В статье уделяется внимание обучению химии на подготовительных курсах в единстве дидактического и профориентационного аспектов.
Ключевые слова: обучение химии, школьник, слушатель, выбор профессии, профориентация.
Одна из задач подготовительных курсов в центре дополнительного образования при Русском доме в г. Душанбе, на которых я обучаюсь, не только дать слушателю-выпускнику школ хорошие знания, но и помочь правильно применить их в жизни, сориентироваться в выборе профессии, достичь при этом максимального успеха.
Поэтому я поступила на медицинский кластер, где преподают высококвалифицированные преподаватели, и преподавание химии имеет некоторые особенности.
Во-первых, обучая слушателей химии, как одной из фундаментальных естественных наук, параллельно проводиться профориентационная работа, способствующую введению школьников в медицинские специальности, изучается физиологическое действие веществ на организм, отмечается терапевтический эффект, возможные побочные эффекты, способы их профилактики.
Знания нужны прежде всего для того, чтобы разбираться в процессах жизнедеятельности, которые состоят в том, что в здоровом организме человека постоянно и непрерывно идут химические процессы, а при возникновении болезни в них происходят сбои. И врач обязательно должен уметь во всём этом разбираться, чтобы вылечить больного, что без знаний химии сделать непросто. Так что, если хотите стать хорошим медиком, а не просто иметь соответствующий диплом, надо полюбить химию, тем более что эта наука, действительно, очень интересная и увлекательная.
Так, при изучении органических и неорганических веществ обращаем внимание на их медико-фармацевтический аспект.
Например, при изучении темы классы неорганических соединений отмечаем:
1) кислая соль: гидрокарбонат натрия (питьевая сода) — подвергается гидролизу, образуя щелочную среду. Это свойство позволяет использовать данную кислую соль в медицине при повышенной кислотности желудочного сока, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, изжоге, подагре, диабете, катарах верхних дыхательных путей.
В малых концентрациях можно использовать при ожогах, для ингаляций, при насморке, стоматитах и др. Поэтому в домашней аптечке всегда присутствует пищевая сода;
2) Щелочь: гидроксид кальция (гашеная известь, известковая вода) применяют наружно в качестве противовоспалительного и дезинфицирующего средства. Если смешать известковую воду с маслом (любым), то можно использовать в виде мази при некоторых кожных заболеваниях;
3) Средняя соль карбонат кальция (известняк) применяют внутрь при недостатке кальция в организме, а также как средство, адсорбирующее и нейтрализующее кислоты;
4) Основный оксид: оксид магния (жженая магнезия) в медицине используют в препаратах для восполнения дефицита магния в организме. Благодаря своим антацидным свойствам, магнезия применяется в препаратах для лечения изжоги и снижения уровня кислотности.
5) При изучении темы химические свойства металлов и неметаллов обращаем внимание на то, что в организме человека обязательно присутствуют 22 химических элемента: Ca, P, O, Na, Mg, S, B, Cl, K, V, Mn, Fe, Co, Ni, Cu, Zn, Mo, Cr, Si, I, F, Se.
Недостаток данных элементов в организме человека приводит к заболеваниям, показанных в таблице 1.
Таблица 1
Дефицит элемента |
Типичный синдром |
Са |
Замедление роста скелета |
Мg |
Мускульные судороги |
Fe |
Анемия |
Zn |
Повреждение кожи |
Mn |
Бесплодие, ухудшение роста скелета |
F |
Кариес зубов |
Со |
Злокачественная анемия |
Se |
Мускульная слабость |
Cr |
Симптомы диабета |
При рассмотрении тем органической химии каждый гомологический ряд найдет подтверждение связи химии и медицины.
Органические соединения составляют в среднем 20–30 % массы клетки живого организма. К ним относятся биологические полимеры, белки, жиры, углеводы, липиды, гормоны, нуклеиновые кислоты, витамины.
Углеводы в организме человека играют роль энергетических веществ. Самые важные из них — сахароза, глюкоза, фруктоза, а также крахмал. Они быстро усваиваются («сгорают») в организме. Исключение составляет клетчатка (целлюлоза), которой особенно много в растительной пище. Она практически не усваивается организмом, но имеет большое значение: выступает в роли балласта и помогает пищеварению, механически очищая слизистые оболочки желудка и кишечника. Углеводов много в картофеле и овощах, крупах, макаронных изделиях, фруктах и хлебе.
Жиры тоже служат для человеческого организма источником энергии. Их организм откладывает «про запас» и они служат энергетическим источником долговременного пользования. Кроме того, жиры обладают низкой теплопроводностью и предохраняют организм от переохлаждения. Жиры входят в состав клеточных стенок, внутриклеточных образований, в состав нервной ткани. Еще одна функция жиров — поставлять в ткани организма жирорастворимые витамины и другие биологически активные вещества.
Во-вторых, мы слушатели, должны чётко и ясно понимать, как полученные на уроках химии знания смогут нами далее применяться в освоении будущей профессии и в профессиональной деятельности. Для современных врачей и фармацевтов изучение химии имеет огромное значение. Медики должны четко знать природу лекарственных препаратов, их свойства, растворимость, реакционную способность, особенности влияния на организм человека и возможные побочные эффекты. На курсах уделяется большое внимание расчётным задачам с медицинским содержанием. Например, по теме растворы: как приготовить раствор определенной концентрации, мы не только должны усвоить алгоритм решения задач данного типа, но и выяснить, что является растворителем, растворенным веществом и раствором.
Очень важен аспект формирования и развития коммуникативных компетенций у учащихся курсов, так как врач должен уметь слушать и выслушивать других. В связи с этим уделяется особое внимание групповой и парной формам работы, где мы, учащиеся приобретаем навыки конструктивного диалога, толерантности, учимся уважительно выслушивать мнение каждого.
Перечень можно продолжить. Всеми этими проблемами и их решением будут заниматься химики и медики будущего, т. е., сегодняшние школьники, как я, которые решили посвятить свою жизнь служению двум самым древним областям человеческих знаний — химии и медицине, и чтобы мы стали более успешными в будущем, уже сейчас необходимо нас привлекать к различным видам проектной и исследовательской деятельности. Мы с нашими преподавателями курсов пишем научные статьи, стараемся принимать активное участие в научной жизни со школьной скамьи.
Считаю актуальным продолжение работы в данном направлении, так как выпускники медицинских кластеров идут в соответствующие университеты осознанно, зная не понаслышке о благородном и не всегда благодарном труде медицинского работника, а случайных людей в медицине, как известно, быть не должно.
Литература:
1. Айзек Азимов. Краткая история химии. От магического кристалла до атомного ядра.- Центрполиграф, 2018 г.
- Бабков А. В., Попков В. А., Нестерова О.В. Химия в медицине.- Юрайт, 2021 г.
- https://studopedia.su/12_5605_istoriya-razvitiya-estestvoznaniya.html