Важной частью общества и местного самоуправления России стало ТОС — территориальное общественное самоуправление. Граждане получили возможность решать самостоятельно свои жизненно важные проблемы, возникающие в процессе проживания на конкретной территории. Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регламентирует деятельность территориального общественного самоуправления.
Актуальность данной темы состоит в необходимости поиска путей активизации и модернизации системы ТОС.
Цель работы: изучить деятельность территориального общественного самоуправления; провести анализ ТОСов на территории моего села и рассмотреть пути их активизации.
В связи с этим поставлены задачи:
– рассмотреть историю становления и теоретические основы ТОС РФ;
– изучить нормативно-правовую базу ТОС;
– оценить непосредственное влияние ТОС на местное самоуправление;
– разработать рекомендации по активизации деятельности ТОС.
Практическая значимость:Исследование можно использовать в рамках проведения уроков истории и обществознания, права, классных часов.
Работая над исследовательской работой, выяснила, с какой целью создаются ТОСы, их задачи и полномочия. Определила формы участия населения в ТОС, выяснила каковы источники финансирования проектов. Рассмотрев проблемы ТОС в ряде субъектов РФ и проведя опрос жителей села Аношкино, отмечу, что основной проблемой является непонимание сущности ТОС. Тем не менее, председатель Воронежской областной Думы, секретарь регионального отделения партии «Единая Россия» Владимир Нетёсов отметил: «Воронежская область — один из первых регионов, где еще в 2015 году стартовала масштабная работа с ТОС. За прошедшее время нам удалось выстроить эффективную систему организации мероприятий по созданию в муниципальных образованиях комфортной среды с участием органов исполнительной власти, депутатского корпуса Воронежской областной Думы и самих граждан. Благодаря этому сегодня мы имеем уникальные наработки в данном направлении и одну из самых развитых сетей ТОС в стране». В 2018 году в номинации «Лучшая инициатива в области создания механизмов вовлечения гражданского общества в деятельность органов государственной власти» проект по поддержке инициатив ТОС региона признан лучшим в стране. Правительство Воронежской области осуществляет поддержку органов ТОС путем предоставления грантов на реализацию местных инициатив по заявкам ТОСов. Заявки выбираются на конкурсной основе Областным общественным советом по развитию ТОС и Ассоциацией «Совет муниципальных образований Воронежской области».
Органы ТОС наиболее активны и эффективны там, где их работа поддерживается депутатами, работающими на местах и местной властью.
Из беседы с главой Старохворостанского сельского поселения Карайчевым Ю. И. я узнала о деятельности ТОС в моем населенном пункте. Жители села сами определяют актуальную для них проблему, на добровольных принципах самоорганизуются и при необходимости используют собственные инструменты, технику и оборудование. В свою очередь, органы местного самоуправления оказывают содействие в координации участников проекта. ТОСы получают первичную регистрацию, правовую, методическую и материально-техническую помощь. При поддержке органов местного самоуправления ТОСы получают гранты и отчитываются о реализации выделенных средств.
На территории Старохворостанского сельского поселения действует 6 ТОСов. Два из них — в моем селе: ТОСы «Молодежный» и «Сельский». Реализованные проекты по благоустройству территории: д етская игровая площадка (2018 год), благоустройство кладбища (2019 год).
Для активизации деятельности ТОС в селе Аношкино предлагаю:
– усилить информационную работу о деятельности ТОС;
– повысить активность жителей села путем пропаганды преимуществ ТОС;
– шире вовлекать молодежь в ТОС.
Заключение. Территориальное общественное самоуправление является нашей национальной особенностью. Ни в одном западном обществе нет такого института.
Благодаря деятельности ТОС:
– любой житель может заявить о важной для него лично проблеме и принять непосредственное участие в ее решении;
– любой житель может реализовать свой личный потенциал для улучшения качества жизни на своей территории и заслужить тем самым уважение односельчан;
– граждане получают реальные возможности непосредственно участвовать в распределении бюджетных средств.
Литература:
- Конституция РФ 1993 года.
- «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003; самоуправление: проблемы и пути их решения“ С.-Пб. 2000. http://www.tosvrn.ru, https://starohvorost.ru