!»;

«Три корочки хлеба!»

«— Петров, скажи! — Да, безусловно!»;

«Урри, где у него кнопка?»;

«Хочу жениха! Хочу богатство! Хочу! Хочу! Хочу!».

Знаменитые фразы из мультфильмов:

«Птица Говорун отличается умом и сообразительностью!»;

«Леопольд! Выходи, подлый трус!»;

«Не правильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь…»;

«Поели — теперь можно и поспать! Поспали — теперь можно и поесть»...;

«Tаити, Tаити… Не были мы ни в какой Таити! Нас и здесь неплохо кормят!»;

«Щас спою!»;

«А мы тут, знаете, все плюшками балуемся…»

«Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!».

В результате мы пришли к следующим выводам. Из 17 художественных фильмов 5–6 фраз знают подростки, старшее поколение знает 15–17 фраз. Из всего объема предложенных цитат, подростки знают лишь 25 %, в то время как люди, которым больше 35 лет — 96 % цитат. Опрос показал разницу, практически, в 70 %. Ребята 15–17 лет не видели те фильмы, на которых выросли их родители, которые любят бабушки и дедушки.

Следует отметить, что советские фильмы-комедии — основной «поставщик» фраз, ставших крылатыми.

Конечным результатом проекта стал список наиболее популярных фильмов и мультфильмов, который мы рекомендуем подросткам к просмотру, на основе проведенного опроса: «Двенадцать стульев», 1971; «Девчата», 1962; «Карнавальная ночь»,1956; «Кавказская пленница», 1967; «Джентльмены удачи», 1971; «Подкидыш», 1939; «Бриллиантовая рука», 1968; «Собачье сердце», 1988; «Иван Васильевич меняет профессию, 1973; «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен», 1964; «Тот самый Мюнхгаузен»,1979; «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», 1965; «Мимино», 1977. Среди детских художественных фильмов: «Варавара-краса, длинная коса», 1969; «Остров сокровищ», 1982; «Гостья из будущего», 1984; «Приключения Буратино», 1975; «Приключения Петрова и Васечкина»/ «Каникулы Петрова и Васечкина», 1984; «Приключения Электроника», 1979; «Морозко»,1964.

Среди мультипликационных фильмов: «Винни-Пух и все-все-все», 1969; «Тайна третьей планеты», 1981; «Кот Леопольд», 1975–1987; «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино», «Зима в Простоквашино», 1978; «Дюймовочка», 1964; «Возвращение блудного попугая», 1987; «Жил-был пес», 1982; «Малыш и Карлсон», «Карлсон вернулся», 1968.

На сегодняшний момент, мы разрабатываем план создания киноклуба в школе. Так как проект находится в процессе реализации, то мы надеемся, что в перспективе кругозор подростков станет шире, а художественный вкус у подростков станет более разнообразен с опорой на лучшие художественные произведения советского прошлого.

Также мы рассчитываем, что приобщение современных подростков к шедеврам советского кинематографа и мультипликации приведет к сближению поколений «отцов и детей», установлению социально-психологической коммуникации между людьми с разным багажом знаний и разным жизненным опытом.

Литература:

  1. Клемантович И. П., Соболева М. К., Перлова И. В. Взаимодействие между поколениями в современных условиях // Международный студенческий научный вестник. — 2018. — № 3–6.;
  2. URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18566 (дата обращения: 13.05.2021).
  3. Правдина М. Советское кино как объект современной культурной рецепции и зрительской привязанности // Вестник общественного мнения. № 2 (100). апрель-июнь. 2009. С. 114–126.


Ключевые слова

мультфильм, цитата, старшее поколение, советский период, фильм, социально-культурная коммуникация

Похожие статьи

К вопросу о взаимосвязи языка, мышления и национальной культуры на материале работ философов и писателей эпохи Просвещения

В статье анализируются тексты деятелей эпохи Просвещения с целью выявления в них концептов, раскрывающих взаимосвязь, языка, мышления и национальной культуры. Делаются выводы о том, что язык не только становится импульсом для развития духовной деятел...

Мы разные — мы вместе

Важнейшей гарантией успешного развития России является сохранение в обществе гражданского мира и согласия, укрепление единства российской нации. В данной статье сделан краткий экскурс по истории и формам межнациональных конфликтов. Подчеркивается зна...

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном воспитании детей на примере фильма «мальчик в полосатой пижаме

В статье рассматривается роль кино как основа социально-нравственного воспитания детей и молодежи. Воспитание понимается как целенаправленный процесс воздействия на человека, способствующий его формированию как личности. Рассматривается роль кино в п...

