Статья излагает итоги научного исследования, проведенного ученицей средней школы под руководством учителя истории в рамках 29-го Челябинского молодежного интеллектуального форума «Шаг в будущее». Исследование посвящено анализу эффективности законотворческой деятельности, направленной на поддержку населения и бизнеса в условиях пандемии.
Ключевые слова: пандемия, развитие экономики, государство, бизнес, законодательный процесс.
Пандемия коронавируса COVID-19 стала неожиданным и серьезным шоком для большинства мировых стран. Несмотря на то, что изначально этот кризис спровоцирован медицинскими эпидемиологическими проблемами, его развитие имеет важный экономический аспект, так как вводимые для борьбы с вирусом меры несут крайне высокие экономические издержки. Так, В. Л. Ерохин полагает, что пандемия «…оказала беспрецедентное влияние на мировую экономику, стремительно превратившись из медицинского явления в угрозу разрыва глобальных цепочек поставок и экономического кризиса» [1], [4]. Оказавшись в тяжелой экономической ситуации, правительства государств искали возможность стабилизировать ситуацию, минимизировать ущерб экономике и населению. Но избежать негативных явлений все равно не получилось. Из-за замедления роста экономики Китая прекратились или существенно сократились поставки товаров [3], начался рост цен на сырье, компании начали оптимизировать штат сотрудников, чтобы сократить текущие затраты, что привело к росту безработицы [2].
В статье «Ситуация с коронавирусом: COVID19, анализ морали, медицинских факторов и политических решений», Пауль Фогт отмечает, что «…у всех стран было 2 месяца на то, чтобы изучить данные и привести в действие все инструменты регулирования экономики и перемещений между границами государств... Но многие... отказались от карантина и активных мер по поддержке бизнеса, неактивно реагируя на распространение COVID-19» [6], что привело к распространению инфекции и оказало прямое влияние на экономику стран. При этом далеко не все принятые меры специалисты считают своевременными и нужными. Так, по мнению К. С. Поляничко, лучшая стратегия заключается в том, чтобы вручить деньги в руки ограниченных в средствах предприятий, которые обещают использовать их по назначению» [5], чего не сделали ни страны Запада (США, Великобритания, Германия, Франция), ни Китай. [6].
При этом в период нарастания пандемии COVID-19 в начале 2020 г. Российское Правительство приняло ряд документов по регулированию экономики. Прежде всего, это Поручение Правительства РФ от 18 марта 2020 г., в котором предусмотрены следующие меры: отсрочка по налогам, снижение размера страховых взносов и отсрочка по их уплате, отсрочка по кредитам, поддержка застройщиков, освобождение от штрафов за просрочку оплаты услуг жилищно-коммунальных услуг, и целый ряд других мер. [6]
Согласно исследованию телеканала РБК (опрос о состоянии малого предпринимательства и эффективности мер государственной поддержки), более половины предприятий малого предпринимательства (53 %) охарактеризовали свое положение как «катастрофа» или «кризис»; свыше половины респондентов (62,2 %) оценили шанс выживания своей компании в 50 % и ниже [8], [9]. В странах ЕАЭС спад экономики составил от минимальных 0,9 % в Беларуси до 7,5 % в Армении и 8,6 % Кыргызстане [6].
Положение в России среднего бизнеса можно оценить как нестабильное, при том что действующее законодательство предусматривает целый ряд льгот для субъектов среднего предпринимательства. Несмотря на ряд созданных правительством России схем для смягчения последствий пандемии, бизнесмены не скрывают своего «подавленного настроения». Так как, у основной части предпринимателей, по их словам, сокращение выручки составило более 80 % [7], (Рисунок 1).
Рис. 1. Динамика изменения выручки субъектов малого и среднего бизнеса
Для того, чтобы оценить эффективность предпринимаемых государством мер, нами был проведен сравнительный анализ законопроектов (или изменения, внесенные в соответствующие законодательные акты) принятые правительствами ряда государств.
Так, в Российской Федерации 17 апреля 2020 г. был принят законопроект № 941158–7 Согласно его положениям, компании и индивидуальные предприниматели могли отсрочить платежи на срок до полугода. Помимо этого, согласно постановлению Правительства РФ № 1969 от 30 ноября 2020 г., до конца года весь малый бизнес освобожден от проверок государственных органов [10]. Еще одним направлением мер государственной поддержки малого предпринимательства стало Постановление № 570 от 24.04.2020 г. Согласно его положениям, налогоплательщики, которые работают в наиболее пострадавших от пандемии отраслях, вправе получить отсрочку по налогам [11].
При этом в странах ЕАЭС был принят схожий с РФ комплекс мер поддержки экономики, однако подходы и объемы выделяемой помощи по странам отличаются (Таблица 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ структуры мер социальной поддержки в странах ЕАЭС в период пандемии коронавируса
Отмечая конкретные меры, мы хотели бы отметить, что Правительства Белоруссии и Киргизии не вводили жестких ограничений для экономики стран, и соответственно, не производили дополнительные социальные выплаты населению, связанные с карантином [11].
