Проект «Родной свой край люби и знай» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №2 (5) март 2016 г.

Дата публикации: 27.02.2016

Статья просмотрена: 5986 раз

Библиографическое описание:

Быков, А. С. Проект «Родной свой край люби и знай» / А. С. Быков, Е. Е. Абрамова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 192-197. — URL: https://moluch.ru/young/archive/5/290/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.

К. Паустовский

 

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма — процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения рассматривают национально — региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у нас, школьников, такие черты характера, которые помогут нам стать патриотами своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Константин Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал» [2, 115]

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решается в каждом учебном заведении, но несмотря на это необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Я, предлагаю создать проект «Родной свой край люби и знай!». Этот проект можно реализовать в каждом регионе.

Я считаю, что данный проект позволит нам, учащимся школ, усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.

Цель проекта:

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию.

Задачи проекта:

          расширить знания о родном городе: истории, символике, достопримечательностей, промышленных объектах, их вреде и пользе, экологической ситуации в городе и республике;

          познакомиться с именами тех, кто основал и прославил город и республику;

          расширить знания о флоре и фауне республики Хакасии;

          воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;

          познакомиться с культурой и традициями республики Хакасии;

          формировать экологическую культуру у нас, школьников, и наших родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Предмет исследования: Регион Хакасия

Участники: учащиеся школы (1–11 классы), родители учеников, педагоги школы.

Сроки реализации: в течение года.

Основной раздел программы: познавательное развитие

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром и. т.д.

Предполагаемый результат:

  1.      Итоговым результатом является диагностика, где мы, школьники, покажем свои знания. Учитывается также наше активное участие в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, литературно-музыкальных композициях, мини-спектаклях.
  2.      Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
  3.      Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
  4.      Представление своих знаний на творческом отчете.

Основная часть

Как я писал ранее, данный проект можно реализовать в любом регионе нашей страны. Для примера я возьму свой регион, Республику Хакасия.

В каждой школе есть совет старшеклассников. Наша школа — не исключение. Не малую роль в реализации проекта будут играть ребята из совета старшеклассников.

Этапы проведения и реализации проекта.

I. Информационно-накопительный:

          Изучение интереса школьников для определения целей проекта (на данном этапе можно провести анкетирование с целью выявления знаний по Хакасии).

          Сбор и анализ литературы для детей.

          Обращение к специалистам (работникам музеев, выставочного зала, экскурсоводам и т. д.).

В самом начале проекта проводится письменный опрос, который позволит узнать, насколько учащиеся знают историю своей малой Родины (см.Приложение).

Сроки реализации данного этапа — один месяц (сентябрь).

II. Организационно-практический:

Сроки реализации данного этапа (октябрь — апрель).

Данный этап представлен в виде таблице, в которой отражены все мероприятия, их краткое содержание, а также участники, ответственные за мероприятия и сроки проведения.

 

Таблица 1

Название мероприя­тия

Содержание

Участники

Ответствен­ные

Сроки

1.

Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Город Абакан — прошлое и настоящее», «Моя Родина — Хакасия!»

Данные занятия проводятся во время классных часов. Учащиеся знакомятся с Хакасией, узнают историю родного города, а также перспективы его развития.

1–8 классы

Совет старшеклассников, классные руководители, педагог-организатор, заместитель директора по ВР.

октябрь

2.

Экскурсии

Достопримечательности Хакасии»

Каждый классный коллектив по возможности посещает знаменательные места Хакасии

1–11 классы

Классные руководители, родительский комитет

октябрь

3.

Оформление альбомов «Достопримечательности Хакасии», «Праздники Хакасии», «Красная книга Хакасии», «Выдающиеся личности Хакасии»

В данные альбомы мы вклеиваем фотографии определенной тематики, комментируем их. Работая над этим материалом, мы узнаем много интересного о нашем регионе (фауне Хакасии, памятниках архитектуры и природы, истории их возникновения, а также знакомимся с биографией людей, которые внесли неоценимый вклад в развитие нашего региона)

3–11 классы

Совет старшеклассников, классные руководители, педагог-организатор, заместитель директора по ВР.

Октябрь-апрель

4.

Проведение игр «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку»

Данные дидактические игры проводят ребята из совета старшеклассников, а также учащиеся 9–11 классов. Материал игр разрабатываем сами мы, старшеклассники. На этих играх ученики младших классов по фотографии должны угадать место города Абакана, где оно находится. Также учащиеся 1–4 классов должны собрать картинку, как пазл, с изображением памятника архитектуры родного города.

1–4 классы

Совет старшеклассников, учащиеся 9–11 классов, педагог-организатор

Ноябрь

5.

Конкурс сочинений «Город будущего»

В сочинениях ребята представляют, каким они видят Абакан через несколько лет, что, на их взгляд, должно появится в нашем городе.

5–7 классы

Педагог организатор, учителя русского языка и литературы

Ноябрь

6.

