В данной статье рассмотрена актуальность и эволюция образа “лишнего человека”, как литературного типа русской литературы XIX века, на примере образа Онегина как совершенного представителя данного типа.
В своих героях авторы чаще всего вкладывают собственные чувства и мысли, навеянные размышлениями о жизни, времени и человеке. Несмотря на индивидуальность и непохожесть героев, многих можно объединить в группы или “типажи”. Общие, шаблонные черты, которые используют авторы, остаются актуальны среди многих поколений писателей, несмотря на различные цели и задачи, которые они ставят, создавая образы своих героев времени.
Одним из известнейших типажей в литературе является типаж “лишнего человека”. В связи с чем появился данный тип в литературе? Лишний человек- литературный герой, характерный для произведений русских писателей 1840-1850-х годов. В этом герое авторы пытались показать образ российского общества, которое не могло противостоять власти и реализовать свои идеи, таланты, не имея перспектив саморазвития. Через свои произведения авторы призывали к изменениям приевшегося уклада жизни.
Сформировавшаяся характеристика и черты, присущие данному типажу, помогают распознать в герое того самого “лишнего человека”. Главной чертой можно считать отчуждение от социальной среды, по отношению к которой герой осознает свое интеллектуальное и нравственное превосходство. Обычно это сопровождается душевной усталостью, отторжением человеческих чувств и неумением строить здоровые взаимоотношения с людьми.
Первым прообразом “лишнего человека” критики считают Чацкого- героя комедии “Горе от ума”. От установленного образа “лишнего человека” его отличает одна важная деталь- он не признает своей беспомощности и активно пытается что-то изменить.
Ярким примером лишнего человека является Евгений Онегин, герой одноименного романа А. С. Пушкина. Он — “эталон” лишнего человека, в нем присутствуют все черты, характерные для этого литературного типажа. Герой осознает свою бесполезность и мелочность на фоне окружающего его мира и пытается защититься при помощи отчуждения и протеста против людей. У героя отсутствует мотивация к воплощению планов, у него нет цели на будущее. Онегин- очень двойственный персонаж- он не выносит зависимости от кого-либо, при этом быстро отказываясь от возможности сделать что-то, что поможет ему стать независимым. Выходя в свет, Онегин не только становится лишним в этой среде, но и сам осознает свою бесполезность среди остальных. Евгений страдает от невозможности реализации идей в свое время, в своем поколении. Именно поэтому герой остается непонятым и отверженным.
За “лишним человеком” следует слово “разочарование”, оно проявляется во всем — в чувствах, мыслях, поступках. Своим эгоистичным поведением Онегин разрушил дружбу с Ленским, его вторжение в чужие чувства привело к гибели человека, ложные чувства, мнимая влюбленность разрушила чувства Татьяны, обрекая на страдания обоих героев.
В своем произведении Пушкин очень точно передал образ отвергнутого, неуслышанного современника, задал модель, которой впоследствии воспользовалось множество талантливых писателей, таких как Лермонтов и Тургенев. Авторы прибегали к образу лишнего человека, дабы указать общественности на проблемы, которые отравляют общество и жизнь людей.
Итак, тип “лишнего” был запечатлен в XIX веке в классической русской литературе, но аналоги этого образа существуют и в литературе других стран. Образ “лишнего человека” очень полюбился восточным авторам. Так, в китайской притче о Лун Шу и врачевателе Вэнь Чжи, приведенной в книге Ле Цзы, можно найти признаки конфликта «лишнего человека» с социумом. Главной идеей произведения выступает констатация того факта, что обладание разумом ставит личность не только над обществом, но и вне его.
В современном обществе число “лишних людей” не только не уменьшилось, но, пожалуй, увеличилось. На фоне происходящих процессов глобализации, решения проблем в мировом масштабе человек перестает чувствовать собственную значимость как личность. Именно поэтому образ “лишнего человека” остается и будет оставаться актуальным в будущем, помогая задуматься о смысле своего существования, своем месте в этой жизни.
Литература:
- Пушкин А. С. Избранное/ Сост., авт. послесл. и коммент. е.А. Маймин. — М.: Просвещение, 1983. — 368с.
- Пушкин А. С. Собрание сочинений в 20 томах. М.: ГИХЛ, 1959
- Инь Лю, Никольский Е. В. Интерпретация “лишнего человека” в русской и китайской литературах: опыт сопоставительного анализа [Электронный ресурс] — URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/13261/1/ %D0 %A1 %D0 %BB %D0 %B0 %D0 %B2 %D1 %8F %D0 %BD %D1 %81 %D0 %BA %D1 %96 %D1 %8F %20 %D0 %BB %D1 %96 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %80 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %83 %D1 %80 %D1 %8B %20 %D1 %9E %20 %D0 %BA %D0 %B0 %D0 %BD %D1 %82 %D1 %8D %D0 %BA %D1 %81 %D1 %86 %D0 %B5 %20 %D1 %81 %D1 %83 %D1 %81 %D0 %B2 %D0 %B5 %D1 %82 %D0 %BD %D0 %B0 %D0 %B9. %20VIII %20 %D0 %9C %D1 %96 %D0 %B6 %D0 %BD %D0 %B0 %D1 %80 %D0 %BE %D0 %B4 %D0 %BD %D0 %B0 %D1 %8F %20 %D0 %BD %D0 %B0 %D0 %B2 %D1 %83 %D0 %BA %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %B0 %D1 %8F %20 %D0 %BA %D0 %B0 %D0 %BD %D1 %84 %D0 %B5 %D1 %80 %D1 %8D %D0 %BD %D1 %86 %D1 %8B %D1 %8F. %20 %D0 %97 %D0 %B1 %D0 %BE %D1 %80 %D0 %BD %D1 %96 %D0 %BA %20 %D0 %BD %D0 %B0 %D0 %B2 %D1 %83 %D0 %BA %D0 %BE %D0 %B2 %D1 %8B %D1 %85 %20 %D0 %B0 %D1 %80 %D1 %82 %D1 %8B %D0 %BA %D1 %83 %D0 %BB %D0 %B0 %D1 %9E..pdf#page=346
- Горбачев, А. Ю. Концепт «лишнего человека»: русская и восточная версии. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.philology.bsu.by/documents/index.php.