В статье автор анализирует сложившуюся ситуацию разрыва социально-культурных и психологических связей между поколениями. Предлагает один из вариантов решения этой проблемы путем просмотра школьниками шедевров советского кинематографа и мультипликации. Пополнение лексического багажа афоризмами из кино и мультфильмов способствует обретению общего культурного языка и взаимопониманию «отцов» и «детей».
Ключевые слова: старшее поколение, фильм, социально-культурная коммуникация, советский период, мультфильм, цитата.
Мы считаем, что чем образованнее, начитаннее человек, тем чаще он использует в своей речи крылатые слова, афоризмы, известные слова и выражения из прочитанных книг.
Также очень часто разносторонние люди употребляют фразы, ставшие знаменитыми благодаря фильмам и мультфильмам. Мы уверены, что в каждой семье существует комплекс таких слов и выражений, которые близкие люди используют между собой и понимают при этом друг друга с полуслова.
Мы обратили внимание на то, что часто бывают ситуации, когда учитель на уроке использует какую-то знаменитую фразу из фильма, а ученики его не понимают, то есть у них не возникает никаких ассоциаций. Это значит, что отсутствует общая культурная платформа между поколениями, что приводит к недопониманию и разрыву социальных и психологических связей. [1]
Мы полагаем, что в настоящее время в связи с сильной загруженностью старшего поколения на работе возникает проблема снижения воспитательной функции семьи. Необходимо с раннего возраста общаться с ребенком, стараясь поднять его уровень общения до равноправного общения со старшими.
Мы пришли к выводу о том, что в тех семьях, где бабушки, дедушки и родители передают внукам традиции, знания, опыт, накопленный предыдущими поколениями, приобщают внуков, детей к истории семьи, там существует внутренний особый семейный микроклимат. Этот микроклимат способствует успешному усвоению культурных ценностей, накопленных нашим народом, а также на его основе формирует семейный культурный багаж, куда входят слова, выражения, шутки, истории из кино и мультфильмов. [2; с.125]
На основе проведенного опроса мы решили составить краткий список наиболее популярных цитат из художественных фильмов и мультфильмов советского периода, которые используются в современных семьях.
В процессе реализации проекта мы столкнулись с проблемой обширности художественного материала. Существуют десятки художественных фильмов и мультфильмов, которые большинство взрослых знает наизусть и которые «растасканы» на цитаты.
Поэтому мы ограничили себя в количестве используемых цитат и использовали только те, которые по нашему субъективному мнению, знает большинство взрослого населения.
Мы выявили 24 фразы из художественных фильмов (в том числе 7 из советских художественных фильмов для детей) и 8 цитат из мультфильмов советского периода.
Наша задача заключалась в том, чтобы взрослые старше 35 лет и подростки 9–11 классов ответили на вопросы:
— Знаете ли вы, из какого художественного фильма (мультфильма) взята эта цитата?
— Используете ли в Вы в вашей семье или в общении с друзьями фразы из фильмов и мультфильмов? Если да, назовите их, пожалуйста.
Мы предложили опрашиваемым следующие известные фразы:
«Может тебе дать ещё ключ от квартиры, где деньги лежат?»;
«Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе — это науке неизвестно!»;
«Бодры» надо говорить бодрее, а «веселы» — веселее!»;
«Гюльчатай! Открой личико»;
«Всё преходяще, а музыка — вечна!»;
«Жить, как говорится, хорошо! — А хорошо жить — еще лучше!»;
«Кто ж его посадит? Он же памятник!»
«Муля, не нервируй меня!»;
«Надо, Федя, надо!»;
«Шел. Поскользнулся. Упал. Закрытый перелом. Потерял сознание. Очнулся — гипс»;
«Не читайте до обеда советских газет!»;
«Паки, паки… иже херувимы!»;
«Поднимите мне мои веки!»;
«Умное лицо — это еще не признак ума. Все глупости в мире совершаются именно с этим выражением лица…Улыбайтесь господа, улыбайтесь!»;
«Штирлиц, а вас я попрошу остаться!»
