Комплекс ГТО. История и современность | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Высокая практическая значимость Необычная тема исследования

Рубрика: Физическая культура

Опубликовано в Юный учёный №7 (48) июль 2021 г.

Дата публикации: 14.06.2021

Статья просмотрена: 319 раз

Библиографическое описание:

Юдина, Р. И. Комплекс ГТО. История и современность / Р. И. Юдина, О. В. Евдокимова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 7 (48). — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/young/archive/48/2579/ (дата обращения: 19.12.2024).



Система физического развития в наше время претерпевает изменения. В моду входят мускулистые спортивные тела, правильное питание и различные системы тренировок. Соцсети транслируют множество видеороликов с различными силовыми упражнениями и трюками, которые молодые люди выполняют мастерски, что свидетельствует о том, что этому посвящено время долгих тренировок. Очень радует увлечение подрастающего поколения и зрелых людей физической культурой и спортом. Новые горизонты развития для каждого человека может открыть комплекс ГТО.

Актуальность

Введение вновь комплекса ГТО в нашей стране имеет особое значение. Он призван стать основой разработки стандартов, программ по физическому воспитанию в различных образовательных организациях и оптимизировать физкультурно-оздоровительную работу в трудовых коллективах. Комплекс ГТО устанавливает основные требования государства в области физической подготовленности основных групп населения. Также комплекс ГТО определяет перечень основных знаний умений и навыков каждого человека по ведению здорового образа жизни, выполнению физических упражнений и занятиям спортом. Введение комплекса в настоящее время необходимо, так как еще сохраняется тенденция снижения двигательной активности среди молодежи. По данным Минздравсоцразвития, только 14 процентов старшеклассников считаются практически здоровыми, а свыше 40 процентов допризывной молодежи по состоянию здоровья не соответствуют требованиям армейской службы.

Цель работы

Изучить историю возникновения и развития комплекса ГТО.

Задачи

Выяснить, для чего необходим комплекс ГТО в наше время и зачем его следует развивать.

Расширить знания по данной теме.

Проанализировать литературу и нормативы спортивных разрядов дисциплин входящих в комплекс ГТО.

История возникновения комплекса ГТО

Предпосылки создания комплекса ГТО в момент создания Советского Союза. Гражданская война и поползновения других государств на свободу вновь созданной республики продиктовали дефицит в подготовленных дисциплинированных военных кадрах. В первый год советской власти ВЦИК РСФСР принял декрет об обязательном обучении военному искусству женщин и мужчин от 18 до 40 лет по месту работы. Для этих целей в 1920 году создается военно-научное общество во главе с председателем М. Фрунзе и с 1923 по 1924 г. организуется Общество друзей воздушного флота и Общество друзей химической обороны и химической промышленности. Эти организации, по мнению советской власти, должны были подготовить значительную часть населения в мирное время к военным действиям. В 1927году несколько спортивных объединений сливаются в одну крупную организацию — ОСОАВИАХИМ. К началу 1928 г эта организация насчитывает около 2 млн человек. По инициативе этой организации молодежь осваивала военные профессии (радист, медсестра, пилот, парашютист и другие). Газета «Комсомольская правда» 24 мая 1930 года напечатала обращение о необходимости создания комплекса ГТО, введения единого критерия оценивания и награждении выполнивших комплекс специальным знаком отличия. Так 11 марта 1931 года были утверждены нормативы ГТО. Целью комплекса было повышение уровня физической подготовленности молодого поколения.

