«На заре туманной юности…» — есть такая строка у поэта. Бесспорно, юность прекрасна. Однако любой психолог скажет, что подростковая аудитория — особенная. Есть очень «закрытые», тонко чувствующие. Лидируют, как правило, уверенные в себе, но и они часто нуждаются в поддержке.
В 15 лет разобраться в собственном взрослении непросто. Этим и вызван мой интерес к обозначенной в названии теме.
«…Можно разбудить сердце…»
Эссе учителя
«У любого пацана можно разбудить сердце», — написала в анкете благополучная, «правильная» девятиклассница. И смысл фразы очевиден, и с точки зрения выразительности речи, почти безупречно. Разве что инородное — «пацан» — режет ухо, вываливается из контекста.
2020-й. Среднестатистическая школа. Рядовой урок литературы в непрофильном классе (одна группа — физико-математическая, другая — социально-экономическая). Скукота, через урок — физика (драйв и экстрим!).
Стоп. Смотрим фильм — старый, советский — «Пацаны» (1983). На часы (в ожидании перемены) смотреть перестали, увидели лица пацанов, услышали их, прониклись…
А потом обсуждали увиденное, обменивались впечатлениями и о фильме, и о рассказе Андрея Геласимова «Нежный возраст» (1995).
Почему, собственно, этот фильм и этот рассказ? По времени создания их герои и сюжеты — из другой жизни…В этой — другой — жизни (объективно непростой, переменчивой) существовали, между прочим, произведения искусства (в том числе кино, литература) для «детей и юношества».
На детство советских мальчишек и девчонок пришлись — не много не мало — киношедевры: «Дикая собака динго», «Доживем до понедельника», «Чучело», «Курьер». А еще многие вспомнят «Акваланги на дне», «Звонят! Откройте дверь!», «Белый Бим Черное Ухо», «Вам и не снилось…»
Между прочим, часто это экранизации, то есть в основе сценария — добротная литература: Р. Фраерман, Г. Троепольский, В. Железняков, Г. Щербакова, классики детской литературы.
Не уступают по значимости и имена режиссеров этих картин: Станислав Ростоцкий, Ролан Быков, Карен Шахназаров…
Пресыщенный, а потому смертельно скучающий современный молодой зритель будет в замешательстве и недоумении: в чем проблема? Уж сегодня-то любой каприз — в один клик! Хотите, например, посмотреть фильм для детей и подростков? Получите — «Назад в будущее», «Властелин колец», «Пираты Карибского моря», «Звездные войны», «Один дома» (заметьте, производство США, в крайнем случае — Великобритания — «Гарри Поттер»). Хотите о школе? Пожалуйста — «Будка поцелуев», «Простушка», «Бунтарка», «Всем парням, которых я любила раньше», «Почти семнадцать» (опять же США, Великобритания, Китай…). Интересуетесь русским кино для данной целевой аудитории? Вот лишь некоторые из названий: «14+», «Пряничный блюз», «Все умрут, а я останусь», «Ничей», «На районе»…
Количество киносюжетов «зашкаливает». Смотри — не хочу…Да и так называемая «детская литература» представлена достаточно убедительно! Э. Веркин «Место снов», Е. Мурашова «Класс коррекции», В. Воскобойников «Все будет в порядке», Д. Сабитова «Три твоих имени», Ю. Кузнецова «Помощница ангела…». Предлагаемый в сети список имен более чем солиден.
Смущает другое: читают нынешние молодые люди нечто совсем иное. «Какие книги вы читали о ровесниках, дружбе, любви?» — на этот вопрос импровизированной анкеты старшеклассники «выдали» список имен и произведений, на 99 % состоящий из переводной литературы: Э. Портер «Поллиана», Г. Мюссо «Девушка из Бруклина», Э. фон Роден «Упрямица», Д. Грин «Бумажные города», Х. Ли «Убить пересмешника», Ч. Паланик «Бойцовский клуб», Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»…
Многое из названного — откровенная «макулатура», «чтиво» вроде «Саги о злой Тане», «Дьявол носит Прада» или «Я хочу съесть твою поджелудочную»…
«Это не смертельно, — скажет унылый скептик. — Есть проблемы и поважнее. Ничего, что в головах юных — «каша» (Сэлинджер и «Коты — воители» — «в одном флаконе»), разберутся сами как-нибудь…»
Наверное, разберутся. Может быть, не смертельно. А вдруг никогда (!), если не помочь сейчас, в их «нежном возрасте», будущие мужья и жены, отцы и матери не прочитают сами, чтобы потом — вовремя — положить на письменный стол дочери или сына «Маленького принца» Экзюпери, «Белого Бима» или томик Есенина…
Юным очень нужны ориентиры, чтобы не тратилось впустую драгоценнейшее время, чтобы исключили они пресловутый метод «проб и ошибок».
