Давайте зрение беречь! | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №2 (5) март 2016 г.

Дата публикации: 21.01.2016

Статья просмотрена: 530 раз

Библиографическое описание:

Русанова, В. А. Давайте зрение беречь! / В. А. Русанова, Л. А. Шешукова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 208-. — URL: https://moluch.ru/young/archive/5/252/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

Введение

Однажды, когда я еще ходила в детский сад, нас пересаживали на занятии, и я поняла, что плохо вижу с последней парты. Мне пришлось отправиться на прием к врачу-офтальмологу, который после небольшого обследования поставил диагноз «спазм аккомодации».

Врач объяснил, что ничего страшного в этом нет, нужно лишь уменьшить нагрузку на глаза, и выписал специальные глазные капли.

Мне стало интересно, почему же нельзя долго смотреть мультфильмы, играть на компьютере, читать книги, в общем, делать то, что мне больше всего нравится? А если всё это делать, как избежать проблем со зрением?

В настоящее время школьники сталкиваются с постоянным увеличением нагрузки на зрение, так как помимо учебных занятий в жизни практически каждого ребенка присутствуют компьютер, телевизор, планшет или сотовый телефон.

Казалось бы, чем же эти столь увлекательные предметы могут навредить нашим глазам, ведь современные устройства имеют экран высокого разрешения и четкости и нагрузка на зрение минимальна?

Глаза — важнейший орган чувств человека. Считается, что от 70 % до 90 % информации человек получает с помощью зрения [2].

«Любую болезнь легче предупредить, чем лечить ее последствия», поэтому в данной исследовательской работе мы постараемся ответить на вопрос: как сохранить зрение?

Мы рассмотрим строение глаза, определим, что такое острота зрения и что на нее влияет, проверим зрение учеников 1 «б» класса Лицея № 9 г. Слободского, разработаем гимнастику для глаз, проанализируем эффективность её проведения и сделаем выводы.

Цель работы — показать эффективность применения гимнастики для глаз как одного из способов сохранения зрения.

Задачи исследования:

1.                  Подобрать и изучить литературу и информацию в сети Интернет по данному вопросу.

2.                  Подобрать методы исследования.

Гипотеза — регулярное проведение гимнастики для глаз способствует сохранению зрения и его улучшению.

Предмет исследования — острота зрения. 

План исследования.

  1.      Изучение информационных источников по вопросам:

          строение глаза;

          понятие остроты зрения;

          заболевания глаз, связанные с нарушением остроты зрения.

  1.      Выбор методики исследования остроты зрения.
  2.      Разработка комплекса гимнастики для глаз.
  3.      Измерение остроты зрения до и после применения гимнастики для глаз.
  4.      Анализ полученных результатов.
  5.      Составление памятки — рекомендаций для взрослых и детей по сохранению остроты зрения.

Глава 1.

Обзор используемых источников

Дадим краткую характеристику информационным источникам.

«Ни слух, ни обоняние не могут сравниться со зрением. Оно — самое совершенное, самое богатое по своим возможностям средство познания мира. Недаром же пословица говорит, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»» [6].

Автор книги «Девять цветов радуги» А. И. Штейнгауз сравнивает работу глаза с принципом фокусировки фотоаппарата. Когда мы наводим на объект обычный цифровой фотоаппарат, то сначала видим мутное изображение, которое быстро становится четким. Бывает и так: после того, как снимок сделан, мы видим нечеткую размытую фотографию. Вот примерно так же воспринимает окружающий мир человек с нарушением зрения [6].

С общим понятием о зрении и основными его функциями мы познакомились с помощью электронной энциклопедии — Википедии и специализированных интернет — сайтов.

Глаз человека имеет сложное строение [4].

Представим круглый шар, сверху, снизу и по бокам опоясанный мышцами, которые позволяют нам поворачивать его в разные стороны. Этот шар называется глазным яблоком. Изнутри он заполнен прозрачной жидкостью — стекловидным телом. Чтобы эта жидкость не вытекала и придавала форму глазу, она обтянута плотной оболочкой, которая называется склера [6,2].

