Мир «невидимок» вокруг нас или Как поймать микроба? | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №2 (5) март 2016 г.

Дата публикации: 25.01.2016

Статья просмотрена: 355 раз

Библиографическое описание:

Келлер, Е. А. Мир «невидимок» вокруг нас или Как поймать микроба? / Е. А. Келлер, М. О. Вавилин, Л. А. Решетова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 135-. — URL: https://moluch.ru/young/archive/5/255/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

В течение тысяч лет своего существования человек не имел представления о том, что вызывает его заболевания. Первобытные люди имели своё объяснение этому — они считали, что болезнь вызывают злые духи, живущие внутри своей жертвы.

И только в 1865 году Луи Пастер первым выдвинул теорию о том, что причиной заболеваний являются микробы. И сегодня мы знаем, что микробы являются самыми опасными врагами человека. Они представляют собой мельчайшие одноклеточные организмы, видимые только под микроскопом. Некоторые из них настолько малы, что практически невидимы совсем. Микроорганизмы превосходят человечество в численности. Почти каждый эксперт по вопросам микробиологии уверен, что микробы присутствуют повсюду, нравится это человеку или нет. При этом существует лишь небольшое количество сред, по-настоящему чистых от них. В то же время существует некоторое количество мест, где концентрация микроорганизмов особенно высока.

Микробы — самые живучие организмы на земле, это благодаря тому, что они умеют приспосабливаться к окружающей среде. В одной капле воды содержится несколько миллиардов различных микробов. Только кишечник человека содержит более трех килограммов микробов.

Микробы бывают полезные и вредные. Вредные микробы, попадая внутрь организма вместе с пищей, начинают очень быстро размножаться и вредить ему. В результате у человека начинает болеть живот, начинается тошнота и рвота, может подняться температура и человек попадает в больницу. Полезные микробы помогают при создании разных лекарств, при выработке молочных продуктов: кефира, йогурта, сметаны, в сельском хозяйстве для создания удобрений для растений.

Мы решили проверить, как наши одноклассники моют руки в школьной столовой. В присутствии учителя все ребята добросовестно моют руки с мылом, без учителя большинство ограничиваются только полосканием, а некоторые не моют совсем.

Объект исследования: процесс передачи микроорганизмов и их распространение в окружающей среде.

Цели исследования: доказать, что на предметах, к которым люди часто прикасаются, находится множество микроорганизмов; выяснить, что собой представляют эти микроорганизмы, нет ли среди них болезнетворных; доказать необходимость мытья рук.

Для достижения обозначенных целей нам необходимо было решение следующих задач:

                    найти и изучить литературу по данному вопросу;

                    провести анкетирование учащихся;

                    провести наблюдение за одноклассниками, как они моют руки в школьной столовой до приёма пищи;

                    провести исследование чистоты рук учащихся нашего класса;

                    провести исследование объектов окружающей среды в классе на предмет наличия (отсутствия) микроорганизмов;

                    определить пути передачи и распространения микроорганизмов;

                    обобщить полученные результаты, сделать выводы и выступить перед одноклассниками.

                    выработать рекомендации по мытью рук (создание и распространение памятки «Чистота — залог здоровья»).

Чтобы наконец-то узнать действительно ли на грязных руках скапливаются микробы, мы обратились за помощью к моей маме Вавилиной Е. Ю., которая работает в микробиологической лаборатории г. Серова. Она рассказала, что микробы часто передаются через предметы общего пользования — телефоны, ручки двери, ручки крана и др. предметы. Но самый большой центр транспортировки микробов — руки.

С её помощью были обследованы учащиеся 4 класса, а также объекты окружающей среды с целью изучения механизмов распространения микробов.

Для исследования поверхностей объектов окружающей среды на микробную загрязнённость был использован метод смывов. Смывы брались с помощью ватных тампонов, смоченных стерильным физраствором.

Всего было взято 22 смыва, в том числе:

                    с рук учащихся — 12;

                    с парт, дверных ручек, ручек крана для мытья рук, с телефонов — 10.

Смывы были отправлены в микробиологическую лабораторию, где были проведены их исследования:

                    посев на питательные срезы и выращивание при t =37 0;

                    подсчёт и изучение выросших на чашках Петри колоний;

                    просмотр выросших клеток под микроскопом (увеличение в 1000 раз);

                    постановка тестов на определение кишечной палочки.

Врач-лаборант рассказала, чтобы определить разновидность микроба, его нужно несколько дней выращивать в специальной среде при помощи чашек Петри.