Фотовыставка «Вот моя улица, вот мой дом родной».

На первый взгляд может показаться, что тема выставки несерьезна. Но эти фотографии двора, где проходят детство и юность, наполнены любовью к родному месту.

1–11 классы

Педагог-организатор, заместитель директора по ВР, учителя изобразительного искусства

Ноябрь-декабрь

7.

Изготовление макета «Хакасия»

В течение нескольких месяцев учащиеся 5–11 классов занимаются «моделированием» Хакасии. Можно создать два макета: достопримечательности республики и полезные ископаемые республики. Заранее ребята разбиваются на секции: кто создает модель достопримечательностей и те, кто создает модель полезных ископаемых. В каждой секции руководитель педагог. Совместно с руководителями секций учащиеся создают чертеж, который в дальнейшем поможет при изготовлении макета. Данная работа помогает в дальнейшем ориентироваться в пространстве.

5–11 классы

Учителя технологии, классные руководители, учителя географии, учителя изобразительного искусства, педагог-организатор, заместитель директора по ВР

Ноябрь-апрель

8.

Изготовление мини-музея «Дом Хакасии»

В старину хакасы жили в юртах. Наша задача (школьников) воспроизвести не только модель юрты, но и как она обставлена, какими убранствами. Под руководством учителей мы создаем копии тех вещей, которые украшали юрты. Чтобы воссоздать такую юрту, мы дополнительно читаем информацию по истории Хакасии.

1–11 классы

Педагог-организатор учителя географии, учителя истории, учителя технологии, учителя изобразительного искусства, заместитель директора по ВР

Ноябрь-апрель

9.

Внеклассные мероприятия по темам «Хакасский народный костюм», «Народные блюда Хакасии»

На дополнительных уроках ученики не только знакомятся с костюмами, едой республики. Но также учатся сами готовить такую еду и пробовать шить костюмы.

5–7 классы

Учителя технологии

Ноябрь-апрель

10

Рисунки «Хакасия»

Ребята самостоятельно выбирают, что изобразят на своих рисунках. После того, как их работы будут готовы, они должны их защитить (рассказать, что или кого изобразили)

3–4 классы

Классные руководители, учителя изобразительного искусства

январь

11

Лепка «Животные и птицы Хакасии»

Под руководством классных руководителей ребята младших классов из пластилина изготавливают представителей фауны Хакасии. Но заранее ребята на уроках знакомятся с животными, которые населяют наш регион.

1–2 классы

Классные руководители

январь

12

Круглый стол «Пути развития Хакасии»

На данном мероприятии ребята обсуждают проблемы региона и какие они видят пути их решения. За неделю до «круглого стола» учащиеся сами выбирают тематику (экология, туризм)

9–11 классы, совет старшеклассников

Педагог организатор, заместитель директора по ВР

февраль

13

Конкурс видеоклипов по Хакасии

Каждый клип, который мы, как режиссеры, делаем самостоятельно, не должен превышать пяти минут. Тематика видеоклипов представлена по двум направлениям: «Просторы Хакасии» и «Любимое стихотворение о Хакасии».

5–11 классы

Совет-старшеклассников, педагог-организатор, заместитель директора по ВР, учителя географии, учителя русского языка и литературы, учителя изобразительно искусства

Февраль-март

14

Конкурсы чтецов «Поэты и писатели о Хакасии»

Учащиеся представляют на данный конкурс прочтение наизусть стихотворения или отрывка из прозы о Хакасии. Ребята должны «вжиться» в роль автора, лирического героя, которых переполняет чувство любви к родному краю.

5–11 классы

Работник школьной библиотеки, учителя русского языка и литературы, педагог-организатор, заместитель директора по ВР

март

15

Подготовка к мастер-классам

Учащиеся должны подготовить мастер-классы по темам: «Дом Хакасии» (рассказать историю юрты; как они (ребята) работали над этим заданием), «Хакасский народный костюм» (рассказать об особенностях одежды хакасов, описать свою работу), «Народный блюда Хакасии» (поделиться секретами приготовления хакасской пищи, угостить гостей), «Макет «Хакасия» (рассказать о работе над макетами).

5–11 классы

Учителя-предметники, педагог-организатор, заместитель директора по ВР

Апрель-май

16

Подготовка к литературно-музыкальному концерту

Мы, ученики, а также учителя-словесники и музыки должны приготовить литературно-музыкальную композицию об одном поэте Хакасии. Не только выразительное чтение стихотворений должно быть включено, но и мини-спектакль о его детстве и т. д.

5–11 классы, учителя русского языка и литературы, учителя музыки

Педагог-организатор, заместитель директора по ВР, учителя изобразительного искусства, классные руководители, педагог-хореограф

Апрель-май

17

Акция «Сделаем наш город чище»

Данное мероприятие можно назвать субботником, но мы вместе с нашими родителями убираем парки, скверы и другие достопримечательные места нашего города. Работу эту надо обязательно зафиксировать на фотоаппарат.