Спереди шара расположена прозрачная пленка, которую называют роговицей. Сразу за ней — радужка, отвечающая за цвет наших глаз. Также она увеличивает или уменьшает зрачок, который расположен посередине. Зрачок регулирует количество света, поступающего внутрь глаза.

Свет, поступающий в глаз, попадает на его внутреннюю стенку, часть которой называется сетчатка, именно она отвечает за передачу полученной информации в наш мозг, где формируются зрительные образы.

Очень важная часть глаза — хрусталик, который позволяет увеличивать или уменьшать зримый объект. Строение хрусталика довольно сложно. Он состоит из нескольких вложенных одна в другую чечевичек. Оптические свойства каждой из них неодинаковы: внутренние преломляют свет сильнее, чем внешние. Хрусталик находится сразу после роговицы. Он выпуклый с обеих сторон. Роговица и хрусталик совместно представляют собой оптическую систему глаза; они выполняют ту же роль, что и объектив фотоаппарата. Изображение в глазу, даваемое хрусталиком совместно с роговицей, перевернуто вверх ногами так же, как и в фотоаппарате. Этот «недостаток» глаза исправляет мозг [6].

По сути, хрусталик — это линза, только мягкая. Хрусталик опоясан мышцей, которая при сжимании и разжимании регулирует его толщину, ее называют цилиарная мышца, или ресничная. Изменение толщины хрусталика и влияет, в первую очередь, на четкое видение разноудаленных предметов.

Когда мы смотрим вдаль, цилиарная мышца расслабляется (разжимается), хрусталик становится тонким. А когда мы смотрим на объекты вблизи нас, мышца напрягается (сжимается), хрусталик становится толще [6].

Одна из важных функций зрения — острота — это способность различных людей видеть большие или маленькие детали предмета с одного и того же расстояния [2].

При нарушении остроты зрения часто возникает заболевание под названием близорукость, или миопия (в переводе с древнегреческого «прищуривая взгляд»). Человек начинает плохо видеть предметы вдалеке, и чтобы решить эту проблему, ему приходится носить очки [2].

В детском и подростковом возрасте близорукость часто прогрессирует (глаза постоянно напрягаются для работы вблизи). Иногда этот процесс проходит очень быстро и может приостановиться только к 25–30 годам, когда перестает расти организм [2].

Близорукость бывает ложной (когда из-за перенапряжения цилиарной мышцы происходит её спазм — спазм аккомодации), в результате чего кривизна хрусталика остается слишком большой, если смотреть вдаль) и истинной (когда глазное яблоко увеличивается). Вторая разновидность близорукости наиболее распространена в школьном возрасте [2].

Основной профилактикой близорукости в детском возрасте является снижение нагрузки на зрение или применение профилактической гимнастики для глаз.

Также существует такое заболевание, связанное с нарушением остроты зрения, как дальнозоркость, когда человек плохо видит вблизи. Ему требуются очки, чтобы читать. Это заболевание чаще всего возникает у пожилых людей: с возрастом хрусталик теряет свою эластичность, а цилиарная мышца не способна к полному сокращению.

 Глава 2.

Материалы и методы исследования

Методы исследования:

          изучение литературы;

          анализ и синтез;

          измерение;

          сравнение;

          эксперимент.

Время проведения исследования: декабрь 2014 года — январь 2015 года.

Материалы исследования:

          таблица для проверки остроты зрения (по Сивцеву Д. А.);

          рулетка для измерения расстояния;

          таблица для внесения результатов измерения остроты зрения;

          комплекс гимнастики для глаз.

Методика определения остроты зрения

Выделяют два основных метода определения остроты зрения: первый метод основан на ощущениях пациента, второй — на применении специальных приборов, например, рефрактометров.

Мы будем использовать первый метод, основанный на ощущениях пациента.