Критерии оценки смывов:

                    отсутствие болезнетворных микробов;

                    наличие единичных колоний — норма (стерильные руки без микробов могут быть только у хирурга перед операцией);

                    массивный (сплошной) рост микробов говорит о высокой загрязнённости объектов окружающей среды;

Исследования объектов внешней среды и кожных покровов (чашки Петри) представлены в Таблице 1.

 

Таблица 1

Объект исследования

Общее микробное число

Кишечная палочка

Другая микрофлора

Болезнетворные микробы

руки учеников после занятий (исследовались руки 6 учеников)

4 смыва — сплошной рост

2 смыва — рассеянный рост

2 смыва — обнаружены колонии кишечной палочки (розовые колонии с металлическим блеском)

4 смыва — не обнаружена

5 смывов — сплошной рост

1 смыв — не обнаружена

не обнаружены

Руки учеников после однократной обработки антибактериальным жидким мылом

исследовались руки 6 учеников

3 смыва — рассеянный рост

3 смыва — единичные колонии

5 смывов — кишечная палочка не обнаружена

1 смыв — единичные колонии кишечной палочки

5 смывов — единичные колонии

1 смыв — не обнаружены

не обнаружены

Телефон

исследовалось

2 смыва

1 смыв — массивный рост

1 смыв — единичные колонии

1 смыв — обнаружены колонии кишечной палочки

1 смыв — не обнаружены

1 смыв — обнаружены кокки

1 смыв — не обнаружены

не обнаружены

парта

массивный рост

обнаружены колонии кишечной палочки

обнаружены

не обнаружены

водопроводный кран

исследовалось 2 объекта

1 смыв — массивный рост

1 смыв — единичные колонии

1 смыв — обнаружены

1 смыв — не обнаружены

1 смыв — единичные колонии

1 смыв — не обнаружены

не обнаружены

ручка двери

единичные колонии

не обнаружена

не обнаружена

не обнаружены

ручка шкафа для книг

массивный рост

не обнаружена

массивный рост

не обнаружены

 

В целом результаты эксперимента свидетельствуют о следующем: на объектах (столешницы парт, руки учащихся, телефоны, водопроводный кран в классе) была обнаружена кишечная палочка, от которой можно заболеть такой болезнью как дизентерия. Поэтому наличие на руках кишечной палочки может быть небезопасно.

На одном телефоне были обнаружены кокки. Как и все бактерии они могут вызвать заболевание. Например, если человек поранил руку и не обработал рану, кокки могут в неё попасть и вызвать гнойную инфекцию. А поскольку они могут передаваться воздушно — капельным путем, то есть большая вероятность попадания их на слизистые оболочки носа, гортани, полости рта и так же вызвать такие заболевания как ангина, стоматит и другие.

По результатам были сделаны следующие выводы:

В 75 % поверхностей наблюдался рост микробов, в том числе на 10 объектах массивный рост колоний:

                    с рук учащихся;

                    с телефона:

                    с дверных ручек;

                    с ручки крана для мытья рук.

На этих же объектах была обнаружена кишечная палочка.

Отсутствие микробов зафиксировано на объектах (25 %).

В результате изучения и анализа литературы, а также проведённого эксперимента, мы узнали, что вопросам личной гигиены и правильного мытья рук уделяется недостаточно внимания. Проведённое исследование подтвердило нашу гипотезу, что через грязные руки происходит распространение микробов и передача их от человека к человеку.

Охота на микроба закончена. Соблюдайте правила гигиены и тогда опасные микробы вам не страшны!

Так сколько же это, получается, нужно мыть руки в день? После сна и перед сном — 2 раза, после улицы — 2–3 раза, перед едой — 3–4 раза, после туалета — 5 раз. Ну, ещё пару раз на всякий случай. Получается, не больше 16 раз в день. Какая малость! Но эта малость позволит сохранить здоровье.

 

Литература:

 

  1.                Р. Реверст / Современная ботаника/ Москва/ 1990.
  2.                Детская энциклопедия «Почемучка», «Педагогика — ПРЕСС», М., 2000.
  3.                Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?», М., 2005.
  4.                Детская энциклопедия «Биология», «Аванта+», М., 2000.
  5.                Энциклопедия «Планета Земля», «РОСМЭН», М., 2009.
  6.                http://www.pochemu-chka.ru
  7.                http://ru.wikipedia.org/wiki/
  8.                http://www.microbium.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): кишечная палочка, смыв, окружающая среда, массивный рост, микроб, колония, рука, мытье рук, рука учащихся, ручка крана.


Задать вопрос