Влияние цвета на психоэмоциональное состояние учащихся 10-х классов | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Общественно значимое исследование Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №11 (52) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 27.11.2021

Статья просмотрена: 2489 раз

Библиографическое описание:

Беспаленков, Н. Д. Влияние цвета на психоэмоциональное состояние учащихся 10-х классов / Н. Д. Беспаленков, В. В. Зубков. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 11 (52). — С. 73-78. — URL: https://moluch.ru/young/archive/52/2709/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор рассматривает влияние цвета на эмоциональное состояние подростков по данным литературных источников и по результатам опроса, проведенного среди учащихся 10-х классов.

Ключевые слова : цвет, желтый цвет, влияние света, эмоция.

Цвета спектра оказывают огромное влияние на психоэмоциональное состояние человека, на его отношение к окружающему миру, настроение и поведение. Жизнь людей полноценна только тогда, когда она наполнена различными красками, цветами. Начиная еще с древних времен, человечество понимало, что цвет был очень сильной, но все же неуловимой силой, которая и определяла поведение человека. Уже в эпоху античности философы и мыслители использовали цвет в своих трудах. Эмпедокл, например, выделяя четыре основных стихии, наделяет каждую из них своим цветом. Воде соответствует черный цвет, земле — желтый, огню — красный. Аристотель же думал, что основных цветов только три. Белому (бесцветному) соответствует вода, воздух и земля, желтый — цвет огня, а черный — цвет разрушения или переходного состояния. К этому в эпоху Возрождения возникают первые цветовые системы психологических свойств человека. Это ознаменовало новый этап в развитии цветовой символики. К примеру, выдающийся итальянский художник и его современники поставили цвет в соответствии тому или иному темпераменту человека. То есть данная тема имеет действительно глубокие корни в истории человечества.

Многочисленные тесты, опыты и исследования показывают, что около 90 % людей строят свое впечатление о человеке по его внешнему облику. У многих учеников по всему миру темные оттенки цветов одежды (как и сами цвета) вызывают плохие эмоции, падение настроения или просто чувство раздраженности. Также школы в России и во всем мире являются местом, где обучающиеся и учителя проводят большую часть своего времени в различных кабинетах и классах, поэтому необходимо, чтобы цветовая гамма всех помещений в школах оказывала положительное влияние на человеческий глаз и способствовала нормальной работе людей. Поэтому, по мнению ученых в данной сфере, оснащение различных помещений, в том числе школьных, цветами, приятными для глаза, просто необходимо, в первую очередь, для самочувствия людей, их желания работать, продуктивности труда, то есть создания благоприятных условий, не отвлекающих от повседневной деятельности. Также ко всему выше сказанному я могу еще добавить, что в мире существует такой способ лечения, как хромотерапия (по-другому — цветотерапия). Цветотерапия — это метод нетрадиционной медицины, применяющий воздействие на человека разнообразно окрашенного света, который может вылечить и от физических заболеваний, и от психических расстройств (в том числе хромотофобии), а также повлиять на настроение, внутреннее состояние и принятие жизненно важных решений.

Цветовая психология — это эмпирическая наука. Поэтому она очень трудна, но в то же время безумно интересна. Одним из главных препятствий на пути создания научной теории взаимосвязи цвета и психики является недостаточная степень систематизации и обобщения накопленных фактов, поэтому много ученых и специалистов просто не берутся за изучение этого вопроса. Так как влияние цвета на каждого человека индивидуально, нет ни одного цвета, который бы одинаково трактовался двумя людьми, поэтому многие ученые и специалисты просто не берутся за изучение этого вопроса. Следовательно, мы должны все больше и больше внедряться в изучении данной темы, ведь данные знания легко могут помочь огромному количеству людей и сделать нашу жизнь проще и приятней.

Литературный обзор

Цвет — свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Свет разных длин волн возбуждает разные цветовые ощущения; излучения от 380 до 470 нм имеют фиолетовый и синий цвет, от 470 до 500 нм — сине-зеленый, от 500 до 560 нм — зеленый, от 560 до 590 нм — желто-оранжевый, от 590 до 760 нм — красный. Выдающийся естествоиспытатель, создатель учения о биосфере В. И. Вернадский писал, что «кругом нас, в нас самих, всюду и везде, без перерыва, вечно сменяясь, совпадая и сталкиваясь, идут излучения разной длины волн — от волн, длина которых исчисляется десятимиллионными долями миллиметра, до длинных, измеряемых километрами».