В прежние времена эту функцию в том числе осуществляли «толстые» журналы (именно там публиковались книжные новинки): «Иностранная литература», «Октябрь», «Новый мир», «Москва»… Для молодежной аудитории незаменимым был журнал «Юность» (А. Алексин, Ю. Яковлев, Г. Щербакова, Д. Рубина, Ю. Поляков, В. Аксенов… — россыпь имен, на произведениях которых воспитывалось поколение).
Итак, фильм режиссера Динары Асановой «Пацаны» и рассказ Андрея Геласимова «Нежный возраст». Временная дистанция — достаточная (с момента создания фильма прошло 37 лет, рассказа — 25 лет). Идеология, социум, человек — все изменилось… Да и по части спецэффектов или хитроумных сюжетных ходов эти произведения не составят конкуренции современным блокбастерам или «экшен»…
И все же. Из отзывов: «После фильма я очень долго думал. Можно назвать это переоценкой ценностей»; «И фильм, и рассказ тронули до глубины души…»; «Я увидел становление мужчины. Сейчас стираются представления о мужской чести, слове, поступке. Фильм напоминает, что это такое».
Итак, оказалось, что и нынешнее молодое поколение не безнадежно «расчеловечено», как не преуспевают на этой ниве псевдокультуры создатели бесконечных сериалов, компьютерных игр, развлекательных программ.
Если это произведение искусства, значит, его отличительные признаки — глубина авторского замысла, а вовсе не лихо закрученный сюжет, размышление над трудной нравственно-психологической проблемой, а не нагнетание «ужасов», многогранные, во многом противоречивые характеры героев, изломы их судеб.
Режиссерская работа Д. Асановой и рассказ А. Геласимова — о человеке и его боли. Как и много лет назад, сегодняшние 15-летние не могли не оценить и пронзительную откровенность эпизодов фильма, деталей рассказа, доверительность интонации (фильм напоминает телевизионный репортаж с места событий: зал суда, спортивно-трудовой лагерь; герой рассказа открывает перед читателями страницы своего дневника).
Всё они поняли, современные взрослеющие девочки и мальчики: и основную мысль произведений, и то, какую роль в судьбах главных героев сыграли руководитель спортивно-трудового лагеря Павел Антонов (блистательная работа актера Валерия Приемыхова) и преподаватель музыки Октябрина Михайловна, одарившая молодого героя «новым» зрением и знанием жизни: «Человек смертен, следовательно, заслуживает, чтобы его уважали, любили, жалели. Твори добро!». Делясь впечатлениями, ребята говорили и писали потом, что и фильм, и рассказ заставили задуматься, растревожили: «Я стал четче понимать как ценность жизни, так и ее смысл», «Мне понравился рассказ, он настоящий», «Я поняла, что даже небольшая капля доброты способна произвести ощутимые изменения в душе и поведении человека»…
Молодые читатели и зрители сошлись в одном: и рассказ, и фильм настоящие. Что это значит?
Дети своего времени, они интуитивно чувствуют его некую фальшь, показушность.
Действительно, в прошлом остались «бумажные» письма и поздравительные телеграммы. SMS-«коммуникация» — одна из составляющих нынешней реальности.
Старшеклассники и студенты, засыпающие над учебниками в читальных залах библиотек в период экзаменов, — нынче и эта «картинка» не актуальна. Его Величество Интернет с колоссальными возможностями для пользователей молниеносно выдаст любую информацию — зачем «напрягаться»?
Еще совсем недавно были «каникулы без гаджетов» (название новомодной песенки) — в компаниях друзей, походах, песнях под гитару у костра… Сейчас мы — буквально — дистанцировались.
Тревожит вот что:
Я не знаю, как остальные, но я не чувствую
жесточайшую не по прошлому ностальгию — ностальгию по настоящему…
Андрей Вознесенский
Всевозможные благотворительные фонды и организации, социальные программы по реабилитации, волонтерское движение… Все это, конечно, есть и, наверное, «работает». Смущает разве что дикая заорганизованность, ворох разрешительной документации, балльная система участия (ты волонтер — получи дополнительный балл для поступления в вуз…).
