Юрий АндреевичЖданов — член-корреспондент Российской Академии наук, ученый, тонкий знаток истории и культуры, организатор науки и образования, соединивший в одном лице естествоиспытателя и гуманитария, заслуженный профессор Ростовского, Ставропольского и Калмыцкого государственных университетов, Почетный профессор МГУ, Таганрогского государственного радиотехнического и Южно-Российского государственного университетов, участник Великой Отечественной войны, патриот и интернационалист. Но во всей этой многогранной деятельности он оставался, прежде всего, глубоким знатоком отечественной и мировой культуры.
Сегодня современным школьникам просто необходимо возрождать культуру, сохранять историческую память.
Прикасаясь к живительным идеям Юрия Андреевича, приходишь к мысли о том, что эти идеи еще не раз всколыхнут умы все новых и новых поколений его учеников и последователей. Его научное и творческое наследие обязательно проявится неожиданными свершениями и победами благодарных потомков.
Юрия Андреевича Жданова можно смело назвать носителем отечественной и мировой культуры, вся научная и художественная деятельность которого была направлена на воспитание у молодого поколения гордости за великое прошлое своего народа, освоение накопленных в его многовековом опыте культурных достижений. Поэзия Юрия Андреевича Жданова синтетична и философична. Его поэзия — это «философское осмысление эзотерики» (знания/суждения, недоступные непосвящённым людям) жизни [11, с. 27]. Его стиль мышления в стихах — стремление к целостному постижению мира в его творческой сущности. Это предполагает незаурядную эрудицию и философский настрой души писателя.
В своей поэзии Юрий Андреевич, обращаясь к мифологическим мотивам и сюжетам, используя научную терминологию в своих поэтических произведениях, пытается постичь «вершины» в науке, культуре, мифологии и мировоззрении в целом. Сам Жданов писал: «Русская культура — это прежде всего духовность, а духовность — это устремленность ввысь, к небу. Выше неба нет ничего. Небо рождает богов. Боги определяют наше мировоззрение. Небо — это дух созидающий, придающий смысл человеческому существованию» [11, с. 6]. «Культура — это остров человеческого спасения», — так метко подметил учёный-философ [11, с. 5].
Давайте разберемся в мифологических образах и сюжетах, научных терминах и понятиях, которые так удачно использует в своей поэзии Жданов, чтобы понять в чём же особенность его поэтического таланта.
Основным мифологическим потоком в стихах поэта, активно формирующим в них художественный мир, является древнегреческая мифология. Здесь автор (Жданов) использует образы Пифагора, Гиппократа, Сократа и других античных персонажей, а также сюжеты о древнегреческих обрядах и ритуалах, например о гекатомбах. Разберем вышеупомянутые образы и один из многочисленных сюжетов древнегреческой мифологии.
Пифагор — один из самых известных древнегреческих математиков и философов, создатель религиозно-философской школы. Будучи мудрым учителем, обучал людей различным наукам: математике, медицине, философии и др. Учение Пифагора можно разделить на две части — научную и религиозно-философскую. Внёс весомый вклад как в математику (теорема и таблица Пифагора), так и в философию (основал философскую школу, напоминавшую больше религиозный орден, ввёл понятия «философия» и «философ»). Однако, некоторые известные мыслители и философы (Гераклит, Аристотель и др.) не поддерживали математика-философа, а некоторые и вовсе не воспринимали его труды.
В стихотворении «Пифагор» [11, с. 45] Юрий Андреевич Жданов отмечает, что образ Пифагора — это образ человека-пассионария, который одержим вечным поиском истины. Поэт подчёркивает, что знание — это свобода в «вечном в движении», где «нет пауз» [11, с. 29], что нужно «стремится только ввысь», несмотря ни на что, и только тогда ты пожнёшь плоды своего труда:
…Ликует мудрый Пифагор:
У алтаря, пугая взоры,
Пылает жертвенный костер,
Кровавых туш дымятся горы.
Ещё один мифологический образ в поэтическом произведении «Клятва Гиппократа» [11, с. 47] — образ самого Гиппократа, как ни странно. Гиппократ — известный древнегреческий целитель, врач и философ. Он вошёл в историю как «отец медицины». Целитель оказал значительное влияние на развитие медицины — как практики, так и науки. Известная всему миру клятва Гиппократа выражает основополагающие морально-этические принципы поведения врача. До сих пор доктора и врачи клянутся его именем, торжественно произнося «Не навреди!».
В данном стихотворение Жданов подчеркивает схожесть между его предназначением и предназначением Гиппократа — беззаветное служение человеку. А ведь верно подмечено: как и Гиппократ, Юрий Андреевич всю свою жизнь посвятил человеку и, несмотря ни на что, работал, создавал, помогал, творил и любил его:
Отрешись от себя,
Отрешись от друзей,
Эллин он или варвар —
Полюби лишь его.
Пусть дыханье зловонно,
Пусть в крови. В нечистотах,
Пусть он всем ненавистен —
Лишь его одного!
