Следы волшебной сказки в серии книг о Гарри Поттере | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (55) март 2022 г.

Дата публикации: 29.03.2022

Статья просмотрена: 294 раза

Библиографическое описание:

Гольдина, А. С. Следы волшебной сказки в серии книг о Гарри Поттере / А. С. Гольдина, Н. А. Овчинникова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 3.1 (55.1). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/young/archive/55/2922/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассмотрены понятия «сказка» и «литературное произведение», связь литературного произведения с волшебной сказкой, сравниваются персонажи книги Джоан Роулинг с известными сказочными героями.

Ключевые слова: волшебная сказка, литературное произведение, персонаж, Джоан Роулинг, Гарри Поттер.

С миром сказки мы знакомимся в раннем детстве. Малыши любят слушать волшебные истории, а когда учатся читать, сами погружаются в сказочные миры на страницах книг. Когда мы становимся старше, нам начинают нравиться другие произведения: о приключениях и путешествиях, фантастические и основанные на реальных событиях. Но порой на страницах любимой книги можно найти следы тех сказок, которые мы помним из самого детства. Я с удовольствием читаю серию книг о Гарри Поттере английской писательницы Джоан Роулинг. Многие персонажи напоминают героев волшебных сказок — об этом я и хочу рассказать в своей работе.

Книгу «Гарри Поттер и узник Азкабана» я выбрала для анализа по нескольким причинам. Это третья по счёту книга из серии, состоящей из семи произведений о юном волшебнике. В ней читатель уже хорошо знаком с основными персонажами и событиями, но она отличается от первых двух произведений. В книге появляется много волшебных персонажей, а тема борьбы добра и зла становится более активной. На страницах произведения действуют положительные и отрицательные герои — именно их интересно сравнить с героями русской волшебной сказки.

Цель работы: найти отсылки к волшебной сказке в произведениях о Гарри Поттере (на примере книги «Гарри Поттер и узник Азкабана», попытаться проанализировать и понять связь литературного произведения с волшебной сказкой.

Задачи работы.

  1. Прочитать книгу «Гарри Поттер и узник Азкабана», вспомнить содержание двух предыдущих прочитанных книг из этой серии.
  2. Сравнить персонажей книги Джоан Роулинг с известными сказочными героями, найти общее в изображении магического мира у Джоан Роулинг и мира волшебной сказки.
  3. Сделать выводы о присутствии или отсутствии в книгах английской писательницы фольклорных сказочных мотивов и тем.

Гипотеза: в книгах Джоан Роулинг о Гарри Поттере есть сказочное начало, которое роднит их с фольклорными волшебными сказками и их героями.

Методы исследования: чтение и анализ художественной литературы, изучение информации по теме, изучение словарных определений терминов «сказка» и «литературное произведение».

В Толковом словаре Ожегова сказка определяется так: «Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Русские народные сказки.

То есть изначально авторами волшебных сказок выступали выходцы из народа — сказители, монахи, грамотные и образованные люди. Они передавали сказочные истории из поколения в поколение, а уже потом сказки перенесли в книги. Следующий этап развития жанра сказки — появление авторских сказок, когда вымышленную историю создавал конкретный человек. В начальных классах школы ученики читают сказки Пушкина и Лермонтова, также многие с детства знают других писателей-сказочников — например, Владимира Сутеева, Юрия Козлова, Шарля Перро, Ганса Христиана Андерсена и других. Выделяют несколько основных разновидностей сказок: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. Волшебные сказки могут рассказывать о приключениях и испытаниях, в них могут действовать разные герои, но их всегда объединяет присутствие чуда, волшебства. В них помимо обычного реального мира есть мир фантастический, который живет по своим законам. Именно с волшебной сказкой мы будем сравнивать вымышленный мир книг о Гарри Поттере.

