В статье рассказывается о роли воды в жизни растений. Приводятся примеры опытов для выяснения: умеет ли растение пить воду, и зависит ли количество листьев у растения от его потребности в количестве воды.
Ключевые слова: растения, вода, капиллярный эффект.
Явыбрала эту тему, потому что дома у нас много комнатных растений. Я за ними наблюдаю, как они растут, как цветут, увядают. Помогаю маме за ними ухаживать, поливать, пересаживать.
Цель: узнать о роли воды в жизни растений.
Задачи:
- изучить литературу о питании растений;
- определить потребность в воде у растений;
- провести наблюдения и сделать выводы;
- обобщить результаты.
Предположения:
1) если растение не получает воды, то оно погибает;
2) растение «пьёт» воду;
3) чем больше листьев у растений, тем больше ему требуется воды.
Объект исследования: комнатные растения, срезанные цветы, листья растений.
Предмет исследования: вода — необходимое условие для развития растений.
Методы исследования:
- чтение книг, поиск в Интернете
- наблюдение;
- анализ и обобщение результатов.
Из детской энциклопедии «Хочу всё знать» я узнала, что растение на 80 % состоит из воды. Она входит в состав, как самого растения, так его семян и плодов. А ещё вода действует как растворитель для минералов, которые находятся в почве и с поглощением воды из почвы, минералы также поступают в организм растения. Вода, испаряясь через листья, охлаждает растения в жаркие и солнечные дни. Но как только растение перестает получать воду, а вместе с ней питательные вещества, оно начинает увядать. Эту информацию я проверила, наблюдая за своим комнатным растением.
Я выбрала здоровое комнатное растение — цветок Спатифиллум, полила его и разрыхлила почву. Ознакомилась с состоянием растения: цвет листьев насыщенный, сверху и снизу темно-зелёный.
В течение семи дней я наблюдала за комнатным растением. Три дня он находился в своём нормальном состоянии. Через четыре дня растение начало увядать, листья становились жухлыми. Затем на пятый день они стали вянуть. На шестой день они начали склоняться вниз, так как стебель их тоже стал слабым. На седьмой день я полила своё растение, и уже через пару часов после полива оно начало оживать, листочки стали подниматься, и растение приобрело прежний вид.
За время наблюдения я выяснила, что растениям необходима вода, регулярный полив для хорошего роста и развития. Растение начнет постепенно увядать, если не будет получать нужное для жизни количество воды. В первую очередь оно потеряет свою красоту и упругость листьев. После чего растение погибает из-за того, что не поступают вместе с водой питательные вещества. Таким образом, моё предположение, что если растение не получает воду, то оно погибает — подтвердилась.
В сети Интернет я прочитала, что листья, как и корни растения, обладают сосущей силой. Стебли и листья большинства растений имеют капилляры (такие тонкие трубочки), по которым вода поднимается от корней вверх к листьям. Они поглощают воду и питательные вещества с помощью трубочек — сосудов, идут вдоль стебля от корней к листьям, и вода движется снизу вверх. Это называется капиллярный эффект. У всех растений эта система одинакова. Чтобы в этом наглядно убедиться, как поднимается вода, я посмотрела ролик в сети Интернет. И такой же опыт я провела дома.
В нём для эксперимента стаканчики наполнила водой, добавила в них разные пищевые красители: красный, фиолетовый и зелёный. Поместила в стаканы цветки хризантемы с белыми бутонами. Стала наблюдать. Первый результат увидела уже через час: нижние лепестки начали окрашиваться в цвет красителя. А на следующий день все лепестки полностью окрасились в красный, фиолетовый и зелёный цвет. Значит, вода постепенно поднимается по растению вверх, окрашивая его все выше и выше.
Таким образом, мое предположение, что растения «пьют» воду, подтвердилось. Я узнала, что растения обладают некоторыми «волшебными» способностями, которые помогают им жить даже тогда, когда их срезают. Именно этим свойством мы пользуемся, когда составляем букеты из цветов и ставим их вазу с водой. В тоже время, я обратила внимание на то, что даже срезанные растения поглощают большое количество воды. Наблюдая за комнатными растениями, я заметила, что растения с более крупными листьями требуют большего и частого увлажнения почвы, чем те, у которых листьев немного, и они меньше. Поэтому я предположила, что потребность в воде связана с количеством и размером листьев у растений.
Я приготовила два одинаковых срезанных растения — хризантемы, и два стаканчика. Наполнила стаканы одинаковым количеством воды. У одного растения удалила все листья, у другого оставила. Поставила оба растения в стаканчики с водой.
Стала наблюдать за уровнем воды в стаканах. В течение двух дней вода в емкостях стала уменьшаться, это означает, что растения поглощают воду. А так же я заметила, что в стаканах уровень воды немного отличается. В том стакане, где листья были удалены, воды осталось больше.
Значит, моё предположение, что чем больше листьев у растений, тем больше ему требуется воды, подтвердилось.
Проведенная научная работа позволила мне сделать следующие выводы: растению необходим регулярный полив для хорошего роста и развития, иначе оно может погибнуть; растения «пьют» воду, она поднимается по капиллярам снизу вверх; потребность растений в воде зависит от количества и размера листьев.