Настоящее исследование посвящено детальному изучению психологических особенностей поведения подростков в конфликтах с родителями.
Ключевые слова: подростки, детско-родительские отношения, конфликты.
Проблема конфликтов с родителями особенно актуальна в современном обществе. У родителей зачастую вызывает настороженность повышенная агрессивность и конфликтность детей в подростковом периоде. Однако психологи и педагоги видят в этом не что иное, как неизбежный кризис. Несмотря на это, нельзя исключать также социальную ситуацию вокруг ребенка. В этом отношении очевидна значимость исследования психологических особенностей поведения подростков в конфликтах с родителями.
Изучение вопросов взаимоотношений между подростками и их родителями раскрыто в общей психологии, возрастной психологии, психологии семьи и конфликтологии.
Цель исследования заключается в изучении характера поведения подростков в конфликте с родителями.
Объектом исследования являются отношения детей подросткового возраста с родителями.
Предмет исследования — психологическое особенности поведения подростка в ситуации конфликта с родителями.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие конфликта, функции и психологические факторы конфликтов;
- рассмотреть направления профилактики подростково-родительских конфликтов;
- изучить особенности поведения подростков, выявить наиболее часто встречающиеся причины конфликтных ситуаций.
Методы исследования:
- теоретические — анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические — тестирование, опрос.
База исследования. Висследовании приняли участие учащиеся Совета старшеклассников МБУ ДО «ЦДТ».
Практическая значимость состоит в том, что данное исследование будет во многом полезно родителям и педагогам, которые хотят понять особенности поведения ребенка в конфликтных ситуациях.
В научной литературе не даётся однозначной трактовки понятия «конфликт». Его могут употреблять в самых разных значениях — от вооруженных противостояний до семейных ссор. Несмотря на очевидное различие в причинах и сути конфликтов, у них есть ряд сходных признаков. Так в работе Ю. Ф. Лукина «Конфликтология: управление конфликтами (management of the conflicts)» конфликт понимается как «противоборство <…> субъектов реальной жизни с противоречивыми интересами, неудовлетворенными потребностями». [5] Однако в рамках нашего исследования мы будем говорить о более узком понятии — о межличностном конфликте подростка и родителей.
К негативным (деструктивным) функциям конфликта психологи относят следующие:
– усиление социально-психологического конфликта, нарушение благоприятного микроклимата группы;
– уменьшение сотрудничества между конфликтующими сторонами;
– материальные и эмоциональные потери;
– конфронтация.
Среди конструктивных функций конфликта можно выделить следующие:
– группирование, то есть установление и сохранение границ групп. Это проявляется в консолидации общества в трудные периоды истории.
– установление и поддержание внутригрупповых и межгрупповых отношений.
А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей:
- Тип внутрисемейных отношений.
- Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:
– разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
– противоречивость, непоследовательность;
– опека и запреты во многих сферах жизни детей;
– повышенные требования к детям, частое применение угроз и осуждений.
- Возрастные кризисы детей.
- Личностный фактор. В этом пункте можно выделить особенности характера родителей и детей, способствующие конфликтам. [2]
Данная разновидность конфликтов (детско-родительские) — одна из самых распространенных в повседневной жизни. Е. И. Исаев в своей работе «Возрастная психология» считает, что возраст от 11 до 15 лет не просто так называют критическим. В этот период в формировании личности происходят существенные сдвиги, которые приводят порой к коренному изменению поведения, прежних интересов и отношений. [3]
В. Б. Тарабаева заметила, что подростково-родительские конфликты могут быть вызваны комплексом условий, среди которых наиболее существенными являются: особенности возраста, отношения внутри семьи, социокультурная среда, которые в целом составляют социальную ситуацию развития подростка. [6]
Ученые выделяют четыре способа поведения в конфликте: сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление, избегание.
В. Г. Каменская в своей работе «Психология конфликта» делает вывод, что наиболее эффективным можно считать стиль поведения сотрудничество, а наиболее конфликтным типом считается стиль соперничество. По мнению автора, типы, характеризующиеся пассивной формой поведения — избегание и приспособление. Тип поведения приспособление наиболее часто встречается в детско-родительских отношениях. [4]
В идеале конфликт ребенка с родителями должен решаться компромиссом — взаимными уступками обеих сторон или сотрудничеством.
Психологи, педагоги и социологи, среди которых А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов и другие, выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой). [1]
Как говорилось ранее, в идеале подростково-родительский конфликт должен решаться компромиссом обеих сторон. Однако, недопущение подобного рода конфликтов будет являться лучшей профилактикой.
Основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:
1) повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.
2) организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, традиции, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.
3) интерес родителей к внутреннему миру детей, их увлечениям.
В исследовании нами применялись методика «Стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса, а также авторский опросник.
Исходя из полученных нами данных, мы сделали вывод о том, что теоретические положения, касающиеся особенностей поведения подростков в конфликтах с родителями, подтвердились. Так, например, в стратегии поведения подростков, как было выявлено, преобладает «приспособление» (33 %) — вариант поведения, при котором субъект осознает наличие конфликта и старается приспособиться к новым условиям. Частое применение данного стиля поведения лишает носителя инициативы и способности к активным социальным действиям, что рано или поздно приводит к возрастанию напряженности.
В ходе проведенного опроса мы убедились, что в большинстве случаев (93 %) подростков устраивают взаимоотношения с родителями. А также выявили интересную закономерность — в большинстве конфликтов (92 %) подростки готовы идти на примирение первыми.
Литература:
- Анцупов А. Я. Деловая психология. Курс лекций. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. / А. В. Морозов. — СПБ.: Издательство Союз, 2000.
- Анцупов А. Я. Конфликтология: Учебник для вузов/ А. И. Шипилов — М.: ЮНИТИ, 2000. — 551 с.
- Исаев Е. И. Возрастная психология/ М.: Психология, 2000.
- Каменская В. Г. Психология конфликта. Психологическая защита и мотивации в структуре конфликта: учеб. пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. Г. Каменская. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 150 с.
- Лукин Ю. Ф. Конфликтология: управление конфликтами: Management of the conflicts: учебник для вузов / Ю. Ф. Лукин. — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2007. — 799 с.
- Тарабаева В. Б. Психологические причины конфликтов подростков с родителями: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.13. — Москва, 1996. — 156 с.