Но сначала посмотрим, чем литературное произведение отличается от сказки. Прежде всего, у него, в отличие от народного вымысла, всегда есть автор. Это реальный человек, который жил в определённую эпоху или жив до сих пор. Книги о Гарри Поттере сочинила английская писательница Джоан Роулинг. Идея книг о волшебнике Гарри и мире других магов принадлежит ей как автору, поэтому «Гарри Поттер» — это литературное произведение. Несмотря на то, что литературное произведение создаёт человек, мы можем встречать в книгах знакомые сюжеты, а персонажи могут кого-то напоминать.

В книгах о Гарри Поттере тоже есть собственный мир чудес: его населяют волшебники, многие из которых похожи на обычных людей, и необычные существа. Два мира — мир волшебников и мир людей (в книге — магглов) существуют рядом, но люди об этом не знают, а чародеи легко преодолевают границы этих миров и при желании могут сойти за обычных людей. Так, сам Гарри Поттер в начале книги об узнике Азкабана оказывается в Англии, в доме своих родственников Дурслей (там же он живет в начале первых двух книг). В первых главах книг Гарри перемещается из мира людей в мир волшебников — либо один, либо в сопровождении друзей или наставников. Получается, начало книги «Гарри Поттер и узник Азкабана», где рассказывается о визите в дом Дурслей тетушки, можно сравнить со сказочным «зачином».

Во всей серии книг главным героем выступает Гарри Поттер. В начале мальчик не догадывается о своих способностях к магии: он растёт в приёмной семье, где его обижают и постоянно сравнивают с любимым избалованным сыном Дадли. Гарри не отличается силой или особыми успехами в учёбе: он — абсолютно обычный мальчик. Этим он напоминает героев русских волшебных сказок, которые сначала ничем не выделяются и даже наоборот, постоянно терпят насмешки и унижения. Иван-дурак, Емеля в сказках так же, как и Гарри, поначалу не выделяются ничем. В то же время яркая особенность внешности Гарри — шрам на лбу, оставленный Воландемортом, — тоже роднит его с персонажами сказок. По этому шраму Гарри узнают многие представители волшебного мира, это его знак отличия. Для сравнения можно вспомнить сказочные описания персонажей с магической силой «А во лбу звезда горит» или «Во лбу солнце, на затылке месяц» (в описании детей Ивана-царевича в одной из сказок).

Как герой волшебной сказки, Гарри Поттер со временем развивает свое мастерство, становится настоящим волшебником, находит в себе талант и силу. Все это нужно ему, чтобы сразиться с главным злодеем книги — Воландемортом. Воплощение темных сил, злой маг Воландеморт в книге обретает бессмертие, как сказочный Кощей. Он — главный враг Гарри и всех добрых волшебников. И, как у Кощея, его жизненные силы хорошо спрятаны: только Кощей хранит свою жизнь в игле, а Воландеморт разделяет свою душу на несколько кусочков и хранит их в разных местах — например, в змее, его главной помощнице.

Однако не только Гарри противостоит главному злому волшебнику. В этой борьбе с тьмой мальчик сменяет одного из своих учителей — профессора Альбуса Дамблдора. В книгах он изображается как типичный для волшебных сказок маг и колдун: старец с седой головой, в очках и длинном плаще. Для Гарри, как и для героя волшебной сказки, он выполняет роль учителя, который передаёт свой опыт.

В волшебных сказках главному герою часто помогает Василиса Премудрая. Она знает то, чего не знают обычные люди, и без неё победа над злом была бы невозможна. Василиса приходит на помощь, когда главный герой в беде. Такую же роль в книгах о Гарри Поттере выполняет его подруга Гермиона Грейнджер. Она самая умная девочка в классе Гарри и одна из самых талантливых волшебниц, как говорят о ней преподаватели. Как и у Василисы, у Гермионы есть волшебные предметы, которые помогают ей в любых случаях. Например, безразмерная сумка, куда можно положить все, что захочется.

