Интерактивные методы обучения как способ повышения мотивации обучающихся | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №2 (54) февраль 2022 г.

Дата публикации: 27.01.2022

Статья просмотрена: 664 раза

Библиографическое описание:

Черняк, Т. А. Интерактивные методы обучения как способ повышения мотивации обучающихся / Т. А. Черняк, Ю. В. Лосич. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 2 (54). — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/young/archive/54/2778/ (дата обращения: 16.11.2024).



В современном мире многие подростки и дети во время учебы не могут воспринимать большое количество информации, зачастую эта информация не запоминается ими, следовательно, страдает усвоение материала. Причин много, например, рассеянное внимание, незаинтересованность уроком, привычка воспринимать какой-либо материал визуальным способом, а главное низкий стимул к обучению. В этой статье мы рассмотрим, как с помощью интерактивных методов повысить мотивацию учеников и эффективность обучения.

Для начала разберемся, что включает в себя понятие «интерактивное обучение». Это обучение, основанное на общении. В ходе него осуществляется взаимодействие всех субъектов. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно включает в себя обмен информацией, ее анализ, основанный на взаимопонимании и взаимодействии.

Главной чертой этого обучения является инициативность учащихся, которую стимулирует педагог. Обучающиеся учатся решать возникающие проблемы, причем не самостоятельно, а работая в группе, вследствие этого у них формируются и развиваются навыки общения. Ребята во время работы с помощью критического мышления анализируют и отсеивают лишнее.

Почему данное обучение можно считать эффективным? Обратимся к исследованию. Временной промежуток исследования — первая четверть 20021–2022 учебного года. Участники — учитель литературы и учащиеся восьмого класса. В течение данного периода был проведен ряд из семи уроков литературы, которые основывались на интерактивных методах обучения. До и после процесса исследования было проведено анкетирование для определения уровня мотивации.

Каждая тема уроков соответствовала школьной программе. Формы на всех уроках применялись разные.

Тема

Интерактивный метод

Суть метода

Первый урок (04.09)

«В мире народной песни»

Дебаты

Прием, при котором группы отстаивают свои идеи и позицию, а также соображения о способах решения какой-либо проблемы.

Второй урок (11.09)

«Житие Александра Невского»

Сиквейн

Прием, при котором нужно составить стихотворение из пяти нерифмованных строк, относящихся к определенной теме.

Третий урок (25.09)

«Сатирик и баснописец — Крылов»

Фишбоун

Прием, при котором нужно заполнить схематическую диаграмму в форме рыбьего скелета, которая должна состоять из слов — ассоциаций по заданной теме.

Четвертый урок (02.10)

«Рылеев и смерть Ермака»

Личное дело

Прием, при котором необходимо структурировано изложить биографическую информацию о герое какого-либо произведения.

Пятой урок (09.10)

«Пушкин. «К***», «19 октября»»

Работа в парах

Прием, при котором обучающиеся делятся попарно и вместе выполняют задание.

Шестой урок (16.10)

«Гринев: жизненный путь»

Карта

Прием, при котором визуально представляется передвижение по местности героя на протяжении всего произведения.

Седьмой урок (23.10)

«Швабрин — антигерой повести»

Анкета

Прием, при котором расписывается основная информация о конкретном герое.

Ключ проводимого анкетирования был условно разделен на три результата: «высокий», «средний» и «низкий» уровень мотивации.

Уровень мотивации на начало исследования

Рис. 1. Уровень мотивации на начало исследования

По результатам второго анкетирования несколько человек перешло в «высокий» уровень и двое убыло из «низкого».

Уровень мотивации после проведения исследования

Рис. 2. Уровень мотивации после проведения исследования

В заключении нужно отметить, что интерактивные методы обучения вносят разнообразие в учебный процесс. Урок построен так, что ученики берут инициативу изучения нового материала на себя, а преподаватель лишь помогает в этом. Интерактивное обучение можно считать эффективным, потому что оно мотивирует к получению новых знаний и их дальнейшей обработке (в чем мы убедились, исходя из результатов и наблюдений исследования). Использование данного метода предполагает индивидуальность преподавания, предполагает широкие возможности для творчества и самореализации учащихся».

Литература:

  1. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе — М.: 2005.
  2. Баяманова Р. Г. Организация коммуникативно ориентированного урока русского языка. Караганда, 2006.
  3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — С.-Пб.: Союз, 2002.
  4. Кажигалиева Г. А., Васенкова М. В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе // Педагогика, 2005, № 2.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  6. Курсовая работа Глазовского государственного педагогического института им. В. Г. Короленко «Теоретические основы активного и интерактивного обучения» [Электронный ресурс] https://studfile.net/preview/2061878/
  7. Статья на тему «История происхождения интерактивного обучения» [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/01/27/statya-na-temu-istoriya-proishozhdeniya-interaktivnogo
  8. Статья Жунабековой Айгуль «Интерактивные методы обучения» [Электронный ресурс] https://znanio.ru/media/interaktivnye_metody_obucheniya-24864
  9. Статья на тему «Методы обучения» [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения
  10. Методические рекомендации Кирюшиной Т.Н «Методические рекомендации по использованию активных и интерактивных технологий обучения» [Электронный ресурс] https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-ispolzovaniyu-aktivnih-i-interaktivnih-tehnologiy-obucheniya-817412.html
  11. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой [Электронный ресурс] https://infourok.ru/anketa_ocenka_urovnya_shkolnoy_motivacii_n.g.luskanovoy-374120.htm


Похожие статьи

Интерактивный метод обучения как средство повышения интереса ученика к изучаемому предмету

Интерактивные формы работы с родителями как основа успешной социализации детей дошкольного возраста

Активные формы обучения как фактор сохранения психологического здоровья учащихся

Интерактивные методы обучения в образовательном процессе

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Формы и методы инновационной деятельности на уроках гуманитарного цикла как средство мотивации учащихся

Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования

Развитие коммуникативных навыков учащихся через интерактивные методы обучения

Эффективные способы определения креативных способностей учащихся на уроках трудового обучения

Инновационные педагогические технологии в модульном обучении, как средство повышения качества образования

Похожие статьи

Интерактивный метод обучения как средство повышения интереса ученика к изучаемому предмету

Интерактивные формы работы с родителями как основа успешной социализации детей дошкольного возраста

Активные формы обучения как фактор сохранения психологического здоровья учащихся

Интерактивные методы обучения в образовательном процессе

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Формы и методы инновационной деятельности на уроках гуманитарного цикла как средство мотивации учащихся

Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования

Развитие коммуникативных навыков учащихся через интерактивные методы обучения

Эффективные способы определения креативных способностей учащихся на уроках трудового обучения

Инновационные педагогические технологии в модульном обучении, как средство повышения качества образования

Задать вопрос