«Я вообще решила замуж не выходить: одной спокойней, правда? Хочу — халву ем, хочу — пряники»;
«Я тебе умный вещь скажу, но только ты не обижайся
Знаменитые фразы из детских художественных фильмов:
«Должо-ок!»;
«Пиастры, пиастры!»;
«Ребята, миелофон у меня! Я им ничего не сказал!»;
«Три корочки хлеба!»
«— Петров, скажи! — Да, безусловно!»;
«Урри, где у него кнопка?»;
«Хочу жениха! Хочу богатство! Хочу! Хочу! Хочу!».
Знаменитые фразы из мультфильмов:
«Птица Говорун отличается умом и сообразительностью!»;
«Леопольд! Выходи, подлый трус!»;
«Не правильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь…»;
«Поели — теперь можно и поспать! Поспали — теперь можно и поесть»...;
«Tаити, Tаити… Не были мы ни в какой Таити! Нас и здесь неплохо кормят!»;
«Щас спою!»;
«А мы тут, знаете, все плюшками балуемся…»
«Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!».
В результате мы пришли к следующим выводам. Из 17 художественных фильмов 5–6 фраз знают подростки, старшее поколение знает 15–17 фраз. Из всего объема предложенных цитат, подростки знают лишь 25 %, в то время как люди, которым больше 35 лет — 96 % цитат. Опрос показал разницу, практически, в 70 %. Ребята 15–17 лет не видели те фильмы, на которых выросли их родители, которые любят бабушки и дедушки.
Следует отметить, что советские фильмы-комедии — основной «поставщик» фраз, ставших крылатыми.
Конечным результатом проекта стал список наиболее популярных фильмов и мультфильмов, который мы рекомендуем подросткам к просмотру, на основе проведенного опроса: «Двенадцать стульев», 1971; «Девчата», 1962; «Карнавальная ночь»,1956; «Кавказская пленница», 1967; «Джентльмены удачи», 1971; «Подкидыш», 1939; «Бриллиантовая рука», 1968; «Собачье сердце», 1988; «Иван Васильевич меняет профессию, 1973; «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен», 1964; «Тот самый Мюнхгаузен»,1979; «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», 1965; «Мимино», 1977. Среди детских художественных фильмов: «Варавара-краса, длинная коса», 1969; «Остров сокровищ», 1982; «Гостья из будущего», 1984; «Приключения Буратино», 1975; «Приключения Петрова и Васечкина»/ «Каникулы Петрова и Васечкина», 1984; «Приключения Электроника», 1979; «Морозко»,1964.
Среди мультипликационных фильмов: «Винни-Пух и все-все-все», 1969; «Тайна третьей планеты», 1981; «Кот Леопольд», 1975–1987; «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино», «Зима в Простоквашино», 1978; «Дюймовочка», 1964; «Возвращение блудного попугая», 1987; «Жил-был пес», 1982; «Малыш и Карлсон», «Карлсон вернулся», 1968.
На сегодняшний момент, мы разрабатываем план создания киноклуба в школе. Так как проект находится в процессе реализации, то мы надеемся, что в перспективе кругозор подростков станет шире, а художественный вкус у подростков станет более разнообразен с опорой на лучшие художественные произведения советского прошлого.
Также мы рассчитываем, что приобщение современных подростков к шедеврам советского кинематографа и мультипликации приведет к сближению поколений «отцов и детей», установлению социально-психологической коммуникации между людьми с разным багажом знаний и разным жизненным опытом.
Литература:
- Клемантович И. П., Соболева М. К., Перлова И. В. Взаимодействие между поколениями в современных условиях // Международный студенческий научный вестник. — 2018. — № 3–6.;
- URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18566 (дата обращения: 13.05.2021).
- Правдина М. Советское кино как объект современной культурной рецепции и зрительской привязанности // Вестник общественного мнения. № 2 (100). апрель-июнь. 2009. С. 114–126.