Свет — видимое излучение, которое может вести себя как волна, так и поток частиц — является единственным раздражителем глаза, вызывающим зрительные ощущения, обеспечивающие зрительное восприятия мира. Однако действие света на глаз не ограничено только аспектом видения — возникновением на сетчатке глаза изображений и формированием зрительных образов. Помимо основного процесса видения, свет вызывает и другие важные реакции рефлекторного и гуморального характера. Воздействуя через адекватный рецептор — орган зрения, оказывает импульсы, распространяющиеся по зрительному нерву до оптической области больших полушарий головного мозга (в зависимости от интенсивности) возбуждает или угнетает центральную нервную систему, перестраивая физиологические и психические реакции, изменяя общий тонус организма, поддерживая деятельное состояние. Почему вообще люди видят различные цвета? Мы с вами можем видеть цвета различных предметов, потому что они отражают или поглощают падающие на них лучи. Эти предметы не светят собственным светом, а поглощают электромагнитные волны определенной длины из диапазона видимого света (380–780 нм), отражая остальные. То есть люди видят цвет, так как наших глаз достигает часть излучения отраженная от поверхности предмета.

Все цвета также делятся на несколько основных групп:

— основные (желтый, красный, синий) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый…).

— теплые (красный, оранжевый, желтый) и холодные (синий, зеленый, голубой…).

— ахроматические, то есть цвета, которые отсутствуют в спектре (белый, черный, серый…) и хроматические, по-другому, спектральные цвета.

Дженису Линдси в своей работе «Все о цвете», которую он написал в январе 2012 года, удалось совместить абсолютно противоположные вещи. Это не просто книга о дизайне, это интересный рассказ о роли цвета в культуре, в жизни людей, а также о его символике у разных наций и народов. В книге рассказывается о работах и идеях выдающегося поэта Гёте, который полагал, что цвет независимо от формы и структуры материала оказывает определенное воздействие на настроение. Таким образом, мы можем сказать, что впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, самим цветом, но не его ассоциациями о какой-либо веще [1].

Гете являлся основоположником психологии цвета, который также создал обширный труд «Учение о цвете». В этой работе Гёте классифицировал цвета на «отрицательные» — синий, сине-красный, красно-синий и на «положительные» — оранжевый, жёлтый, а также красный. Цвета первой группы создавали тоскливое и неспокойное состояние, а второй наоборот бодрое и веселое. Зеленый Гете относил к нейтральным [4].

В 1949 году швейцарским психотерапевтом Максом Люшером был опубликован психологический тест, который позволяет измерить психофизиологическое состояние людей, их коммуникативные способности, а также стрессоустойчивость к различным трудным ситуациям в течение жизни с помощью упорядочивания цветов спектра по степени их субъективной приятности. Результаты данного теста позволяют специалистам и самим людям произвести индивидуальную оценку итогов и дать профессиональные наставления и рекомендации. Сама процедура тестирования состоит в упорядочивании цветов испытуемым по степени их субъективной приятности. Тестирование проводится при естественном освещении, однако недопустимо воздействие на таблицу цветов прямого солнечного света. Инструкция предусматривает просьбу отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета только исходя из своего личного отношения. Поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах, он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким бы он хотел быть, как это часто случается при использовании опросных методов [2].

Один из родоначальников экспериментальной психологии В. Вундт в «Основах физиологической психологии» (1880) описывает взаимосвязь ощущений и чувств. Существенным фактом является достаточно жесткая степень «закрепленности» за определенным цветом определенной эмоции. Психически здоровый человек, как взрослый, так и ребенок, начиная с 3–4-х лет, когда он может вербализовать свои впечатления, понимает эмоциональное содержание основных цветов и может их дифференцировать по эмоциональному знаку. Сотрудницей профессора С. В. Кравкова Л. А. Шварц было выявлено заметное изменение цветовой чувствительности в зависимости от эмоционального состояния человека. Положительные эмоции, например радость, оказались связанными с повышением чувствительности к красному и желтому и с понижением — к синему и зеленому. При переживании отрицательных эмоций наблюдалась обратная картина: чувствительность к синему и зеленому повышалась, а к желтому и красному снижалась. Цветовое воздействие на психический аппарат человека затрагивает не только его характер и эмоции, но и познавательные процессы, и прежде всего, — мышление [3].

1) Красный цвет — согревающий, активный, энергичный, активизирует все функции организма на короткое время, увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Злоупотреблять им не следует — может вызвать раздражение.

2) Оранжевый — тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение. Находится между красным и желтым цветами спектра, поэтому обладает свойствами этих двух цветов. Наделяет энергией как красный и способствует мыслительному процессу, как желтый цвет.

3) Желтый (самый светлый в спектре) — тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность. Он вызывает приятные ощущения и символизирует движение, радость и веселье. Желтый цвет способствует активизации умственной деятельности. Желтый — долго сохраняется в памяти.

4) Зеленый (самый привычный для органа зрения) — физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность.