В роли чудесных помощников могут выступать и неодушевленные предметы, наделённые магической силой. Такое встречается и в сказках, и на страницах «Гарри Поттера». В русских сказках на метле перемещается Баба Яга, а герои Джоан Роулинг летают на мётлах во время спортивных соревнований по квиддичу. В русских сказках есть шапка-невидимка, а Гарри Поттер становится владельцем мантии-невидимки, которая достаётся ему от отца-волшебника. Когда ученики школы Хогвартс собираются на праздничный ужин, угощение появляется на столе само собой — как на скатерти-самобранке в сказках.

Конечно, между персонажами «Гарри Поттера» и героями волшебных сказок много отличий. И важное отличие состоит в том, что каждый персонаж книги гораздо сложнее сказочного героя. В сказке каждый обладает одной яркой чертой: добро, зло, простодушие, хитрость, мудрость. В современных книгах Джоан Роулинг все сложнее. Например, Гермиона Грейнджер — не просто умная «всезнайка». Она может нарушить правила, обмануть ради общей цели, не задумываясь рискнуть жизнью. Каждый персонаж оказывается сложнее, чем в сказке.

В процессе чтения книги «Гарри Поттер и узник Азкабана», а также знакомства с двумя предыдущими книгами серии удалось найти следующие признаки волшебной сказки.

  1. Персонажи существуют в двух мирах: человеческом и волшебном. Преодолевать границы могут только персонажи, наделённые магической силой.
  2. Внешний вид и некоторые черты характера центральных персонажей роднят их с героями волшебных сказок.
  3. Персонажам помогают волшебные предметы, одушевлённые помощники, заклинания и снадобья.

Однажды английская писательница Джоан Роулинг сказала: «Истории, которые нравятся нам больше всего, живут в нас вечно». Эту цитату вполне можно отнести к волшебным сказкам: после знакомства в раннем детстве мы вновь встречаемся с ними в начальной школе, а затем и в более старшем возрасте. Сказочные сюжеты можно увидеть в книгах и фильмах, на выставках и в спектаклях. Именно они живут в памяти людей вечно. А еще как-то Роулинг заметила: «Это очень важно — помнить, что в каждом из нас есть магия». Это очень теплая мысль: чудеса вокруг нас, и если в них верить — они могут произойти с каждым. За это ощущение чуда я люблю волшебные сказки и книги о Гарри Поттере!

Литература:

  1. Роулинг Дж. К. «Гарри Поттер и узник Азкабана». — М.: Росмэн, 2010.
  2. Роулинг Дж. К. «Гарри Поттер и философский камень». — М.: Росмэн, 2010.
  3. Роулинг Дж. К. «Гарри Поттер и тайная комната». — М.: Росмэн, 2010.
  4. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой / https://gufo.me/dict/ozhegov


Похожие статьи

Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок с современными изобретениями

Статья посвящена проведению сравнительного анализа между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями, проведена аналогия волшебных диковинок, помогающих герою и облегчающих его существование, с техникой, используемой современным чел...

Особенности перевода предсказаний в романах фэнтези

Данная статья посвящена особенностям перевода предсказаний в англоязычных романах фэнтези, популярность которых значительно возросла в последнее время. Хронологические рамки: 1950 — настоящее время. Автор рассматривает понятие профетических текстов и...

Сверхъестественное в балладах Роберта Саути

Цель работы заключается в анализе сверхъестественного в балладах Роберта Саути, которое воплощается в конкретных образах. Это могут быть вполне ожидаемые образы дьявола и демона, но также могут быть образы рек и озёр. Проанализирован мотив расплаты п...

Жанровое своеобразие «Книг джунглей»

В статье широко рассмотрена жанровая своеобразность в творчестве Редьярда Киплинга, а именно в произведениях «Книги Джунглей» и «Сказки просто так» Указано, как автор сначала на лексическом, а потом на идейном ровнях воплощает в творимой реальности с...