Для определения остроты зрения мы будем использовать таблицу Д. А. Сивцева. В этой таблице содержатся строки прописных букв (всего 12 строк), размер букв уменьшается от строки к строке в направлении сверху вниз. Слева от каждой строки указано расстояние D (в метрах), с которого их должен видеть человек с нормальным зрением (50 метров для верхнего ряда; 2,5 метра — для нижнего). Справа каждой строки указана величина V (в условных единицах) — это острота зрения при чтении букв с расстояния 5 метров (0,1 — если глаз видит только верхний ряд; 2,0 — если виден нижний ряд). Нормальное зрение (1,0) — когда человек видит каждым глазом с расстояния 5 метров десятую строку [5].

Суть этого метода заключается в том, что при нормальном зрении глаза человека способны воспринимать на большом расстоянии раздельно две точки. Для человеческого глаза бесконечность начинается на расстоянии 5 метров [3]. Это расстояние и используют для проверки зрения по таблице Сивцева. Иными словами, с расстояния 5 метров человек должен различать, например, две параллельные палочки в букве Н, П и т. п. Если он видит одну мутную точку, это говорит о том, что острота его зрения нарушена.

Если полученную величину остроты зрения умножить на 100, то мы получим процент остроты зрения. Например, ученик видит строчку, справа от которой написано V=0,7, это значит, что у ученика острота зрения 0,7, или 70 % (0,7*100 = 70).

Рассмотрим последовательность действий по исследованию остроты зрения.

  1. Остроту зрения проверяем в учебном кабинете.
  2. Вывешиваем таблицу на школьную доску на уровне глаз исследуемого ученика и закрепляем её магнитами.
  3. Отмеряем рулеткой от таблицы до места нахождения ученика 5 метров.
  4. Следим, чтобы таблица была хорошо освещена.
  5. Сначала определяем остроту зрения правого, затем левого глаза. Второй глаз исследуемый прикрывает рукой.
  6. Результаты измерений фиксируем в таблице 1.
  7. Измерения проводим 2 раза в день:

          в утренние часы, перед началом уроков;

          днем, после уроков.

  1. Количество обследуемых за 1 день — 10 учеников.
  2. Школьникам, которым проверяем зрение утром, проверяем зрение и днем, чтобы сравнить результаты утренней и дневной остроты зрения.
  3. На первичную проверку остроты зрения отводим 3 дня, так как общее количество учеников в классе 27 человек.
  4. Далее вводим пятиминутную гимнастику для глаз, которую проводим с ребятами 2 раза в день, в течение учебной недели.
  5. После проведения гимнастики вновь проверяем зрение по прежнему принципу и заносим результаты в таблицу  1.

Гимнастика для глаз

Чтобы понять принцип действия гимнастики, достаточно сделать небольшое упражнение. Возьмите в руку груз массой 2–3 килограмма, например, портфель. Согните руку в локте наполовину и подержите несколько минут, пока рука не устанет. Затем попытайтесь разогнуть руку. Вы это сделаете с трудом и почувствуете дискомфорт. Это объясняется тем, что когда мышца долго напряжена, после снятия с неё нагрузки мы ощущаем спазм мышцы, то есть в ней сохраняется напряжение. И если это делать систематически без дальнейшего растяжения мышцы, мы получим ограничение в полном разгибании руки [3].

Так же и наши глаза: в школьном возрасте идёт процесс формирования зрения и нагрузка на глаза достаточно велика, поэтому можно получить спазм определённых мышц (о них мы говорили, когда рассматривали строение глаза), которые влияют на остроту зрения, и, как следствие, появляется ложная близорукость, которая при дальнейшем течении заболевания превращается в истинную [6].

Комплекс гимнастики для глаз мы разработали самостоятельно на основе рекомендаций врачей — офтальмологов и включили в него простые упражнения, не отнимающие много времени от урока, которые без особых затруднений может легко выполнить каждый.

