Проблема: нормы ударения литературного языка нарушаются людьми из-за их незнания, и потому, что школа и семья не придают должного значения правильности произношения слов.
Цель исследования: формировать потребность «говорить правильно», соблюдая акцентологические нормы.
Объект исследования: культура речи учащихся школы, членов их семей.
Гипотеза исследования: уровень культуры речи учащихся повысится, если активно включать их в изучение норм литературного языка, прививать навык пользования различными словарями.
Задачи исследования: выявить типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи; определить пути повышения культуры речи; способствовать активному включению в изучение норм литературного языка; создать памятки «Орфоэпический и акцентологический минимум».
Этапы работы над проектом:
1) Изучение литературы по данной проблеме.
2) Составление карточек со словами для тест-опроса, распределение их по группам (части речи).
3) Социальное исследование (тест-опросы среди учащихся школы, знакомых, в семье, составление диаграмм).
4) Обобщение исследований.
5) Составление памятки «Акцентологический минимум», проведение акции «Говори правильно!».
6) Презентация. Защита проекта.
1 этап — изучение литературы (Специфика русского ударения) — разноместность (ударение в русском языке может быть на любом слоге);
— подвижность (ударение может менять свое место в разных формах одного слова: начАть, нАчал, началА);
— ударение может меняться с течением времени: раньше называли твОрог, а теперь творОг;
— иногда существует несколько вариантов произношения одного и того же слова: занялсЯ — основной вариант, занЯлся — дополнительный литературный вариант, зАнялся — употребляется в просторечии;
— постановка ударения зависит от значения слова: развитОй язык, рАзвитый человек;
— не принято ставить знак ударения над буквой Ё;
— некоторые слова в разных словарях имеют разное значение.
2 этап – социологическое исследование (наблюдение за речью среди учащихся нашей школы, их родителей) Образование падежных форм имён существительных вызывает наибольшее затруднение у учащихся. Это связано с тем, что нет определённых правил для запоминания написания окончаний имён существительных в И. п. и Р. п. множественного числа. Учащимся были даны карточки.
Напиши в форме И. п. множественного числа и поставь ударение.
Торт, герб, адрес, шофёр, трактор, слесарь, столяр, директор, доктор, договор
Образуй форму Р. п. множественного числа.
Абрикос, лимон, мандарин, помидор, баклажан, дыня, слива, яблоко, ананас.
Результат социологического исследования: учащиеся допускают большое количество орфоэпических ошибок в словах: договоры, столяры, гербы, торты, неправильно образуют форму мн.ч. Р.п. в словах мандарин, дыня, помидор.
Пути повышения уровня речевой культуры
1) Выпустить небольшой стенд о результатах и показать, как правильно употребляются эти слова, т. е. провести небольшую акцию «Говорите правильно».
2) Составить памятку «Орфоэпический и акцентологический минимум»
Заключение
Нарушение норм литературного языка — одна из проблем разговорной речи. Часто неправильно произнесённые слова в повседневной речи мы слышим не только у школьников, но и у взрослых людей. В процессе работы над проектом я попыталась повысить уровень культуры речи учащихся нашей школы и речи окружающих нас людей.
Высокий уровень речевой культуры — неотъемлемая часть современного человека. Следует не допускать ошибок в произношении и активно изучать нормы литературного языка и постоянно обращаться к различным словарям русского языка.