Парадоксы сказочного творчества братьев Гримм

Статья посвящена всемирно известному сборнику немецких «Детских и семейных сказок» братьев Гримм и связанным с ним парадоксам. Автор рассматривает ряд вопросов: происхождение сказок, цель их создания, а также являются ли сказки братьев Гримм народным...

«Маленький человек» в русской и немецкой литературе

В статье рассматривается тема «маленького человека» в произведениях русской и немецкой литературы. Приведены исторические факты, которые повлияли на появление данной темы в литературе обеих стран.

Компаративный анализ романа «Мэри Райли» и повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»

В статье авторы сравнивают готический роман «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» и его параллельный роман «Мэри Райли».

Особенности современной детской сказки (на примере произведения Л. Петрушевской «Отец»)

В статье автор обращает внимание на творчество Л. Петрушевской, подчеркивает его особенности и своеобразие. Анализируется сказка «Отец».

Возникновение и развитие литературного жанра ужасы

В статье рассматривается возникновение литературного жанра ужасы и влияние творчества Эдгара Аллана По и Говарда Филлипса Лавкрафта на него. Также анализируются основные образы и мотивы произведений, ставшие ключевыми для данного жанра.

Образы героев в романах Энн Бронте

В статье авторы пытаются проанализировать образы героев в романах «Агнес Грей» и «Незнакомка из Уайллфелл-холла» Энн Бронте.

Похожие статьи

Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок с современными изобретениями

Статья посвящена проведению сравнительного анализа между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями, проведена аналогия волшебных диковинок, помогающих герою и облегчающих его существование, с техникой, используемой современным чел...

Особенности перевода предсказаний в романах фэнтези

Данная статья посвящена особенностям перевода предсказаний в англоязычных романах фэнтези, популярность которых значительно возросла в последнее время. Хронологические рамки: 1950 — настоящее время. Автор рассматривает понятие профетических текстов и...

Сверхъестественное в балладах Роберта Саути

Цель работы заключается в анализе сверхъестественного в балладах Роберта Саути, которое воплощается в конкретных образах. Это могут быть вполне ожидаемые образы дьявола и демона, но также могут быть образы рек и озёр. Проанализирован мотив расплаты п...

Жанровое своеобразие «Книг джунглей»

В статье широко рассмотрена жанровая своеобразность в творчестве Редьярда Киплинга, а именно в произведениях «Книги Джунглей» и «Сказки просто так» Указано, как автор сначала на лексическом, а потом на идейном ровнях воплощает в творимой реальности с...

Парадоксы сказочного творчества братьев Гримм

Статья посвящена всемирно известному сборнику немецких «Детских и семейных сказок» братьев Гримм и связанным с ним парадоксам. Автор рассматривает ряд вопросов: происхождение сказок, цель их создания, а также являются ли сказки братьев Гримм народным...

«Маленький человек» в русской и немецкой литературе

В статье рассматривается тема «маленького человека» в произведениях русской и немецкой литературы. Приведены исторические факты, которые повлияли на появление данной темы в литературе обеих стран.

Компаративный анализ романа «Мэри Райли» и повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»

В статье авторы сравнивают готический роман «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» и его параллельный роман «Мэри Райли».

Особенности современной детской сказки (на примере произведения Л. Петрушевской «Отец»)

В статье автор обращает внимание на творчество Л. Петрушевской, подчеркивает его особенности и своеобразие. Анализируется сказка «Отец».

Возникновение и развитие литературного жанра ужасы

В статье рассматривается возникновение литературного жанра ужасы и влияние творчества Эдгара Аллана По и Говарда Филлипса Лавкрафта на него. Также анализируются основные образы и мотивы произведений, ставшие ключевыми для данного жанра.

Образы героев в романах Энн Бронте

В статье авторы пытаются проанализировать образы героев в романах «Агнес Грей» и «Незнакомка из Уайллфелл-холла» Энн Бронте.

Задать вопрос