Морфологическим сюжетом в стихотворении «Гармония» [11, с. 39] является торжественное жертвоприношение в Древней Греции из 100 быков — гекатомба. В наши дни этот мифологизм используется для обозначения любого большого жертвоприношения. По моему мнению, Юрий Андреевич хотел этим сказать, что человек должен следовать своему предназначению, ни в коем случае, не забывать о нём, быть в непосредственной связи со смыслом своего существования, находясь в гармоничных отношениях с миром и жертвуя всем тем, что у него есть:
Мир дробится, членится.
Распадаются люди
На объём и число,
На квадраты и ромбы.
Им потом Пикассо
Принесет гекатомбы
…
Но гармонию мира
Застилает туманность:
Расплывается четкость,
Нарушается честность,
Сохраняется странность.
Таким образом, внутри поэтических произведений Юрия Андреевича Жданова происходит взаимодействие различных мифологических традиций, образов и сюжетов, обретающих новое семантическое наполнение в соответствии с аксиологическими, мировоззренческими и философскими ориентирами автора.
Ещё одной особенностью поэтического таланта Юрия Андреевича Жданова является использование в его стихотворных произведениях научных терминов. Так, в стихотворении «Гармония» [11, с. 39] писатель использует определения таких геометрических фигур, как «икосаэдр», «додекаэдр», «квадрат», «ромб», «локон Аньези». А в произведении «Квадрат расстоянья» [11, с. 43] он обращается как к термину геометрической фигуры («квадрат расстоянья»), так и к термину, использующемуся в физике. (глюон — частица-переносчик одного из 4 фундаментальных взаимодействий во Вселенной, а именно — сильного взаимодействия).
В стихах Жданова предстает потрясающая, полифоничная картина мира. Где в гармоническом единстве переплелись образы древнегреческой мифологии, как части культурного мирового кода, образы древних мыслителей, ученых, из мыслей которых выросла современная наука, и сама наука, в частности геометрия. Удивительным образом переплетаются «алгебра» и «гармония» и создают полный многогранный образ человеческого бытия, наполненного духовностью, нравственностью, математической точностью. И все это отражает любовь и уважение к человеку, которыми наполнены стихи поэта, ученого, философа Ю. А. Жданова.
По всеобщему признанию, Ю. А. Жданов сыграл выдающуюся роль в развитии науки, культуры и образования на Северном Кавказе.
На наш взгляд, может быть, ярче всего, тонко и образно отразил тип ждановской одаренности А. П. Чехов, когда устами своей героини в пьесе «Дядя Ваня» сформулировал такой образ: «… А ты знаешь, что значит талант? Смелость, свободная голова, широкий размах… Посадит деревцо и уже загадывает, что будет от этого через тысячу лет, уже мерещится ему счастье человечества. Такие люди редки, их нужно любить».
Литература:
- Жданов Ю. А. Взгляд в прошлое: воспоминания очевидца. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004. — 448 с.
- История Ростовского государственного университета (1915–2005): монография /В. Ю. Апрыщенко, А. Е. Ивасенко, А. И. Нарежный, М. А. Пономарева, М. В. Пятникова, В. П. Трут, Е. В. Шандулин; отв. ред В. Ю. Апрыщенко; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону: издательство Южного федерального университета, 2015. — 184 с.
- ЮФУ в лицах. — Ростов-на-Дону: издательство Южного федерального университета, 2015. — 135 с.
- БеловА.В.Идеикультурывнаследии Ю. А. Жданова // Научная мысль Кавказа. 2009. № 3. С. 5–14.
- Ю. А. Жданов о культуре / Отв. ред. Ю. Г. Волков. Ростов н/Д: ГЮР, 2014. 176 с.
- Жданов Ю. А. Диалоги с природой / Отв. ред. Ю. Г. Волков. Ростов н/Д: ГЮР, 2014. 263 с.
- Рябцев В. Н. Нерасторжимые звенья. Культура и наука. Традиции и современность // Инженерный вестник Дона. 2016. № 4. С. 3–15.
- Жданов Ю. А. Пучина искусств // Ю. А. Жданов. Избранное: В 6 т. Т. 5. Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2019. С. 182–215.
- Жданов Ю. А. Все отзывчивость сердца и ума // Ю. А. Жданов. Избранное: В 3 т. Т. 2. Ростов н/Д: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы ЮФУ, 2009. С. 289–302.
- Садименко, П. Ю. А. Жданов: этапы научной деятельности, библиография трудов / П. А. Садименко. — Ростов-на-Дону: Изд. РГУ, 1979. — 93 с.
- Жданов, Ю. А. Отдай себя духу...: (Из поэтических тетрадей) / Жданов, Юрий Андреевич. — Ростов-на-Дону: ИППК РГУ, 2006. — 72 с.
- http://www.wikipedia.org
- http://wwii-soldat.narod.ru/200/ARTICLES/BIO/zhdanov_ya.htm
- http://www.sfedu.ru
- https://kg-rostov.ru/history/histori_cult_person/yuriy-zhdanov-glazami-zheny/
- http://rslovar.com
- http://xn----8sbkbsqsh3l.xn--p1ai/geroi/obrazovanie/zhdanov-yurij-andreevich.html
- https://www.rotfront.su/yurij-zhdanov-sto-let-so-dnya-rozhdeniya/
- http://school115rnd.ru/