Стало общим место рассуждение в СМИ о нечитающем молодом поколении начала XXI века.
Хотите узнать, ЧТО читают наши 15-летние лицеисты (темы, жанры)? Почему читают? Что ищут в книгах? Что советуют прочитать ровесникам?
«Все мы родом из детства…», — утверждал мудрый Экзюпери. Трудно не согласиться с писателем.
Детство — начало, точка отсчёта, время формирования, становления личности, и то, что составляет круг детского, подросткового чтения, во многом характеризует и уровень запросов, и системность или хаотичность выбора, и — соответственно — результаты. Одним словом, перефразируя пословицу: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты.»...
Степень изученности феномена детского и подросткового чтения в России достаточная. Обозначенная тема представляет личный интерес для меня как автора проектной работы, поскольку я — читатель активный и давний. Другое дело — ЧТО я читаю. До недавнего времени я полагала, что это — моё личное дело. Приступив к работе над проектом, осознала, что уровень моих запросов как читателя средний. Хочется двигаться в этом направлении, научиться ориентироваться в книжном пространстве, открыть для себя новые имена.
В ходе работы над проектом было проведено анкетирование, в котором приняли участие 57 человек.
Вспомнив себя в «нежном возрасте» детства, ребята откровенничали:
«Когда я ещё не умела читать, мама читала мне сама. Всё началось со стихов Агнии Барто…».
«Когда мне было лет пять, любил слушать чтение папы…»
Отрадно, что детство будущие лицеисты ШИЛИ провели в достойной компании:
Сказки (Г.-Х. Андерсен, братья Гримм, Ш. Перро, А. С. Пушкин, К. Чуковский)
А. М. Волков «Волшебник Изумрудного города»
А. Н. Толстой «Золотой ключик»
А. С. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»
А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
Ж. Верн «Дети капитана Гранта» и другие романы
Д. Дефо «Робинзон Крузо»
Р. Киплинг «Книга джунглей»
В. Драгунский «Денискины рассказы»
Г. Остер «Вредные советы»
С. Михалков «Праздник непослушания»
Н. Носов. Рассказы
Ю. Олеша «Три толстяка»
А. Грин «Алые паруса»
М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
Мифы Древней Греции, книги по технике игры в шахматы…
Однако в перечне любимых книг детства назывались и безымянные :
«Дай лапу, друг медведь!»
«Трое с площади Карронад»
«Паруса в тумане»
«Мы все из Бюллербю»
«Жаб Жабыч Сковородкин»
Поинтересовались мы у девятиклассников и любимыми жанрами , темами книг. Каков же рейтинг ?
— приключения («ужастики») — 25 человек
— фантастика — 15 человек — сказки, фэнтези — 15 человек
— о путешествиях — 10 человек
— о ровесниках, любви, дружбе — 10 человек
— классика (зарубежная и отечественная) — 10 человек
— детективы — 10 человек
— стихи — 7 человек
— книги о войне — 7 человек
— весёлые книги — 5 человек
— о природе и животных — 4 человека
Радует, что среди названных ребятами книг лидируют признанные мастера жанра : Жюль Верн и Стивен Кинг, Харпер Ли («Убить пересмешника») и Джоан Роулинг (серия книг о Гарри Поттере), Оскар Уайльд («Портрет Дориана Грэя») и Михаил Булгаков («Собачье сердце»), Артур Конан Дойль и Агата Кристи, Вильям Шекспир и Иосиф Бродский.
Есть, однако, среди упомянутых книг и авторов названия весьма и весьма заманчивые , а имена авторов часто отсутствуют: «Сага о злой Тане», «Сага о ведьмаке», «Бездомный Бог», «Я хочу съесть твою поджелудочную железу».
Далее в анкете следовал вопрос «Почему вы читаете? Что ищете в книге?»