Настоящий волонтер добровольно подменит падающую от усталости санитарочку в стационаре; настоящий патриот расскажет внуку о том, как выживали в войну и верили в победу; настоящий мудрый наставник никогда не отмахнется: «Мне некогда»…
Это бабушке простительно посетовать: «Не давайте внуку читать «Похороните меня за плинтусом» П. Санаева. Ему и так тяжело…»
Настоящий — он сможет, найдет время, слова. Как же иначе? Мы в ответе за тех, кто в нас поверил: шалопаи и «ботаники», девчонки и пацаны…
«Я смогла обнаружить в себе положительные качества…»
Эссе
Я росла и расту в прекрасной и любящей семье, где меня всегда поддерживали. Уже в детстве у меня было множество идей насчет того, кем хочу стать в будущем, но до сих пор я не смогла пока определиться с этим до конца. Родители хотели и хотят, чтобы я училась и работала там, где мне нравится.
Я начала взрослеть: тогда и появились первые ссоры , недопонимание с обеих сторон. Первая ссора. Первая двойка. Первые слезы. И полное ощущение того, что тебя не понимают. Хотелось, чтобы рядом оказался тот, кто тебе поможет и даст дельный совет…
Обо всем этом я вспомнила, когда смотрела фильм «Пацаны». За эти полтора часа я вдруг осознала, что привычные «проблемы» и «обиды» — это ничто по сравнению с ситуациями подростков, героев фильма. Они воспитывались и росли в неблагоприятных семьях, поэтому были способны на все, даже на воровство, за которое грозил тюремный срок… Когда смотрела фильм, у меня была надежда на счастливый финал. Еще больше она укрепилась после того, как Павел Антонов, выпускник Ленинградского института физкультуры, стал наставником пацанов в спортивно-трудовом лагере. Я как зритель наблюдала за их поведением, реакцией на происходящие события, оценивала их отношение к родителям, девушкам, видела их творческую и спортивную активность. В какие-то моменты мне было страшно за них, но, когда смотрела, например, эпизод на танцевальной площадке, становилось радостно на душе, улыбка сама появлялась на моем лице…
Конец фильма режиссер Динара Асанова сделала напряженным. Это чувствовалось даже «через экран»: «трудные» подростки без вопросов побежали за своим товарищем, чтобы помочь.
Для меня этот фильм стал откровением. Он заставил задуматься о собственной жизни, дал надежду, убедил в том, что никогда нельзя отчаиваться.
Я прочитала также рассказ Андрея Геласимова «Нежный возраст». Эта история представлена в форме дневника главного героя — 14-летнего подростка. Его родители находятся в состоянии развода, друзей почти нет. Грустно, поскольку каждый ребенок хочет ощущать любовь близких людей. Подросток встречает Октябрину Михайловну — в прошлом это преподаватель музыкальной школы. Обо всех бедах и достижениях он продолжает писать в дневнике (иногда довольно грубо). Герой дает своим друзьям и знакомым смешные прозвища, влюбляется в актрису Одри Хепберн, размышляет о жизни. Когда я читала рассказ, я сопереживала главному герою, грустила и радовалась вместе с ним.
К моему большому сожалению, рассказ заканчивается как-то стремительно. Остается только догадываться, что станет с нашим героем дальше, как он переживет случившееся в его жизни горе (Октябрина Михайловна умерла). Он потерял самого настоящего и верного друга…
Рассказ должен быть прочитан каждым хотя бы раз!
Проделанная работа — это ответственная и нелегкая деятельность. Чтобы найти необходимый материал, пришлось постараться. Были объективные трудности, но и осознанная радость тоже. Я смогла обнаружить в себе такие положительные качества, как милосердие, доброжелательность и человечность. Эта работа помогла мне открыть глаза на мир, понять ошибки на примере судеб других людей. Также я увидела «вдруг», что меня окружают люди, нуждающиеся в помощи и поддержке…
Что было сложно? Это умение работать с первоисточниками (поиск материала и его систематизация), кропотливая обработка предложенных ребятам анкет.
Да и психологически приходилось себя преодолевать: благополучному взрослеющему ребенку из приличной семьи, мне и в голову не могло прийти, что кто-то из сверстников живет совсем иначе…
Мои одноклассники, как и я, не смогли остаться равнодушными к сюжетам рассказа А. Геласимова и фильма Д. Асановой. Оба произведения заставили задуматься, посмотреть на себя со стороны, обнаружить в себе самих источник действительных или мнимых «бед» и проблем, кого-то научили сопереживать.
Я действительно осознала и собственное взросление, и то, что наблюдаю в среде моих сверстников, — мучительный и определяющий всю дальнейшую взрослую жизнь период юности.