Цель: акцентирование внимания читателя на незримых второстепенных образах;
Задачи: анализ второстепенных образов; визуализация художественного замысла
История не хранит в себе имена и изображения реальных котов поэта. Но в творчестве поэта — и в прозе, и в поэзии, а также в его выразительных эскизах и рисунках пером — мы можем встретить множество набросков и сценок с присутствием кошек. Александр Сергеевич явно получал удовольствие, наблюдая за этими пушистыми животными и обладал удивительным даром их понимать. В творчестве Пушкина встречаются мистические и реальные коты.
Самый известный и любимый нами с раннего детства — кот учёный, талантливый и мудрый зверь из пролога к поэме «Руслан и Людмила».
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Пойдёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит…
Этот кот появился из народных преданий о коте Баюне, который усыплял и побеждал своими сказками. В произведении «Руслан и Людмила» поэт утверждает, что сюжет он услышал однажды у зелёного дуба за кружкой мёда-пива от кота учёного, но на самом деле эта история была рассказана мальчику еще в детстве его любимой няней Ариной Родионовной. Здесь ярко прослеживается связь пушкинской поэмы с русским фольклором.
Также, нельзя не рассказать о коте Лариных — питомце любимой лирической героини Александра Сергеевича Пушкина, Татьяны Лариной. Грациозное, аккуратное и тёплое существо, создающее покой и уют в доме. Этот кот отдавал предпочтение компании Татьяны, с ней ему было комфортно, тихо и тепло, приятнее, чем с другими людьми.
Пушкинские коты имеют свою индивидуальность и хорошо выраженный кошачий характер. Поэт интересно обыгрывает особенности пушистых героев, создавая свою атмосферу и придавая новые краски эпизодам произведений. Мы наблюдаем различных котов, начиная от игрового и веселого котёнка в балладе «Будрыс и его сыновья» в переводе Пушкина:
Нет на свете царицы
Краше польской девицы:
Весела, что котёнок у печки…
заканчивая хитрым и смышлёным котом из поэмы «Граф Нулин»:
Так иногда лукавый кот,
Жеманный баловень служанки
За мышью крадется с лежанки:
Украдкой, медленно идёт,
Полузажмурясь, подступает,
Свернётся в ком, хвостом играет,
Разинет когти хитрых лап
И вдруг бедняжку цап-царап.
И даже в юношеской поэме Пушкина «Монах» мы встречаем кота, отразившегося в роли значительной части собственности бедного отшельника:
Наш труженик не слишком был богат,
За пышность он не мог попасться в ад.
Имел кота, имел псалтирь и чётки,
Клобук, стихарь да штоф зеленой водки.
В прозаических произведениях Пушкина «Капитанская дочка», «История Пугачева», «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель» также встречаются кошки, подчас не имея индивидуальности, а просто дополняя картину народного быта.
Нельзя не вспомнить «кошачьи» рисунки поэта в альбомах и на страницах черновиков. Иногда эти наброски иллюстрируют пушкинских героев — котов и кошек, иногда поэт просто изображал животных, явившихся вдруг перед его мысленным взором. Рисунки на черновиках поэта являются неотъемлемой частью пушкинского наследия, а интересные кошачьи образы можно наблюдать во множестве его произведений.
Вывод: Любовь Пушкина к котам полна искренности и загадочности. Читатель с большим удовольствием проникается описаниями автора, окунаясь в атмосферу и обстановку, передаваемую через страницы произведений.