1–11 классы, родители учащихся

Совет старшеклассников, родительский комитет, классные руководители

апрель

18

Квест «Хакасские истории»

Такай краеведческий квест познакомит учащихся 7–8 классов с историей Хакасии, научит ориентироваться по карте, а также ребята покажут и свои знания о регионе. Каждый класс формирует команду 5–6 человек, получает маршрутный лист (тематика маршрутов «Топонимический», «Архитектурный»).

7–8 классы

Работник библиотеки, учителя географии, классные руководители, педагог-организатор, заместитель директора по ВР

апрель

 

III Презентационно-завершающий

Открытый творческий отчет «Хакасия — Родина моя!».

На этот творческий отчет приглашаются учащиеся и учителя из других школ города и республики. Это мероприятие состоит из нескольких этапов.

Встреча гостей

До начала пленарной части гости могут посмотреть фотографии, которыми украшен стенд («Экскурсии по Хакасии», «Сделаем город чище», «Квест «Хакасские истории» и т. д.), посетить мини-музей «Дом Хакасии», посмотреть макет «Хакасия», полистать альбомы «Достопримечательности Хакасии», «Праздники Хакасии», «Красная книга Хакасии», «Выдающиеся личности Хакасии», а также сходить на выставку детской деятельности, где представлены рисунки и фигурки животных и птиц из пластилина.

Пленарная часть

На пленарную часть отводится 45–60 минут. Приветственное слово дается директору школы. Ребята из совета старшеклассников расскажут о ходе работы над проектом «Люби и знай свой край родной», о результатах беседы за «круглым столом». Также на пленарной части выступят победители конкурса чтецов. В завершающей части гости увидят лучшие видеоклипы о Хакасии.

Литературно-музыкальный концерт

Для этого мероприятия можно взять творчество любого хакасского поэта. Я для примера возьму творчество Михаила Еремеевича Кильчичакова.

Основной целью данного концерта является создание условий для демонстраций творческих способностей учеников и взрослых. На творческом концерте большую часть выступлений должны составить мелодекламации: участники читают стихотворения Кильчичакова под музыкальное сопровождение. В концерте принимают участие не только учащиеся школы, но и педагоги. Также должны прозвучать песни на стихи этого поэта. Неотделима поэзия Кильчичакова от любви к Хакасии, и создать национальный колорит поможет хакасский танец, который мы подготовим заранее. В творческий отчет нужно обязательно включить мини-спектакль, в котором отразились факты из жизни Михаила Еремеевича. Этот концерт должен получиться эмоциональным и насыщенным.

Мастер-классы

Из четырех предложенных мастер-классов («Дом Хакасии», «Макет «Хакасия», «Хакасский народный костюм», «Народные блюда Хакасии») каждый гость выбирает для посещения один. Продолжительность мастер-классов 50 минут. Данные мероприятия ведут ученики.

Во время пауз между мероприятиями гости могут посещать выставки рисунков, просматривать фотографии, фотоальбомы, а на обеденном перерыве попробовать хакасские национальные блюда.

Оценка этапов реализации проекта гостями

По завершении всех мероприятий гости должны будут дать оценку проекту. Для этого каждый из них получит лист, где сможет написать свои пожелания, что ему наиболее понравилось или не понравилось в организации проекта. Также гостям будет предоставлена возможность в устной форме высказать свои отзывы.

IV. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

На завершающем этапе проекта каждый классный коллектив должен обсудить все этапы проекта, высказать свои пожелания и письменно ответить на вопрос: «Что я хотел узнать, что узнал, для чего узнал?”. Совет старшеклассников обрабатывает полученную информацию.

Также проводится опрос (подобный проводится еще в начале проекта), где учащиеся продемонстрируют после всех этапов реализации проекта свои знания о Хакасии. Результаты опроса также обрабатывают ребята из совета старшеклассников.

Заключение

В результате проделанной работы могут возникнуть идеи о долгосрочном проекте по нравственно-патриотическому воспитанию или создании нового проекта (например, «Россия-Родина моя»).

Безусловно, результаты опроса, проводимые в конце проекта, будут отличаться более высокими показателями знаний о Хакасии.

Проект можно использовать в любой школе, в любом регионе нашей страны.

Я очень надеюсь, что смогу реализовать свой проект, который я уже разработал. Ведь проект «Родной свой край люби и знай» помогает нам, учащимся школы, испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой и бережно относиться к национальным памятникам. Ведь недаром говорят: «Родина в сердце начинается».

 

Литература:

 

  1. https://ru.wikipedia.org/
  2. Константин Симонов. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998
Основные термины (генерируются автоматически): Хакасия, заместитель директора, совет старшеклассников, класс, учащийся, изобразительное искусство, родной город, пленарная часть, родной край, русский язык.


Задать вопрос