Комплекс гимнастики для глаз:

1)        подвигать глазными яблоками вверх — вниз, влево — вправо (считаем до 12);

2)        часто поморгать глазами (считаем до 10);

3)        вращать глазами по часовой стрелке и против нее (считаем до 5 по часовой стрелке и столько же — против);

4)        зажмурить глаза, сосчитать до 5 и открыть их, повторить 5 раз;

5)        перевести взгляд с ближнего предмета на дальний (смотрим на указательный палец на расстоянии 20–30 см (полусогнутая рука), считаем до 10, затем переводим взгляд в окно, смотрим вдаль и считаем до 5), повторить 5 раз;

6)        растереть ладони друг о друга, сосчитать до 10, затем закрыть глаза и приложить к ним теплые ладони (представляем, как уютно нашим глазам, считаем до 15).

Глава 3.

Результаты исследования и их анализ

Было обследовано 27 учеников.

Средняя утренняя острота зрения по классу составила 0,83; средняя дневная острота зрения — 0,84; средняя острота зрения после проведения гимнастики — 0,9.

По результатам утренней проверки зрения нормальное зрение наблюдается у 9 школьников. По результатам проверки дневной остроты зрения количество школьников со зрением 1 («единица») не изменилось и равно 9.

После проведения гимнастики количество школьников с нормальным зрением увеличилось на 7 и достигло 16.

Таким образом, только у 16 учеников в классе идеальное зрение, у остальных наблюдается нарушение остроты зрения. В ходе исследования у некоторых ребят была выявлена ложная близорукость (спазм аккомодации), это подтверждает тот факт, что после проведения гимнастики для глаз увеличилось количество учеников с нормальной остротой зрения.

Результаты исследования показали, что применение гимнастики для глаз способствует сохранению и улучшению зрения.

Выводы. Заключение

  1.                Изучено 6 информационных источников.
  2.                Изучены и подобраны методы для проведения исследования.
  3.                Мы получили положительный эффект от проведения гимнастики для глаз, который выражается в увеличении количества школьников с остротой зрения 1 («единица»).

Гимнастика для глаз снимает напряжение мышц глаза, что позволяет ему приобретать первоначальную остроту зрения. Напомним, что изначально при проверке зрения количество учеников с остротой зрения 1 («единица») было равно 9, а после проведения гимнастики для глаз их число достигло 16.

Мы считаем, что это хороший показатель, и уверены, если такую гимнастику проводить систематически, ежедневно, по одному — два раза в день, можно получить более высокие результаты.

Таким образом, цель, которую мы поставили в начале исследовательской работы, достигнута. Мы показали и доказали эффективность проведения гимнастики для глаз у школьников. Наша гипотеза подтвердилась.

Не нужно забывать, что сохранению зрения у школьников способствует и правильное питание с увеличенным содержанием кальция, поскольку именно кальций оказывает положительное воздействие на формирование оболочки для глаза. Помимо этого дозированные физические нагрузки, а также снижение нагрузки на глаза оказывают большое влияние на остроту зрения. Для достижения значительного эффекта в профилактике заболеваний, связанных с остротой зрения, необходимо использовать все мероприятия в комплексе.

В связи с этим мы предлагаем учителям и родителям уделять 5–10 минут в день для профилактики близорукости у детей.

 

Литература:

 

  1.      Вижу все! Офтальмологический проект. [Электронный ресурс]. URL: http://best-see.com/diagnostics/long-distance/(дата обращения 10.12.2014)
  2.      Зрение человека. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Зрение_человека (дата обращения 14.12.2014)
  3.      Определение остроты зрения. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Определение_остроты_зрения(дата обращения 16.12.2014)
  4.      Оптическая система глаза и некоторые её особенности. Строение глаза человека.[Электронный ресурс]. URL: http://docs.podelise.ru/docs/index-946.html?page=10(дата обращения 16.12.2014)
  5.      Таблица Сивцева. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Таблица_Сивцева(дата обращения 16.12.2014)
  6.      Штейнгауз А. И. Девять цветов радуги. — Москва: Детгиз, 1963. — 310 с.
Основные термины (генерируются автоматически): острота зрения, глаз, проведение гимнастики, зрение, нарушение остроты зрения, нормальное зрение, день, дневная острота зрения, комплекс гимнастики, строение глаза.


Задать вопрос