В статье изучены сущность и типы привычек, психология возникновения привычек, роль привычек в жизнедеятельности людей, а также методы замены вредных привычек; проанализировать привычки и отношения к ним в кругу сверстников.
Ключевые слова: полезные и вредные привычки.
Вся человеческая жизнь состоит из повторяющихся поступков. Они определяют характер, формируют определённые индивидуальные черты: волю, выносливость, терпение. Привычки начинают формироваться в детстве.
Обычно люди не задумываются над повторением одного и того же жеста, выполнением какого-то автоматического движения. Они действуют по инерции, неосознанно.
Привычкой в психологии называют любой регулярно повторяющийся вид поведения, не требующий размышления и скорее приобретенный, чем врожденный. Она может касаться любой сферы деятельности (от еды и сна до мышления и реагирования) и формируется посредством подкрепления и повторения. Когда привычка укрепилась, ее бывает сложно осознать. Между тем, привычки могут мешать достижению целей человека. И чем осознаннее относиться к процессу формирования привычек, замены вредных привычек и развитию полезных, тем человек будет успешнее и счастливее в жизни и работе. Попытаемся доказать эту гипотезу на основе исследования роли привычек в жизни подростков.
Актуальность исследования психологии привычки и роли привычек в жизнедеятельности подростков позволит рассмотреть отрицательные и положительные аспекты привычек в жизнедеятельности подростков, научиться использовать инструменты замены вредных привычек. Цель исследования : изучить сущность и типы привычек, психологию и физиологию возникновения привычек, роль привычек в жизнедеятельности людей, а также методы замены вредных привычек; проанализировать привычки и отношения к ним в кругу сверстников.
Задачи исследования : изучить понятие, типы привычек, механизм их возникновения; рассмотреть роль привычек в жизнедеятельности человека; проанализировать привычки и отношение к ним со стороны сверстников; определить методы замены вредных привычек. Предмет — система привычек подростков и способы их изменений. Объект — является представление и отношение к вредным привычкам у школьников подросткового возраста.
Методы исследования — общенаучные методы и приемы (анализ, классификация и типология, обобщение), а также социологические (опрос на основе анкетирования с последующей систематизацией полученных данных). Гипотеза — школьники подросткового возраста имеют общее представление о роли и характере привычек и у них наблюдается отрицательное отношения к вредным привычкам. Научная новизна связана с необходимостью получения актуальных данных относительно привычек подростков, осведомленности о роли привычек в формировании поведения и достижения целей, владении инструментами развития полезных привычек.
Начнем наше исследование с изучения теории привычек, психологии их возникновения. Привычка — это хорошо усвоенное действие, которое человек повторяет, руководствуясь инстинктами и установками. Проще говоря — это поступки, которые мы совершаем не задумываясь. Считается, что привычные действия помогают разгрузить мозг от рутины, позволяя ему заняться чем-то более важным.
Деятельность коры головного мозга подчинена ряду принципов и законов. Основные из них впервые установлены физиологом И. П. Павловым (1849–1936). В настоящее время некоторые положения павловского учения уточнены и развиты. Устойчивое закрепление определенной последовательности реакций Павлов называл динамическим стереотипом. Более 40 % действий мы совершаем на автомате, под воздействием привычек, не принимая осознанных решений.
За автоматические реакции человека отвечают базальные ядра — образования в центре головного мозга. В начале 1990-х специалисты Массачусетского технологического института предположили, что базальные ядра отвечают в том числе за привычки. Многочисленные лабораторные эксперименты показали, что наши привычки — результат работы механизмов неврологии, направленных на оптимизацию усилий мозга. Базальные ядра, являющиеся частью коры нашего головного мозга, зонально отвечают за формирование привычки. Когда мы приучаем ядра к автоматизму — действия начинают нам нравиться. [4]
Привычка — по сути есть оптимизация работы головного мозга, это перенос действия из осознаваемого в автоматическое для экономии как умственной, так и физической энергии.
Мозг образовывает петли привычек, которые могут запускаться самостоятельно, уже не влияя на осознание, быть автоматическими. У человека есть простая возможность нарабатывать автоматические действия, когда в базальных ядрах мозга формируются специальные нейронные связи, чем чаще вы повторяете петли привычки — тем быстрее эти нейронные связи соединяются между собой, а действие становится простым для человека. Человек при этом не задумывается, механизм включается самостоятельно. И именно поэтому сложно избавиться от негативной привычки — человек ее не осознает, запускается она самостоятельно.
Автор книги «Сила привычки» Чарльз Дахигг провел исследование механизмов работы привычек и описал структуру привычки, которая включает стимул, побуждающий человека совершать привычное действие, само действие и награду. [2]
Различают полезные и вредные привычки. Положительные привычки (например, привычки рационального режима труда, санитарно-гигиенические привычки, привычки культурного поведения в быту и т. д.) оказывают большую помощь в организации личной и общественной жизни человека. Отрицательные привычки (неупорядоченное и небрежное выполнение работы, нарушение норм культурного поведения и т. п.) оказывают противоположное влияние.
Также выделяют группы привычек: профессиональные, поведенческие, пищевые, социальные. В своем исследовании мы изучали такие группы привычек, как привычки самодисциплины и саморазвития, поведения и отношений, пищевые и физические.
Образование привычек начинается в раннем детстве, по мере того как ребенок приучается к самообслуживанию, бережному обращению с игрушками, хранению их в определенном порядке. Большую роль в формировании привычек у детей играет подражание старшим членам семьи и посильное участие в трудовой жизни семьи.
