Данный творческий индивидуальный проект ориентирован на характеристику письма как композиционную часть текста, служащей для изображения письменного общения в условиях вымышленного мира художественного произведения. Работа над проектом предусматривает определение понятия «письмо» и его роли в художественных произведениях; анализ структуры писем, описания лексического и грамматического особенностей писем в художественных произведениях. Продукт проекта: презентация.
Введение
Как ни странно, но в эпоху Интернета мы не пишем письма ни близким, ни друзьям, ни родным, а ведь важными условиями этого жанра речевого общения является искренность и дружелюбие людей. Анализ писем поможет вспомнить о том, что надо писать в письмах, какие речевые обороты использовать, какими мыслями следует делиться. Переписка между людьми не только нужна, но и необходима, так как в них раскрывается внутренний мир человека, его душа. В современном обществе не очень популярен эпистолярный стиль общения. Новое поколение XXI века передаёт письма по электронной почте, отправляет SMS-сообщения по телефону мобильной связи, а письма на бумаге люди теперь пишут редко. Однако, в художественных произведениях этот тип текста продолжает восхищать и привлекать внимание. Кроме того, изучение функций письма в художественных произведениях объясняется его включенностью в общий текст художественного произведения как необходимого элемента текста в целом.
Актуальность настоящей работы определяется необходимостью изучения различных типов текста, их взаимодействия в различных функциональных стилях.
Объектом настоящего исследования является письмо как композиционная часть текста, служащий для изображения письменного общения в условиях вымышленного мира художественного произведения.
Предмет исследования — единицы лексического, морфологического, синтаксического уровней, формирующие языковую структуру текста писем, их функциональное назначение.
Поскольку композиция — это, в известной степени, пространственная характеристика текста, то целью данного исследования является характеристика роли текста писем в художественных произведениях.
Задачи исследования:
— дать словарное определение термину письмо
— определить роль писем в художественных произведениях;
— проанализировать структуру писем;
— составить презентационную версию проекта
Предположим , что письмо в художественном произведении может успешно являться как основой композиции текста, так и ее частью.
- Письмо: история, определение
Письмо — великое изобретение человечества. Письмо может помочь общаться людям в тех случаях, если общение звуковым языком затруднительно или вовсе невозможно. В толковом словаре С. И. Ожегова слову «письмо» даны следующими определения:
Письмо — написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь.
Письмо — одно из основных средств связи между гражданами, учреждениями, организациями и предприятиями.
Главные трудности — пространство и время. Устное речевое общение, без применения специальных технических средств (громкоговорителя, телефона, радио) возможно только на определенном расстоянии — в пределах слышимости речи. Происхождение письма относится к тем эпохам, когда у говорящих людей появилась потребность в преодолении в связи с более сложными общественными отношениями пространство для взаимоотношений с отдаленными членами рода или с другими племенами и для увековечения чего-либо во временах. Являясь дополнительным средством общения к устному речевому общению, письмо в своих различных формах и видах в разные эпохи по-разному соотносилось со звуковым языком.
Без языка нет человека, значит и не может быть письма. Письмо на всех этапах развития человечества — вторичный способ общения. Но данное утверждение не означает, что письмо всегда передавало прямо язык. Передача графическими средствами языка с его грамматикой и фонетикой — очень поздний этап развития письма; в более ранние эпохи письмо могло и не передавать элементов языка, но тем не менее быть орудием общения.
А с какой целью писатели используют в тексте своих произведений письма героев? Как письма помогают раскрыть проблемы, идеи? Какова их роль?
- Письмо в художественных произведениях
В XXI веке жанр письма стал непопулярен. А вот XIX век можно назвать не только «золотым веком» русской литературы, но и «золотым веком» письма.
«XIX век — в мировой художественной литературе носит название «золотого века» письма». Популярность эпистолярного жанра в XIX веке отражена в литературных произведениях того времени. Жанр письма в литературе — особый художественный приём, помогающий создать психологический портрет героя произведения. На примере писем литературных героев, проанализируем: какие это письма и как они характеризуют их авторов.
Прежде всего, рассмотрим письмо Татьяны Лариной к Евгению Онегину из романа Александра Сергеевича Пушкина в стихах «Евгений Онегин»:
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне все вам скучно,
А мы… ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…
Из повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна, письмо написанное в прозе, Георгия Желткова к Вере Николаевне Шеиной:
«…Умоляю Вас не гневаться на меня. Я краснею при воспоминании о моей дерзости семь лет тому назад, когда Вам, барышне, я осмеливался писать глупые и дикие письма и даже ожидать ответа на них. Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность. Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. У меня нет даже зависти ни к людям, ни к вещам. Еще раз прошу прощения, что обеспокоил Вас длинным, ненужным письмом. Ваш до смерти и после смерти покорный слуга Г. С. Ж».