5) Голубой — успокаивающий; снижает мышечное напряжение и кровяное давление, понижает пульс и замедляет дыхание. Голубой цвет считается цветом креативности, его рекомендуют для учебных аудиторий или кабинетов. Помогает при бессоннице. Помогает при негативных психических состояниях: застенчивость, страх говорить, плохие отношения. С помощью голубого можно отрешиться от внешнего мира и, оставшись наедине со своими мыслями.

6) Синий — успокаивающее действие переходит в угнетающее. Лечит глухоту, катаракту, кровотечения, бессонницу. Является анестетиком. Помогает при ангинах, ревматизмах. Воздействует на эндокринную систему. Развивает психические способности. Очищает мышление, освобождает от тревог и страхов, позволяет услышать внутренний голос и принять правильное решение.

7) Фиолетовый — соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему. Он способствует вдохновению, состраданию, чувствительности. Лечит физиологические заболевания: сотрясение мозга, эпилепсия, невралгия, рассеянный склероз. Помогает при негативных психических состояниях: невроз, потеря веры, отчаяние, потеря самоуважения.

8) Белый — заряжает нас энергией, расширяет возможности. Белый ассоциируется с чистотой, прозрачностью и светом.

9) Черный — мотивированное применение силы, созидание, содержательность, использование силы как проявление слабости и эгоизма, подавление, депрессия, пустота. Черный скрывает то, чем обладает. Человек предпочитающий его, стремится скрыть свой внутренний мир от окружающих [3].

Цель проектной работы: в процессе проведения опроса учащихся ЦОиС «Москва-98» — определить влияние цвета на их психоэмоциональное состояние.

Задачи проекта:

  1. Изучить литературу по теме проектной работы и составить опросник на Google Forms.
  2. Проанализировать результаты проведенного опрос, представить результаты заинтересованному кругу лиц.

Анкета содержала7 вопросов, соответствующих теме моего проекта:

  1. Какой ваш любимый цвет?
  2. Какие тона вам ближе: теплые или холодные?
  3. Выберите один из цветов, который больше всего, по вашему мнению, вызывает положительные эмоции?
  4. Какие цвета у вас вызывают отрицательные эмоции?
  5. Какие цвета заряжают вас энергией и мотивацией?
  6. Оказывают ли цвета влияние на психоэмоциональное состояние людей?
  7. В комнате какого цвета вы чувствуете спокойствие и расслабление?

Данный опрос проводился в октябре месяце 2021 года среди обучающих 10-х классов ГБОУ ЦОиС «Москва-98». Для статистической обработки данных я использовал сайт Google Forms.

Результаты опроса

Проанализировав все результаты анкетирования, ниже я представил графически пять, на мой взгляд, наиболее значимых и интересных результатов из семи вопросов опросника.

Цвет, по мнению большинства подростков (85 %), несомненно оказывает влияние на их психоэмоциональное состояние (рис. 1).

Влияние цвета на психоэмоциональное состояние человека

Рис. 1. Влияние цвета на психоэмоциональное состояние человека

Результат третьего вопроса показал, что 30 учеников (25,6 %) считают желтый цвет наиболее приятным для глаза, а 23 человека (19 %) — зеленый цвет. Эти цвета вызывают у большинства опрошенных положительные эмоции (рис. 2).

Цвета, вызывающие положительные эмоции

Рис. 2. Цвета, вызывающие положительные эмоции

Большинство учеников, а точнее 39 человек (около 30 %) считают, что самый отталкивающий и неприятный — это красный цвет. В основном именно этот цвет вызывают раздражение у подростков (рис. 3).

Цвета, вызывающие раздражение

Рис. 3. Цвета, вызывающие раздражение

Также в результате анкетирования выяснилось, что преимущественно оранжевый и желтый цвета заряжают учеников энергией и мотивируют их успешно учиться. Оранжевый цвет указали 30 человек (около 23 %), а желтый, как самый «бодрящий» цвет выбрали 25 учеников (19 %) (рис. 4).

Цвета, заряжающие энергией

Рис. 4. Цвета, заряжающие энергией

Результат 7 вопроса показал, что подросткам комфортнее и спокойнее находиться в кабинетах и помещениях, в которых преобладает белый цвет. Ведь именно этот цвет, как самый спокойный и расслабляющий, выбрали 45 человек (около 38 %) (рис. 5).

Цвета, вызывающие спокойствие

Рис. 5. Цвета, вызывающие спокойствие

Вывод по итогам проведенной работы заключается в следующем:

— В зонах отдыха следует размещать как можно больше объектов белого цвета.

— В кабинетах, в которых проводятся учебные занятия, должны преимущественно преобладать желтые и оранжевые цвета, так как именно они заряжают учеников энергий и мотивируют к продуктивной работе. Белый цвет должен быть тоже доминирующим, потому что он создает атмосферу спокойствия, а значит сосредоточенности.