С этого времени проводилась широкая пропагандистская работа. К сдаче нормативов привлекались ученики школ, профессиональных училищ, высших учебных заведений, а также состав вооруженных сил и милиции. Первоначально к сдаче нормативов привлекались мужчины не моложе 18 лет и женщины не моложе 17 лет. Первый комплекс ГТО состоял из 21 испытания, из них 15 были практическими. Теория проводилась по знаниям истории физкультурных достижений, основ самоконтроля и медицинской помощи. Комплекс становился популярен. Уже в 1931 году нормативы выполнили 24 тысячи граждан Советского Союза. Выполнивших нормативы награждали знаком ГТО, и они имели льготы при поступлении в учебные заведения и право на участие в более крупных соревнованиях и спортивных праздниках. Носить знак ГТО в то время было очень престижно. Молодежь того времени удачно сдавала испытания и получала знаки. В 1932 году было принято решение ввести комплекс ГТО второй ступени. Выполнение испытаний этого комплекса было невозможно без систематических тренировок и первыми выполнили нормативы второй ступени командиры Краснознаменной ордена Ленина военной академии имени М. В. Фрунзе и женщины Военно-воздушной академии. В 1934 году была введена детская ступень комплекса (БГТО) «БУДЬ ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ». К 1934 году в стране насчитывалось около 5 млн. физкультурников, многие имели знак ГТО. С 1938 года начали проводиться Всесоюзные соревнования по программе ГТО как многоборье. Следующие нововведения были в 1939 и 1940 году. В комплекс, кроме обязательных испытаний добавили испытания по выбору, из разных видов спорта, но участник должен был показать наличие всех физических качеств: ловкости, выносливости, силы, быстроты, гибкости. Как показала жизнь, структура комплекса ГТО того времени была актуальной. Благодаря комплексу ГТО много советских людей овладели различными навыками (кросс, лыжи, плаванье, метание, стрельба). Эти навыки помогли молодым людям овладеть военным делом в короткие сроки и стать защитниками Родины: танкистами, летчиками, снайперами, разведчиками в грянувшей Великой Отечественной войне. Многие герои Великой отечественной войны были значкистами ГТО второй степени.

После войны комплекс опять модернизировали уже в 1946 году и сократили количество испытаний в БГТО до 7 испытаний, а ГТО 1 и 2 ступеней до 9 испытаний. Программа была уточнена для возрастных групп и стала взаимосвязанной с программой по физическому воспитанию. В послевоенное время огромное значение уделялось физическому воспитанию, крепло физкультурное движение. Дальнейшие изменения в комплекс ГТО вносились в 1948,1955,1959 годах. В 1966 году была введена ступень для допризывников «Готов к защите Родины». В 1968 году введены комплексы для молодежи «Готов к гражданской обороне СССР» и «Будь готов к гражданской обороне СССР», они содержали нормативы овладения способами защиты от ядерного или другого оружия массового поражения. Следующий виток развития комплекса относится к 1972 году. В новый комплекс добавили ступени для школьников 10–13 лет и зрелых людей 40–60 лет. Усовершенствованный комплекс уже охватывал население от 10 до 60 лет и имел пять ступеней. В 1973 году был создан комитет по контролю над массовостью сдачи нормативов ГТО и его возглавил А. А. Леонов летчик-космонавт СССР. Также были созданы инспекторские группы для контроля приема нормативов. В состав инспекторских групп входили ветераны спорта и ведущие физкультурники страны. В 1976 году около 220 миллионов граждан СССР имели знаки ГТО. С 1974 по 1981 год проводились многоборья ГТО. Очередные изменения в нормативах комплекса ГТО произошли в 1985 году. Обновлённый комплекс состоял из 3-х ступеней для взрослых и 4-х ступеней для школьников. В 1991 году распался Советский Союз. Комплекс ГТО юридически продолжал существовать, но фактически уже не действовал.

Знаменательный для России 2007 год можно назвать переломным, когда изменилась ситуация с застоем в спорте. Россия получила право на проведение Олимпиады в 2014 году в Сочи. В этом же году были знаменательные победы наших сборных по теннису, гандболу, футболу и баскетболу. В. В. Путин подписал новый закон о спорте и на волне нового подъёма возник вопрос о возрождении комплекса ГТО. После проведения Олимпийских игр в Сочи организаторам удалось сэкономить 1,5 миллиарда рублей. Президент предложил использовать эти средства для развития массового спорта, например для развития доступных спортклубов, спортплощадок и развития комплекса ГТО. По указу президента новый комплекс ГТО был введен в действие 1 сентября 2014 года. Новый комплекс ГТО разработан для категории граждан от 6 до 70 лет по трем категориям трудности: золотой, серебряный и бронзовый знаки.