Одной из ключевых мер поддержки государством населения является осуществление единовременных выплат населению, потерявшему работу в связи с пандемией. Сравнительный анализ по странам показал, что в Республике Казахстан, Российской Федерации и Республике Армения социальные выплаты производились, а сумма производимой выплаты была максимально приближена к объему прожиточного минимума (Таблица 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ размера социальных выплат в странах ЕАЭС
Страна |
Количество человек, получивших выплаты (млн. чел.) |
Процент населения, получившие выплаты по безработице (%) |
Выплаты (в млн. ед. нац. валюты) |
Сумма выплат на человека (в тыс. ед. нац. валюты) |
Прожиточный минимум (в тыс. ед. нац. валюты) |
Республика Казахстан |
2,3 |
12,2 |
97750 KZT |
42,50 тыс.KZT |
31,18 тыс.KZT |
Республика Казахстан |
2,2 |
1,5 |
16982 RUB |
12,13 тыс.RUB |
12,39 тыс.RUB |
Республика Армения |
0,7 |
2,7 |
53720 AMD |
68,00 тыс.AMD |
63,55 тыс AMD |
При этом, на наш взгляд, необходимо отметить, что выплат, предоставленных Правительством Республики Казахстан для поддержания граждан, недостаточно для покрытия реальных минимальных потребностей семьи, так как не обеспечивают покрытия реальной стоимости потребительской корзины.
Для того, чтобы оценить эффективность предпринимаемых государством мер, мы считаем важным оценить, в каком состоянии была экономика России до наступления пандемии. С одной стороны, санкции прошлых лет подготовили правительство к неожиданным изменениям, в частности, были сформированы достаточно крупные резервы для поддержки экономики в кризисное время. С другой стороны, непопулярная и незаконченная пенсионная реформа, проблемы в регулировании финансового сектора напрямую негативно повлияли на экономику во время пандемии и после неё. Кроме того, ряд субъектов бизнеса, работавших неэффективно в условиях меняющегося рынка, во время кризиса приостановил или даже прекратил деятельность. Так, численность малого бизнеса за рассматриваемый промежуток времени ежемесячно снижалась, что говорит о том, что коронавирусные ограничения довольно серьезно повлияли на бизнес с оборотом в пределах 800 млн. рублей за год и численностью рабочих от 16 до 100 человек (рис. 2).
Рис. 2. Динамика численности субъектов малого бизнеса и микропредприятий (10.12.2020–10.03.2021 гг.)
При этом, если в Китае, Японии и Южной Корее основным направлением помощи бизнесу являлось льготное кредитование и освобождение бизнеса от кредитных обязательств, а европейские страны сделали упор, в большей степени, на освобождение субъектов МСП от налогообложения и финансовую помощь, субсидии, в России данный показатель в разы меньше и составляет всего 10 % от бюджета.
В результате проведенного исследования нами было обработано значительное количество источников, была дана краткая характеристика влияния пандемии COVID-19 на экономическое развитие ряда стран, проанализированы меры поддержки населения и бизнеса.
Результаты анализа, мер поддержки населения и бизнеса стран ЕАЭС и стран Европы, позволили сделать вывод, о наличии единого комплекса мер социальной поддержки. Это, прежде всего, выплаты по безработице и нетрудоспособности, выплаты семьям, имеющим детей, и льготное кредитование. Страновая специфика характеризуется объемами сумм предоставленных пособий и критериями отбора объектов предоставления пособий.
Литература:
1) Афанасьева Н. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Свердловской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ufirms.ru/articles/investment/gosudarstvennaya-podderzhkamalogo-i-s.html
2) Бюллетень «Перспектив развития мировой экономики». Imf. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/-/media/Files/Publications/WEO/2020/Update/June/ Russian/WEORUS202006.ashx (дата обращения: 07.10.2020).
3) Дробот Е. В. Мировая экономика в условиях пандемии COVID-19: итоги 2020 года и перспективы восстановления [Текст]/ Дробот Е. В. // Экономические отношения. — 2020. — № 4. — C. 937–960.
4) Курс доллара превысил 74 после объявления пандемии коронавируса //// Сайт РБК [Электронный ресурс] https://www.rbc.ru/business/22/05/2020/5ec742969a79470ab2d31eb9.
5) Максимова Е. В., Рябцев А. Г., Сазонова О. А. Влияние коронавируса на экономику России [Электронный ресурс] // Инновации и инвестиции: Электрон. научн. ж. — 2020. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyaniekoronavirusa-na-ekonomiku-rossii
6) Обзор экономических мер, применяемых странами в условиях распространения Covid-19 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://roscongress.org/upload/medialibrary/c98/Obzor_eco_mer_final2.pdf
7) Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 (ред. от 12.05.2020) «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» // СПС «Консультант Плюс».
8) Сонин К. Необходим жёсткий карантин и активные антикризисные меры (27.03.2020). — URL: https://www.facebook/com/k/posts/3509656192394224 (дата обращения: 11.04.2020).
9) Статистическая информация по малому предпринимательству России (по субъектам Российской Федерации) Ресурсный центр малого предпринимательства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rcsme.ru/
10) Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/12154854
11) Центр Правовой Поддержки Малого и Среднего бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: ek-biz.ru›centr_pravovojj_podderzhki_malogo