Ключевые слова: Красная книга, красная книга России, экология, экологические проблемы, редкие виды животных, интервью, опрос.
Хорошо известно, что исчезновение редких животных и растений — это большая экологическая проблема. Из-за активной человеческой деятельности, загрязнения почвы и воды, вырубки лесов, охоты, экологических катастроф страдает природа. Быстро исчезают многие виды животных. В настоящее время под угрозой исчезновения находятся от 10 до 17 % объектов животного мира. [1]
Красная книга — это документ, в котором содержится информация о редких животных и растениях, находящихся под угрозой исчезновения.
Обследовав разнообразные интернет-источники [1], [2], мы узнали, что в России многие виды животных находятся на грани исчезновения. Есть целые области, в которых большинство видов растений и животных являются редкими и запрещенными к истреблению. [3] Амурский горал, снежный барс, атлантический морж, азиатский гепард, амурский тигр, беломордый дельфин, зубр, дальневосточный леопард, лошадь Пржевальского, красный волк — это редчайшие виды животных. [4]
Рис. 1. Лошадь Пржевальского
Задачей проекта нашего класса стало рассказать окружающим нас людям как можно больше о Красной Книге. На первом этапе мы решили провести небольшое социологическое исследование с целью понять, что же известно окружающим о проблеме исчезновения редких животных.
Мы составили список вопросов, которые включили в наше интервью. Первый блок вопросов содержал общую информацию об опрашиваемом. Во втором блоке вопросы были направлены на то, чтобы выяснить:
общие представления опрашиваемого о Красной Книге
отношение к проблеме защиты редких животных
Третий блок вопросов был сделан для того, чтобы выяснить более подробно знания о содержании Красной Книги. В него мы отнесли самые сложные вопросы.
В период с декабря по февраль мы провели интервью с ближайшим к нам окружением, куда вошли 3 группы людей:
Родители, родственники
Учащиеся школы № 3 (школьники с 1 по 9 класс)
Преподаватели школы № 3
Таблица 1
Категории вопросов |
Количество человек |
|
Отношение к животным |
любят |
Не любят |
25 |
0 |
|
Оказание помощи животным |
оказывают |
Не оказывают |
20 |
5 |
|
Знают о Красной Книге (могут объяснить, зачем она нужна) |
знают |
Не знают |
22 |
3 |
|
Могут назвать редких животных России
|
называют |
Не называют |
17 |
8 |
|
Знают о причинах исчезновения редких животных |
знают |
Не знают |
10 |
15 |
|
Правильные ответы на вопросы о содержании |
Большинство Правильных ответов |
Большинство неправильных Ответов |
18 |
7 |
|
После анализа интервью мы получили удивившие нас результаты:
Все опрашиваемые ответили, что они считают проблему исчезновения редких животных и растений очень важной. Никто из опрашиваемых не выбрал отрицательный ответ на вопрос: «Любите ли вы животных?»
Двадцать два из тридцати участников опроса считают необходимым помогать животным. На вопрос «Что мы можем сделать, чтобы помочь животным?» дети предлагали ответы: «кормить», «не убивать», «играть с ними». Взрослые участники давали те же ответы, добавляя «разводить», «охранять».
Однако, не все опрашиваемые знают о существовании Красной Книги: 3 школьников из 1 и 2 класса не смогли ответить на вопрос «Что такое Красное Книга?». Много одинаковых ответов мы получили на вопрос: «Каких животных из Красной Книги вы можете назвать?». Почти все отвечающие называли таких животных, как амурский тигр, зубр и снежный барс, хотя есть множество других животных, требующих защиты.
При ответах на уточняющие вопросы из третьего блока о содержании Красной Книги, никто из участников интервью не смог дать всех правильных ответов, ни в одной из групп. Самый лучший результат у двоих человек: пятиклассница Лера И. и один из преподавателей школы смогли правильно ответить на 5 из 6 сложных вопросов о содержании Красной Книги.
Мы предлагали участникам опроса также подумать, что каждый из них может сделать для защиты животных. На этот вопрос большинство ответили, что они не знают, как могут повлиять на судьбу редких животных. Только двое преподавателей предложили начать с себя, учиться оберегать окружающую среду.
Мы пришли к таким выводам:
Большинство участников показывают положительное отношение к животным и сочувствие к ним;
Уровень знаний о проблеме исчезновения редких животных является достаточно низким;
У всех участников интервью есть желание узнавать больше о Красной Книге и делать что-либо для защиты окружающей среды;
Поэтому задача нашего проекта — рассказать о Красной Книге — является очень актуальной.
Рис. 2. Святковский Михаил. «Амурский тигр».
Решением этой задачи будет разработанный нашим классом план: мы собираемся провести в школе № 3 ряд мероприятий, посвященных Красной Книге. Среди них будет фотосессия в образе редких животных, выставка рисунков, плакаты с обращениями, игра — викторина, распространение знаний на буклетах и др.
После окончания нашего проекта мы собираемся провести интервью еще раз, чтобы понять, получилось ли у нас повысить уровень знаний о Красной Книге.
Литература:
- WWF.ru
- Greenpeace.ru
- Википедия, электронная энциклопедия: https://ru.wikipedia.org/wiki
- Красная книга Российской Федерации (животные) / РАН; Гл. редкол.: В. И. Данилов-Данильян и др. —М.: АСТ:Астрель, 2001. — 862 с.