Мы являемся участниками и свидетелями нового витка развития комплекса ГТО. Как участник этого движения замечу, что к ГТО внимание спортсменов и физкультурников нарастает постепенно. Если сначала испытания комплекса сдавали в основном старшеклассники для получения дополнительных баллов при поступлении в ВУЗ, то теперь благодаря работе тренеров и учителей под руководством Центров Физкультуры и Спорта все больше молодых людей стремятся сдать нормативы ГТО просто чтобы проверить свои силы и быть участником этого движения. Благодаря фестивалям ГТО, в это физкультурное движение вовлекаются дети и их родители. Спортсменам интересно принимать участие в сдаче нормативов не единожды. Людям, увлеченным спортом, интересно сдавать испытания, так как они понимают универсальность комплекса. Даже спортсмену с высоким разрядом в определенном виде спорта сдать нормативы нелегко, так как комплекс предполагает отличное развитие всех физических качеств и владение различными навыками разных видов спорта.

Вывод

Проанализировав нормативы разрядов по некоторым видам спорта, я сделала вывод, что испытания для юношей и девушек 5 ступени практически соответствуют или находятся близко к 1 юношескому разряду. Нормативы легкой атлетики в беге на короткие и длинные дистанции, лыжной подготовки и плаванья диктуют молодежи достаточно высокие требования-быть универсальным спортсменом, владеть техникой и тактикой спортивных дисциплин и выполнять их на высоком уровне. Это отличная возможность проверить себя как универсального спортсмена и стимул для собственного развития и систематических тренировок. Комплекс ГТО выбирают спортивные и дисциплинированные люди, имеющие установку все делать на отлично и до конца. Основные задачи, которые поставило правительство с внедрением ВФСК ГТО, уже заметны. Действительно, в настоящее время увеличивается количество граждан, занимающихся физкультурой и спортом. Увеличивается количество людей, стремящихся систематически заниматься физической культурой и спортом и вести здоровый образ жизни. Модернизируется система физического воспитания. Увеличивается количество спортивных клубов, во дворах появляется все больше спортивных площадок и тренажеров, доступных каждому человеку для самостоятельных занятий. Все эти усилия, безусловно, уже начинают приносить результат. Знак ГТО опять становится важным символом. Его пытаются получить и дети, и взрослые. Это символ упорства, силы воли, дисциплинированности и хорошего здоровья. Фраза из стихотворения «Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака получает новую жизнь и опять начинает звучать гордо — «Знак ГТО на груди у него…»

Литература:

  1. gto.ru/history-ГТО. История ГТО.
  2. http://frs24.ru-plavanie-normativ
  3. http://ru sport-wiki.org. Таблицы спортивных разрядов по легкой атлетике.
  4. http://www.sportsoyuznsk.ru. Спортивные разряды, нормативы.


Похожие статьи

Народные игры и игрушки как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

В предлагаемой статье говорится о том, что патриотическое воспитание юного поколения — одна из главных задач нашего времени. За последние годы произошли глобальные изменения в нашей стране. Особенно это коснулось нравственных ценностей и отношения лю...

Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) как фактор развития творческих способностей дошкольника

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования порастающего поколения и в том числе — дошкольному образованию. Согласно вступившему в силу ФГОС, одной из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях явл...

Игра — путь познания мира

Данная статья посвящена подвижным играм и их влияния на детей. Игра занима-ет важнейшее место в жизни ребенка. Подвижная игра — это путь к познанию мира. В процессе игры дети узнают различные свойства предметов, стороны жизни, получают полезную инфор...

Повышение познавательной активности дошкольников к математическому развитию на основе использования дидактического материала М. Монтессори (из опыта работы)

Каждый ребенок приходит в мир, который наполнен разнообразием и изобилием. Чтобы быть полноценным членом современного общества, ребенку приходится разбираться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношения...

Методы популяризации физической активности среди молодого поколения

В статье рассматриваются различные методы популяризации физической активности среди молодого поколения. Современные технологии все больше влияют на нашу жизнь. Однако здоровье остается важным аспектом, который требует поддержки. В нашем обществе проб...

Необходимость спортивного отбора в греко-римской борьбе

Наиболее актуальным вопросом в развитии греко-римской борьбы и современного спорта является необходимость спортивного отбора, начиная с детского возраста и заканчивая институтами физической культуры и спорта. Развитие модельных характеристик и параме...