— По возможности уменьшить количество красного цвета, при котором ученики ощущают чувство раздраженности. В основном цветовая гамма помещений нашего образовательного учреждения подобрана правильно, и я, как и большинство учащихся, чувствуют себя в помещениях школы комфортно. Однако, некоторые кабинеты и зоны отдыха нуждаются в небольшой корректировке, для того чтобы подростки могли еще лучше и эффективнее усваивать учебный материал и сохранять свое психическое здоровье.

Литература:

  1. Дженис Линдси. Все о цвете. Книжный клуб 36.6. 2012.
  2. Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета. — М.: Изд. «Питер», 1998.
  3. В. Вундт. Основы физиологической психологии. 1880. (Электронная книга)
  4. Иоганн Вольфганг фон Гёте. Учение о цвете, 1810. (Электронная книга)
  5. https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/92376/ %D0 %A6 %D0 %92 %D0 %95 %D0 %A2 (дата обращения 13 ноября 2021г.)
  6. http://www.iluhin.com/notes/color/index.html (дата обращения 11.11. 2021г.)


Ключевые слова

цвет, эмоция, желтый цвет, влияние света

Похожие статьи

Влияние визуальной среды на психоэмоциональное состояние горожан

В статье автор исследует влияние визуального образа города на психоэмоциональное состояние учителей и обучающихся старших классов.

Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников...

Изучение самооценки младших школьников

Статья посвящена изучению самооценки младших школьников. Представлены результаты констатирующего эксперимента и составлены рекомендации педагогам и родителям по оптимизации самооценки младших школьников.

Психологическое время личности

В статье автор исследует развитие психологического времени у учащихся 1-го, 4-го и 9-го классов.

Особенности эмоционального интеллекта учащихся профильного лингвистического класса

В данной статье приводятся результаты исследования эмоционального интеллекта учащихся профильного лингвистического класса. Результаты исследования показали, что у школьников профильного лингвистического класса лучше развито понимание эмоций, как свои...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Особенности субъективного чувства одиночества в подростковом возрасте

В данной статье рассматривается понятие одиночества, его виды, основные про-явления в подростковом возрасте. А также приводятся результаты исследования субъективного чувства одиночества у юношей и подростков.

Сенсорное воспитание в раннем возрасте посредством дидактических игр

В статье рассматривается значимость сенсорного воспитания на основе исследования отечественных и зарубежных исследований, а также опираясь на личный опыт.

Лингвистические особенности репрезентации эмоционального интеллекта подростков на материале учебников иностранных языков для 7-го класса

В данной статье авторы выявляют лингвистические особенности репрезентации эмоционального интеллекта подростков на основе материалов школьных учебников по английскому и немецкому языкам (7 класс).

Самооценка и ее роль в формировании личности

В статье рассматриваются причины заниженной самооценки, а также ее влияние на формирование личности подростка, приведены результаты исследования уровня самооценки, проведенного автором, а также представлен комплекс упражнений для повышения уровня сам...

Похожие статьи

Влияние визуальной среды на психоэмоциональное состояние горожан

В статье автор исследует влияние визуального образа города на психоэмоциональное состояние учителей и обучающихся старших классов.

Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников...

Изучение самооценки младших школьников

Статья посвящена изучению самооценки младших школьников. Представлены результаты констатирующего эксперимента и составлены рекомендации педагогам и родителям по оптимизации самооценки младших школьников.

Психологическое время личности

В статье автор исследует развитие психологического времени у учащихся 1-го, 4-го и 9-го классов.

Особенности эмоционального интеллекта учащихся профильного лингвистического класса

В данной статье приводятся результаты исследования эмоционального интеллекта учащихся профильного лингвистического класса. Результаты исследования показали, что у школьников профильного лингвистического класса лучше развито понимание эмоций, как свои...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Особенности субъективного чувства одиночества в подростковом возрасте

В данной статье рассматривается понятие одиночества, его виды, основные про-явления в подростковом возрасте. А также приводятся результаты исследования субъективного чувства одиночества у юношей и подростков.

Сенсорное воспитание в раннем возрасте посредством дидактических игр

В статье рассматривается значимость сенсорного воспитания на основе исследования отечественных и зарубежных исследований, а также опираясь на личный опыт.

Лингвистические особенности репрезентации эмоционального интеллекта подростков на материале учебников иностранных языков для 7-го класса

В данной статье авторы выявляют лингвистические особенности репрезентации эмоционального интеллекта подростков на основе материалов школьных учебников по английскому и немецкому языкам (7 класс).

Самооценка и ее роль в формировании личности

В статье рассматриваются причины заниженной самооценки, а также ее влияние на формирование личности подростка, приведены результаты исследования уровня самооценки, проведенного автором, а также представлен комплекс упражнений для повышения уровня сам...

Задать вопрос