С каждым годом объем информации, предлагаемый школьной программой, увеличивается. По оценкам психолога, на успеваемость ребенка в школе влияет 200 факторов. Фактор номер один — скорость и осознанность чтения. Как помочь школьникам правильно и быстро читать тексты, чтобы повысить успешность в обучении.
На этапестартовой диагностикистояло 2 задачи: выяснить существует ли необходимость читать с большой скоростью; определить свою скорость чтения и понимание прочитанного. Для решения первой задачи сравнили количество слов в одном из параграфов учебников 2 и 4 классов с одной темой и проверили, сколько времени необходимо для выполнение домашнего задания. Для решения второй задачитрадиционным способом проверили скорость чтения трех учеников. Были даны три минуты для чтения текста, количество прочитанных слов делилось на 3 и узнавали среднюю скорость чтения в минуту. После прочтения ответили на 4 вопроса не только по содержанию, но и на понимание прочитанного. Данные о первом срезе оформили в диаграмме «Стартовая диагностика». Чтобы добиться результата, нужна система знаний.
На втором этапесогласие на участие дали 3 человека. Ежедневно выполняли комплекс упражнений, продолжительность каждого занятия составила 60 минут. Всего за 3 недели провели 15 занятий (с 14.09.20 по 06.10.20). Задачей этого этапа было, используя разные упражнения, понять какие из них помогают быстрее и качественнее читать. Каждое занятие начиналось с контрольного чтения текста, после которого отмечали полученный результат на Графике роста скорости чтения. Выполняли упражнения, используя предлагаемые правила чтения, помогающие быстрее находить информацию и лучше ее запоминать.
На этапе итоговой диагностики ониставили себе задачей измерить скорость чтения текста каждого из участников после выполнения всех тренировочных упражнений. Всем был предложен один и тот же текст — для чтения вслух. Количество слов, прочитанных за 3 минуты, делилось на 3, и узнавали скорость чтения за 1 минуту. После прочтения отвечали на 4 вопроса не только по содержанию, но и на понимание. Результаты были представлены на диаграмме «Итоговая диагностика» и зафиксированы на графике роста скорости чтения.
Проведенные диагностические и контрольные срезы чтения позволили сделать следующие выводы:
– Скорость чтения нужно повышать, т. к. объем материала увеличивается;
– На эффективность работы влияют личные психофизические, логопедические особенности;
– Скорость чтения при использовании упражнений увеличилась примерно на 15 слов у одного их участников, на 25 и более слов у двух других;
– Повысилось качество понимания прочитанного и правильность чтения.