Цифровая образовательная среда «Наустим» как эффективный и парадоксальный ресурс в процессе развития речевой деятельности дошкольников с ТНР

В современном обществе, начиная с первых дней жизни, нас окружает цифровое мультимедийное пространство. Для ребенка источниками начального формирования о мире и его месте в нем становятся не только семейные ценности, но и медиаресурсы. Познавательная...

Сценарий развлечения «Путешествие клоуна Смайлика по Воронежу»

На сегодняшний день одной из наиболее острых проблем является воспитание патриотизма. Именно поэтому дошкольные образовательные учреждения, являясь первоначальной ступенью в системе образования, должны сформировать у детей центральную идею об окружаю...

Эффективный подход к обучению плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья

В данной работе освещаются особенности организации занятий по плаванию с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья. Предлагается система использования сказочных сюжетов, упражнений и игр на воде; условных сигналов и жестов; приема «за...

Растим «элиту знаний». Система развития творческого интеллекта дошкольников

В статье раскрывается комплексная система формирования «элиты знаний», людей нравственно ответственных, высокообразованных, морально и психологически здоровых. Даются определения трем взаимопроникающим блокам системы (нейропсихологическому, интеллект...

Похожие статьи

Народные игры и игрушки как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

В предлагаемой статье говорится о том, что патриотическое воспитание юного поколения — одна из главных задач нашего времени. За последние годы произошли глобальные изменения в нашей стране. Особенно это коснулось нравственных ценностей и отношения лю...

Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) как фактор развития творческих способностей дошкольника

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования порастающего поколения и в том числе — дошкольному образованию. Согласно вступившему в силу ФГОС, одной из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях явл...

Игра — путь познания мира

Данная статья посвящена подвижным играм и их влияния на детей. Игра занима-ет важнейшее место в жизни ребенка. Подвижная игра — это путь к познанию мира. В процессе игры дети узнают различные свойства предметов, стороны жизни, получают полезную инфор...

Повышение познавательной активности дошкольников к математическому развитию на основе использования дидактического материала М. Монтессори (из опыта работы)

Каждый ребенок приходит в мир, который наполнен разнообразием и изобилием. Чтобы быть полноценным членом современного общества, ребенку приходится разбираться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношения...

Методы популяризации физической активности среди молодого поколения

В статье рассматриваются различные методы популяризации физической активности среди молодого поколения. Современные технологии все больше влияют на нашу жизнь. Однако здоровье остается важным аспектом, который требует поддержки. В нашем обществе проб...

Необходимость спортивного отбора в греко-римской борьбе

Наиболее актуальным вопросом в развитии греко-римской борьбы и современного спорта является необходимость спортивного отбора, начиная с детского возраста и заканчивая институтами физической культуры и спорта. Развитие модельных характеристик и параме...

Цифровая образовательная среда «Наустим» как эффективный и парадоксальный ресурс в процессе развития речевой деятельности дошкольников с ТНР

В современном обществе, начиная с первых дней жизни, нас окружает цифровое мультимедийное пространство. Для ребенка источниками начального формирования о мире и его месте в нем становятся не только семейные ценности, но и медиаресурсы. Познавательная...

Сценарий развлечения «Путешествие клоуна Смайлика по Воронежу»

На сегодняшний день одной из наиболее острых проблем является воспитание патриотизма. Именно поэтому дошкольные образовательные учреждения, являясь первоначальной ступенью в системе образования, должны сформировать у детей центральную идею об окружаю...

Эффективный подход к обучению плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья

В данной работе освещаются особенности организации занятий по плаванию с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья. Предлагается система использования сказочных сюжетов, упражнений и игр на воде; условных сигналов и жестов; приема «за...

Растим «элиту знаний». Система развития творческого интеллекта дошкольников

В статье раскрывается комплексная система формирования «элиты знаний», людей нравственно ответственных, высокообразованных, морально и психологически здоровых. Даются определения трем взаимопроникающим блокам системы (нейропсихологическому, интеллект...

Задать вопрос