Привычки играют важную роль в формировании устойчивых форм поведения, характеризующих черты личности. Формирование полезных привычек и борьба с вредными, отрицательными привычками составляет одну из важнейших задач воспитания и самовоспитания. Какую бы область жизни мы не затронули: спорт, наука, учеба, работа, бизнес, здоровье и т. д., — везде для успеха требуется формирование у себя соответствующих положительных привычек и отказ от вредных.
Какую же роль привычки играют в жизни подростков? Обратимся к результатам проведенного опроса. Опрос проводился методом анкетирования с последующей систематизацией и интерпретацией данных. Гипотезы исследования формулировались в виде закрытых вопросов с возможностью единственного или множественного выбора. Анкета включала вопросы относительно роли привычек в жизни подростков, возможностей влияния на привычки, инструментов изменения привычек, а также привычек, которые подростки считали вредными и полезными. Привычки были разбиты на группы (привычки в области самодисциплины, отношений и поведения, питания и образа жизни). В опросе приняли участие 35 человек. Возраст опрашиваемых 12–14 лет.
По результатам исследования подавляющее большинство опрошенных (91 %) считает, что от вредных привычек можно избавиться. 6 % опрошенных отрицательно ответили на этот вопрос. И все 100 % опрошенных единодушно отметили, что полезные для себя привычки можно воспитать.
Так можно ли избавиться от отрицательных привычек? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что привычку запускает внешний раздражитель (триггер), затем следует действие (рутина), чтобы получить вознаграждение, укрепляющее связь между триггером и рутиной. Возникает чувство удовлетворения (выделяется дофамин) и мозг запоминает эту связь.
Исследователи говорят о том, чтобы изменить привычку, скорее, чем избавиться от нее. Напоминая себе о сигналах и наградах, можно изменить любую привычку в своей жизни. Оставьте те же триггеры и награды, но подмените процедуру на другую, с похожей наградой.
84,8 % ответивших видят связь между вредными привычками и возможностями достижения важных целей, 88 % отмечают, что полезные привычки позволяют освободить время для достижения важных целей.
52,9 % опрошенных отметили, что борются со своими вредными привычками, но пока безуспешно. В то же время 29,4 % ответивших затрудняются вспомнить конкретные методы, с помощью которых можно изменить вредные привычки и развить полезные. Этот факт свидетельствует о необходимости и актуальности разработки исследуемой темы и повышения осведомленности относительно методов, позволяющих контролировать привычки и развивать их полезные свойства. (рис 1, рис. 2)
Рис. 1. Боретесь ли вы со своими вредными привычками? (составлено автором)
Рис. 2. Есть ли специальные методы, помогающие развить полезные привычки?
По результатам исследования ребята отметили, что полезные привычки позволяют лучше учиться (70,6 %), укрепить здоровье (79,4 %), освободить время для хобби и увлечений (64,7 %), поддерживать порядок (73,5 %).
В области дисциплины опрошенные отметили такие приоритетные привычки, как соблюдение режима сна и отдыха (58,8 %), развитие навыка планирования (67,6 %), не откладывать дела на последний момент (73,5 %), проводить меньше времени в сети (47 %). Такие приоритеты ставят задачу развития инструментов тайм-менеджмента у школьников.
Привычки лениться (78,8 %), опаздывать (30 %), спорить и повышать голос во время спора (36,4 %), грызть ручку или раскачиваться на стуле (42,4 %) опрашиваемые оценили как нежелательные и требующие изменения (рис. 3).
В отношении питания подростки хотели бы развить привычку есть меньше сладкого и больше полезных продуктов (55,9 %).
Рис. 3. Привычки в области поведения и отношений. Какие привычки хотели бы изменить (составлено автором)
Проведенное исследование показало, что подростки мотивированы на развитие полезных привычек (планирования времени, соблюдения оптимального режима дня, правильное питание, корректные отношения с друзьями) и изменение вредных привычек (лениться, опаздывать, проводить много времени в сети, повышать голос в спорах); видят связь между достижением важных жизненных целей и наличием полезных привычек (в частности, полезные привычки позволяют лучше учиться, быть здоровым, поддерживать порядок, освободить время для хобби и увлечений); признают негативное влияние вредных привычек на достижение важных целей и пытаются изменить их деятельно; важной проблемой, требующей преодоления, участники видят лень, попытку отложить дела на последний момент, проведение времени в сети, не соблюдение режима. Таким образом, научная гипотеза, выдвинутая в ходе проведенного исследования, является доказанной.
Исследование выявило необходимость развития у подростков навыков планирования времени и контроля, а также мотивации, силы воли; необходимость осваивать инструменты, помогающих преодолеть негативные привычки.
Для преодоления негативных привычек могут подойти гибкие инструменты планирования [3], метод расстановки приоритетов, метод постепенных шагов, используемые в тайм-менеджменте и способствующие развитию личной эффективности подростков.
Литература:
- Гайз С. Мини-привычки — макси результаты — Альпина Паблишер, 2019.
- Дахигг Ч. Сила привычки.- Карьера Пресс, 2016.
- Как приручить привычки. Внедряем и закрепляем полезные навыки Сборник. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 5 с.
- Нейроны оценивают выгоду от привычки // https://www.nkj.ru/news/26832/ (дата обращения 02.02.2022)