Следует также привести пример письма няньки к Владимиру Андреевичу Дубровскому из повести «Дубровский» А. С. Пушкина:
«Однажды вечером, когда несколько офицеров сидели у него, развалившись по диванам и куря из его янтарей, Гриша, его камердинер, подал ему письмо, коего надпись и печать тотчас поразили молодого человека. Он поспешно его распечатал и прочел следующее: «Государь ты наш, Владимир Андреевич, — я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое — а в животе и смерти бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начал Кирилу Петровичу Троекурову — потому что мы, дескать, ихние, а мы искони Ваши, — и отроду того не слыхивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю-батюшке, а он бы не дал нас в обиду. Остаюсь твоя верная раба, нянька Орина Егоровна Бузырева. Посылаю мое материнское благословение Грише, хорошо ли он тебе служит? У нас дожди идут вот ужо друга неделя и пастух Родя помер около Миколина дня».
В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, Архип Савельев пишет к отцу Петра Гринева: «Я сидел, погруженный в глубокую задумчивость, как вдруг Савельич прервал мои размышления. «Вот, сударь, — сказал он, подавая мне исписанный лист бумаги, — посмотри, доносчик ли я на своего барина и стараюсь ли я помутить сына с отцом». Я взял из рук его бумагу: это был ответ Савельича на полученное им письмо. Вот он от слова до слова: «Государь Андрей Петрович, отец наш милостивый! Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гневаться на меня, раба вашего, что-де стыдно мне не исполнять господских приказаний; а я, не старый пес, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос. Я ж про рану Петра Андреича ничего к вам не писал, чтоб не испужать понапрасну, и, слышно, барыня, мать наша Авдотья Васильевна и так с испугу слегла, и за ее здоровие бога буду молить. А Петр Андреич ранен был под правое плечо, в грудь под самую косточку, в глубину на полтора вершка, и лежал он в доме у коменданта, куда принесли мы его с берега, и лечил его здешний цирюльник Степан Парамонов; и теперь Петр Андреич, слава богу, здоров, и про него, кроме хорошего, нечего и писать. Командиры, слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын. А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и о четырех ногах, да спотыкается. А изволите вы писать, что сошлете меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски Верный холоп ваш Архип Савельев». Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. Отвечать батюшке я был не в состоянии; а чтоб успокоить матушку, письмо
Савельича мне показалось достаточным».
Как мы можем увидеть, авторы применяют различные способы использования писем в своих произведениях:
— Письма как основа композиции . При помощи писем автор решает все задачи, которые ставил перед собой: они и основа сюжетных линий, в них намечены основные проблемы, поднимаемые писателем. Письма помогаю лучше и глубже понять характеры героев.
— Письма как часть композиции . В письмах герои выражают свои чувства, мысли, пишут о планах.
Можно отметить следующую роль писем в произведениях:
— письма помогают раскрыть характер героев;
— в письмах выражается авторская позиция;
— выявляются истинные отношения героев друг к другу;
— в письмах — жизнь отдельного героя, целого поколения, а порой — и целой эпохи;
— письма позволяют приблизить читателя к герою, создать доверительную атмосферу деятельности и участия в происходящем.
Необходимо отметить, что письма, используемые авторами в своих художественных произведениях, отличаются несколькими особенностями:
— содержат обращение к конкретному адресату, причем как к человеку, так и к неодушевленному предмету (например, «К моей чернильнице», «К морю» Пушкина);
— глубоко искрение и проникновенные, нередко в них выражаются мысли, мучавшие поэта.
Это характеристика позволяет выделить их использование авторами из числа прочих жанров.
Структурный анализ текстов писем показывает, что кроме точки — знака окончания предложения и запятых, очевидным способом внешнего выражения композиционной структуры является использование абзаца. Абзацный пропуск — композиционный прием, используемый для показа перехода от одной мысли автора к другой. Наличие абзацев подчеркивает структуру и внутреннюю логику писем.
- Заключение
Письмо является главным средством характеристики героев. В письме автору литературного произведения необходимо представить характер героя в полном его развитии, показать глубинные стороны его характера. Это своеобразная форма самовыражения героя, в которой ярко проявляется его индивидуальность и неповторимость.
В ходе выполнения творческого проекта, была дана характеристика роли текста писем в художественных произведения, дано словарное определение термину «письмо», определена роль писем в художественных произведениях, проанализирована структура писем и составлена презентационная версия проекта.
Таким образом, все поставленные задачи выполнены и цель проекта достигнута.
Также, подтверждена гипотеза о том, что письмо в художественном произведении может успешно являться как основой композиции текста, так и ее частью.
Литература:
- Владимиров Л. И. История письма. М.: Изд-во российского открытого университета, 2009, с.34–78.
- Пушкин А. С. Проза. Сочинения в 3-х т. М.: Художественная литература, 2007, т.3, с.232
- Пушкин А. С. Стихотворения. Поэмы. Сочинения в 3-х т. М.: Художественная литература, 2007, т.2, с.135
- Разенталь Д. Э., М. А. Теленкова. Словарь лингвистических терминов. М. Просвещение, 2008, с. 176.
- «Гранатовый браслет» А. И. Куприн. М., Издательство Э, 2017, с.512