15-летние юноши и девушки, представители молодого поколения XXI века , в основном говорят о чтении как о возможности отвлечься от повседневной рутины. Судите сами:
— хочу отвлечься, отдохнуть (26 ответов)
— хочется попасть в другой мир (17 ответов)
— читаю, чтобы расширить кругозор (4 ответа)
— читаю, чтобы «подтянуть» грамотность (2 ответа)
— ищу умиротворения, читаю для души, это хобби (по 1 ответу)
Среди 57 участников опроса есть 4 нигилиста:
— ничего не ищу в книге (3 ответа)
— читаю от нечего делать (1 ответ)
Комментарии излишни, но ответы, прямо скажем, «говорящие»… может быть, выводы делать пока рано (всё-таки отвечающим — всего 15…), но есть повод задуматься: подавляющее большинство читающих перестало воспринимать книгу как умного собеседника, наставника, её герое — как образцы для подражания, пропало желание размышлять над прочитанным, долго думать, закрыв книгу…
При анкетировании мы поинтересовались также и тем, какие книги рекомендовали бы для прочтения участники опроса. Что обнаружилось? Девятиклассники предложили два рекомендательных списка вточном соответствии с их собственными читательскими предпочтениями: от проверенной классики до сомнительной «душевной» литературы :
из классики
А. Беляев «Человек-амфибия»
Д. Лондон «Любовь к жизни»
А. де С. Экзюпери «Маленький принц»
Е. Замятин «Мы»
«для души»
Чарльз де Линт «Кошки Дремучего леса»
Туве Янсон «Всё о муми-троллях»
Роальд Даль «Матильда»
Гордон Рис «Мыши»
Почему рекомендованы именно эти обозначенные произведения? Обоснования также есть:
Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков» — передаёт тёплую атмосферу, возвращает в детство, легко читается
Д. Гранин «Блокадная книга» — сейчас многие жалуются на жизнь, но об истинных проблемах они и не слышали…
С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» — универсальная книга для людей всех возрастов.
«Не тупи» — вдохновляющая книга…
«В метре друг от друга» — просто классная, можно поплакать…
«Девушка, которую ты покинул» — очень понравилась история главной героини
Конечно, круг нашего чтения «выдаёт нас с головой» — наш нравственный, интеллектуальный, человеческий уровень. Если 15-летний человек советует другу прочитать книгу, которую НАДО БЫЛО прочитать в далёком уже детстве, это говорит только об одном: молодой человек «задержался» в развитии, не хочет взрослеть, инфантилен, то есть не готов брать на себя ответственность, разрешать трудные нравственные вопросы.
Казалось бы, такой «безобидный» материал — круг нашего чтения …
Размышления над ответами ребят привели к выводу: «делать себя» , то есть самостоятельно формироваться как личность нужно ежедневно и уже сейчас. Поможет в этом в том числе и «трудная» литература : художественная, специальная, научная.
Не забудем совет древних: всё НАСТОЯЩЕЕ всегда трудно …
О чём меня заставила задуматься работа над проектом? Я вдруг осознала необходимость взглянуть на себя со стороны: «Что такое я? Чего я хочу? Бывает ли мне стыдно за себя?». Я поняла, что не мы, а книги выбирают нас : если «дорос», в состоянии понять и оценить — дорога открыта, нет — читай «Мойдодыра» и «Сагу о злой Тане»…
Помогли оценить себя критически и ответы ребят на вопросы анкеты: я обнаружила, как духовно, нравственно отстаём мы… от самих себя при всей нашей компьютерной «продвинутости»…
XXI век — действительно, век передовых технологий, но личное пространство каждого из нас — не только экран планшета, но и закладка в любимой книге.
Литература:
- Байдан Е. Что читают дети. — «Библиотека», 2004, № 1
- Борисенко Н. Лето: читать? Не читать? — «Русский язык», 2001, № 28
- Борисенко Н. Что они читают без нас? — «Литература», 2005, № 24
- Костюхина М. Откровения подростка. — «Литература», 2007, № 19
- Костюхина М. Современная школьница и её «романы». — «Литература», 2007, № 1
- Храмцова Р. Книга в руках подростка. — «Литература», 2007, № 1
- Чудинова В. Чтение детей детей и подростков в России на рубеже веков: смена «модели чтения». — www.teacher.fio.ru