Гипотеза: образ Серого Волка среди сказочных персонажей является одним из самых популярных со времен зарождения фольклорного жанра и не теряет своей актуальности в наше время
Методы исследования: сопоставительный; культурологический
Объект исследования: произведения устного народного творчества, серия анимационных фильмов «Иван-Царевич и Серый Волк»
Цель: проанализировать трансформацию образа Серого Волка на примере серии мультипликационных фильмов «Иван Царевич и Серый Волк»
Задачи: раскрыть отличительные черты фольклорного волка и современного; проанализировать и обобщить полученные данные
Практическая значимость исследования: материалы данного исследования могут быть использованы в процессе обучения на уроках литературы, а также внеурочной деятельности.
Образ Волка огромное место занимает в русском фольклоре: этого загадочного персонажа можно встретить и в былинном эпосе, и в сказках, и в колыбельных песнях, и в малых жанрах устного народного творчества.
В русских волшебных сказках волк, как и у многих других славянских народов, наделен мудростью, говорит человеческим голосом и помогает герою преодолеть любые препятствия и расстояния, быстрее ветра перенося героя с одной на другую сторону света.
В волшебных сказках Серый Волк предстает как мудрый и верный помощник. Возьмем, к примеру, сказку «Иван Царевич и Серый Волк». Все три испытания: изловить Жар-птицу, обуздать Златогривого Коня, привезти невесту — Елену Прекрасную — Иван Царевич проходит благодаря помощи Серого Волка. Даже тогда, когда собственные братья из зависти убивают Ивана Царевича, Волк приходит ему на помощь: отпаивает его Живой и Мёртвой водой. Серый Волк в данной сказке также выступает и вершителем справедливости: растерзав братьев до смерти, восстанавливает справедливость в мире. Волк становится символом победы добра над злом.
Образ Волка часто встречается и в таких малых жанрах фольклора, как пословицы, поговорки и загадки. К примеру, в Словаре В. И. Даля статья «волк» включает 53 пословицы, где упоминается волк.
В серии мультипликационных фильмов «Иван-Царевич и Серый Волк» волк предстает перед зрителями в роли автора, который ведет рассказ о тридевятом царстве.
Волк является «доверенной мордой» царя, но иногда все же его побаивается. У Серого волка есть лучший друг — Иван-Царевич. Волк готов выручить его в любую минуту, всегда выполняет его поручения.
Волк проявляет себя как храбрый, положительный персонаж, который борется со злом и помогает слабым. Так же он всегда проявляет смелость и оберегает Ивана от всех преград, стоящих на его пути.
В современной мультипликации волк представляет собой модного персонажа. У него есть серьга в ухе, а шерсть соответствует последним тенденциям моды.
Речь Волка является правильной, литературной и он пробует себя в качестве ведущего телепередачи «Вечерний Волк».
Волк первым из сказочных животных отправляется на луну.
Стоит отметить, что волк является очеловеченным, он умеет говорить, ходит на задних лапах и даже дает жизненно важные советы главным сказочным героям.
Можно выделить остроумные фразы Волка, которые добавляют эксцентричность его образу: «тяжело иметь дело с порядочными людьми». Волк вместе с представителями царской семьи посещает театр, картинную галерею. Интерес Волка к искусству обусловлен сопровождением царской четы на светские мероприятия, а также во время путешествий.
В то же время Волка тянет и к первобытным инстинктам, он воет на луну, как сам говорит, по зову сердца. Однако Волку удается справиться с природными инстинктами, и он может вести полноценную жизнь во дворце. Волк не охотится, не «кусает за бочок», дружно живет с другими зверями.
В лесу Волк ведет себя как городской житель и представитель цивилизованного мира.
В ходе исследования удалось выявить , что в образе Волка произошли незначительные изменения, а именно персонаж стал соответствовать современным модным тенденциям, посредством наделения качествами, схожими с человеческими.