Опыт использования литературного и киноматериала в учебном процессе высшей школы

В статье проанализирована проблема современного образования, заключающаяся в расхождении подхода преподавателя к построению учебного курса и готовности и интереса студентов к освоению предлагаемого материала, предложено использование литературного и ...

Современное образование и воспитание личности человека

Нельзя пренебрегать опасностью растущего экстремизма среди молодежи, и разгула националистов в обществе некоторых стран в целом. Наша задача — определить процесс глобализации образования и воспитания современной молодежи, его основные характеристики....

Эстетическая и коммуникативная ценность экранизаций на телевизионном экране

В статье уделяется особое внимание анализу цепочки взаимосвязи литературы, кино и телевидения и конечному результату их взаимодействия — экранизациям, демонстрируемым на телеэкране и оказывающим позитивное эстетическое воздействие на телезрителя, спо...

Связь мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста

Данная статья посвящена исследованию взаимосвязи современной мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста. В ней представлено пилотажное исследование. Приведены первичные данные, позволяющие отследить то, как дети совмещают...

Жизненные ценности современного человека

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа жизненных ценностей отдельного человека, а тем более общества в целом. Наша задача — определить процесс социализации любого индивидуума, причины его приятия и неприятия обществом. Це...

Формирование приоритетных общечеловеческих ценностей у студентов в контексте решения проблемы современного прочтения классики

В данной статье автор затрагивает проблему катастрофического падения интереса к литературе в XXI веке. Приводятся несколько примеров в системе уроков по русской классике при изучении творчества А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И...

Культурное наследие английского языка

Нельзя не учитывать роли ряда политических и культурных событий, определивших неизбежность процесса глобализации английского языка в современном мире. Наша задача — определить причины, которые позволили английскому языку стать универсальным средством...

Похожие статьи

К вопросу о взаимосвязи языка, мышления и национальной культуры на материале работ философов и писателей эпохи Просвещения

В статье анализируются тексты деятелей эпохи Просвещения с целью выявления в них концептов, раскрывающих взаимосвязь, языка, мышления и национальной культуры. Делаются выводы о том, что язык не только становится импульсом для развития духовной деятел...

Мы разные — мы вместе

Важнейшей гарантией успешного развития России является сохранение в обществе гражданского мира и согласия, укрепление единства российской нации. В данной статье сделан краткий экскурс по истории и формам межнациональных конфликтов. Подчеркивается зна...

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном воспитании детей на примере фильма «мальчик в полосатой пижаме

В статье рассматривается роль кино как основа социально-нравственного воспитания детей и молодежи. Воспитание понимается как целенаправленный процесс воздействия на человека, способствующий его формированию как личности. Рассматривается роль кино в п...

Опыт использования литературного и киноматериала в учебном процессе высшей школы

В статье проанализирована проблема современного образования, заключающаяся в расхождении подхода преподавателя к построению учебного курса и готовности и интереса студентов к освоению предлагаемого материала, предложено использование литературного и ...

Современное образование и воспитание личности человека

Нельзя пренебрегать опасностью растущего экстремизма среди молодежи, и разгула националистов в обществе некоторых стран в целом. Наша задача — определить процесс глобализации образования и воспитания современной молодежи, его основные характеристики....

Эстетическая и коммуникативная ценность экранизаций на телевизионном экране

В статье уделяется особое внимание анализу цепочки взаимосвязи литературы, кино и телевидения и конечному результату их взаимодействия — экранизациям, демонстрируемым на телеэкране и оказывающим позитивное эстетическое воздействие на телезрителя, спо...

Связь мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста

Данная статья посвящена исследованию взаимосвязи современной мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста. В ней представлено пилотажное исследование. Приведены первичные данные, позволяющие отследить то, как дети совмещают...

Жизненные ценности современного человека

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа жизненных ценностей отдельного человека, а тем более общества в целом. Наша задача — определить процесс социализации любого индивидуума, причины его приятия и неприятия обществом. Це...

Формирование приоритетных общечеловеческих ценностей у студентов в контексте решения проблемы современного прочтения классики

В данной статье автор затрагивает проблему катастрофического падения интереса к литературе в XXI веке. Приводятся несколько примеров в системе уроков по русской классике при изучении творчества А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И...

Культурное наследие английского языка

Нельзя не учитывать роли ряда политических и культурных событий, определивших неизбежность процесса глобализации английского языка в современном мире. Наша задача — определить причины, которые позволили английскому языку стать универсальным средством...

Задать вопрос