В статье рассматриваются основные принципы духовно-нравственного воспитания в традиционной православной семье; исследуется степень соблюдения основных православных традиций в современных православных семьях, а также уровень знания великих православных праздников у школьников.
Ключевые слова: традиционный православный уклад, обычаи, традиции, духовно-нравственное воспитание, православная культура, православные праздники.
С давних времен семья является убежищем для человека, тем местом, где каждый с самого рождения впитывает основы своей родной культуры, ее обычаев и нравственных устоев. Семья — это центр, который не просто воспитывает человека, но и взращивает в его душе вечные ценности добра, красоты, разумности и любви.
В традиционной православной семье воспитанию детей всегда уделялось особое внимание. Родители стремились привить им все необходимые качества: благочестивость, доброту и любовь к ближнему, трудолюбие.
В настоящее время остро стоит проблема семьи и воспитания. Современная семья не выполняет своей задачи: передачи подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций, утрачена преемственность с прошлым, нарушены связи между поколениями.
В традиционной православной семье духовно-нравственное воспитание основывалось на принципах иерархии отношений. Обязанности всех членов семьи были четко распределены. Отношения в семье строились на взаимоуважении и заботе друг о друге. Родительское благословение считалось самым большим наследством, которое родители оставляли своим детям, поэтому дети должны были позаботиться, как его получить.
С самого младенческого возраста ребенка учили познавать мир. Об этом говорит большое количество дошедших до наших дней колыбельных, песенок, потешек и сказок, которые радовали, волновали и поучали не одно поколение детей и до сих пор не утратили своей мудрости и очарования. Из этих замечательных произведений русского фольклора маленький ребенок узнавал о явлениях природы, о временных циклах, о животных, о добре и зле, о дружбе и труде. Эти первые уроки жизни, которые преподавались заботливыми близкими в доходчивой и увлекательной форме, ненавязчиво и прочно входили в сознание ребенка.
По мере взросления ребенок приобщался к семейным молитвам в доме, к исповеди и молитвам в храме.
Неотъемлемую часть духовного воспитания в православной семье составлял труд. Еще в древние времена существовала определенная последовательность приобщения детей и подростков к трудовой деятельности в разных областях домашнего хозяйства. Традиции складывались в течение длительного периода времени и зависели от особенностей расположения конкретной местности и преобладающих в ней видов хозяйственной деятельности.
Включение детей и подростков в различные промысловые занятия происходило в соответствии с возрастом, постепенно, под наблюдением взрослых. Начиналось это, как правило, с игр, которые позже переходили в полуигру — полузанятие. Дети еще в раннем возрасте, играя в поле, у реки, на лугу, наблюдали, как трудятся взрослые члены их семей, соседи, односельчане. И нередко эти наблюдения сопровождались ценными советами и направленными указаниями.
Следующим этапом было вовлечение ребенка в трудовой процесс на определенном облегченном участке под руководством взрослого.
И лишь затем процесс заканчивался самостоятельной деятельностью, к которой ребенок допускался уже в подростковом возрасте.
Помимо вышеизложенного, духовно-нравственное воспитание всегда предполагало использование различных форм совместной деятельности.
Во-первых, обязательной являлась совместная семейная трапеза. Во время общего семейного застолья укрепляются важнейшие связи между членами семьи. Традиция принимать пищу совместно учит детей общаться, слушать и слышать друг друга. Ребенок учится за столом хорошему поведению и манерам.
Во-вторых, не менее эффективным способом воспитания являлось совместное приготовление пищи. Это командная работа, где каждый вносил свою посильную лепту в общее дело. Когда-то всеобщее дело на кухне воспринималось как торжественный семейный ритуал, а не просто скучные домашние хлопоты.
Третьей формой совместной деятельности являлся совместный с детьми досуг, включая чтение вслух. Совместный отдых и обучение ребенка рукоделию и ремеслам давали еще одну возможность беседовать, рассуждать о важном. Существовала традиция обсуждения событий прожитого дня, впечатлений от увиденного и услышанного. Назидательное чтение вслух в кругу семьи позволяло поднять и обсудить нравственные вопросы, способствовало формированию у ребенка правильной жизненной позиции. Благодаря этому ребенку прививался вкус к хорошей литературе, развивались внимание, память, воображение и чувство юмора.
Большое значение в рамках духовно-нравственного воспитания всегда имело составление родословной. Создание родового дерева, знание своих корней помогали и взрослым, и детям формировать себя как личность, осознавать свое место в мире, совершенствовать свои собственные черты характера и чувствовать ответственность перед прошлыми и будущими поколениями.
В традиционной православной культуре семейное воспитание было направлено на формирование у ребенка таких качеств, как трудолюбие, бодрость и прилежность. «Молодой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, как маятник в часах». [1, с.241] Прививалось желание учиться и молиться: В детях воспитывались учтивость и смирение, старательность, ответственность и добродетель.
Жизнь и духовно-нравственное воспитание в православной семье исторически неразрывно были связаны с годовым кругом традиционных праздников, которые являлись неотъемлемой частью православного семейного уклада.
Еще в древности основные праздники были приурочены к циклам природы и освящали трудовую жизнь народа. На фоне постоянно повторяющихся циклов природы сложился годовой круг вечно повторяющихся церковных праздников. Причем церковный год начинался с сентября, так как празднование начала года было приурочено к концу сельскохозяйственных работ.
В православии насчитывается двенадцать самых значимых событий церковного календаря — это двенадцать великих праздников, которые называются «двунадесятыми”.
В нашем исследовании мы попытались выяснить, насколько школьники знают православные праздники, и соблюдаются ли в их семьях основные традиции православного воспитания. Для этого ученикам 4-ых классов было предложено выполнить ряд заданий. В опросе приняло участие 57 человек.
На основе результатов выполнения предложенных заданий мы определили степень соблюдения основных православных традиций в семьях учащихся (рис. 1), а также уровень знания великих православных праздников у школьников (рис. 2).
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в современных семьях некоторые православные традиции, в том числе традиции отмечать православные праздники обесцениваются. Люди забывают обычаи, которые представляют большую ценность в процессе воспитания и формирования мировоззрения ребенка.
Рис. 1. Изучение соблюдения православных традиций в современных семьях
Рис. 2. Исследование знания школьниками великих православных праздников
В современной России многие традиции православного семейного уклада забыты и нуждаются в возрождении. Преемственность семейных традиций, культуры семейного воспитания, безусловно, способна укрепить родственные связи и соборность общества в целом.
Литература:
- Домострой. Юности честное зерцало. — М.: «ДАРЪ», 2007.
- Панасенко Т. Православные традиции и обряды. — М.: Фолио, 2009.
- Православные обряды: священные обычаи и христианские правила: православный месяцеслов на все времена / Ю. Сергиенко. — М.: РИПОЛ классик, 2005.