Цель работы — выявить предпочтения учащихся нашей школы при создании никнеймов. Для достижения цели и задач были использованы следующие методы: 1) теоретические методы исследования; 2) экспериментальные социолингвистические методы исследования: метод сплошной выборки, анкетирование, статистические методы обработки информации; 3) описательный метод. 10 марта 2021 года из социальной сети Инстаграм Дульдургинской средней школы № 2 методом сплошной выборки отобрано 100 никнеймов, произведена их смысловая классификация. Большинство учащихся СОШ № 2 отдают предпочтение никнеймам, созданным из собственных имен и фамилий (62 % респондентов), чуть меньше затем по убывающей группа с самооценочными никами — 15 %, ники, отражающие психоэмоциональное состояние — 9 %, нейтральные ники — 7 %, ники, сообщающие о цели общения — 3 %, ники, созданные на основе имен известных людей или любимых героев — 1 %, ники, созданные на основе названий городов —1 %, ники-профессии — 1 %, ники, созданные из названий животных и растений — 1 %.
Проведенное нами исследование показало, что идеальным никнеймом для многих учащихся СОШ № 2 оказался бы ник, созданный из собственного имени или фамилии; состоящий из нескольких слов (слов и цифр); написанный кириллицей и латиницей с использованием символов; выбранный по причине того, что данное слов просто нравится. Пофантазируем и приведем пример такого никнейма: ☻Lizi_Bazarova☻.
Классификация никнеймов будет полезна юным читателям, учителям и всем тем, кто интересуется русским языком, его развитием.
Ключевые слова: никнейм, смысловая классификация, социальные сети, онлайн-коммуникация, репрезентивность, лингвистические средства языка.
Введение
Наряду с именем собственным появляются никнеймы, которые используются в виртуальном коммуникативном пространстве. Сетевое имя выбирает сам человек. С его помощью он представляет себя в сети таким, каким он является на самом деле или хочет показаться.
Никне́йм (ник, nickname) — псевдоним, использующийся им для самопрезентации человека в виртуальном обществе. Проблему никнеймов изучают ученые Балкунова А. С. Рянская Э. М., Косякова Я. С., Москальчик А. А., Яковлюк А. А. и другие. Ученые относят их к новым единицам, к искусственной ономастике, вторичному наименованию, которые служат для идентификации пользователя сети. Статус никмеймов в науке пока еще окончательно не определен, так как это достаточно новое понятие в лингвистике.
Нам стало интересно, какие никнеймы используют учащиеся из нашей школы, а также то, что повлияло на выбор виртуальных псевдонимов.
Цель исследования — проанализировать никнеймы и выявить предпочтения школьников при создании никнеймов.
В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи :
1) изучить теоретический материал о никнейме;
2) разработать вопросы для анкетирования и провести его среди учащихся 5–11 классов;
3) проанализировать и классифицировать собранный речевой материал (никнеймы);
Объект исследования: никнеймы — сетевые имена.
Предмет исследования: способы создания никнеймов учащихся Дульдургинской средней школы № 2.
Гипотеза исследования: никнейм пользователя создается с целью языковой репрезентации личности в виртуальном коммуникативном общении. Отсюда актуальной оказывается тема исследования «Никнеймы в виртуальной жизни учащихся Дульдургинской средней школы № 2».
Для достижения цели и задач были использованы следующие методы :
1) Теоретические методы исследования: теоретический анализ литературных источников.
2) Экспериментальные социолингвистические методы исследования: метод сплошной выборки, анкетирование, статистические методы обработки информации.
3) Описательный метод.
Основное содержание
Глава I. Понятие о никнейме
В целях нашего исследования мы должны рассмотреть лексические значения понятий «никнейм», «псевдоним», «прозвище» и «кличка». Для этого обратимся к словарям. Никнейм в Российском гуманитарном энциклопедическом словаре: « Никне́йм ( никнэ́йм, ник ; англ. nickname /ˈnɪkneɪm/ —первоначально «кличка», «прозвище»; также сетевое имя, псевдоним, используемый пользователем в Интернете , обычно в местах общения (в чате, форуме, блоге)» [1]. Москальчук А. А. подчеркивает, что «никнейм может выбираться для того, чтобы скрыться или показать, каким человек хочет себя видеть и каким хочет казаться другим» [2, с. 246].
«Псевдоним (от греч. ψευ̃δος — ложь и ὄνομα — имя) — вымышленное имя, которое автор произведения (или исполнитель) использует вместо своего настоящего имени. Два основных мотива — стремление автора сохранить анонимность и желание сохранить анонимность и привлечь желание публики более пригодным для этого именем. В первом случае автор стремится скрыть свою причастность к произведению, во втором, напротив, добиться максимальной огласки. Иногда столь противоположные мотивы сочетаются» [1]. Если рассмотреть псевдонимы с точки зрения функционирования их в русском языке, то они близки официальным именам, имеют юридический статус.
Прозвище в Толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой определяется как «название, даваемое человеку по какой-нибудь характерной черте, свойству» [3, с. 600].
«Кличка — конспиративное или шутливое, насмешливое прозвище» [3, с. 272].
Главное отличие псевдонима от прозвища и клички — это его самононимация. Таким образом, никнейм как псевдоним может выбираться или создаваться человеком.
Существуют различные классификации никнеймов, однако среди пользователей Интернета чаще других встречаются две: по принципу номинации и по структуре. Рассмотрим подробнее каждую из этих классификаций.
Существуют разные классификации никнеймов. Мы придерживаемся теории ученых Балкуновой А. С., Рянской Э. М., Москальчука А. А., которые выделяют 7 условных групп [2], [4], [5]. См. таблицу 1.
Таблица 1
Классификация никнеймов по принципу номинации.
Наименование группы никнеймов |
Никнейм |
Имя |
karina_ivanova |
Геймерские никнеймы: |
Леголасы, Дюки VS. |
Ники, связанные с душевными переживаниями |
Vechnaya radost, Мra4ny chel |
Ники в урбанистическом стиле |
Kot Matroskin |
Ники-однодневки |
Аrkoim, Тraif |
Переходный возраст |
Devo4ka SurpIz |
Ассоциативные ники |
АgEnT 007, Druzhok |
Определим способы создания никнеймов учащихся Дульдургинской средней школы № 2. Нужно отметить, что многие пользователи пытаются самовыразиться через графику. Приведем примеры из школьного Инстаграм. Здесь же можно отметить следующие приемы:
А) использование различной высоты букв: Svetlana_ts27.
Б) использование букв латинского алфавита: koroleva_005.
В) смешение алфавитов: GRAFъ DaBaeff.
Г) использование различных символов и цифр:Б_|_|кА, ZiNO4ka.
Д) нарушение орфографии: ЛэДigaga.
Классификация никнеймов по структуре А . Н . Мифтаховой, Цзен Цзыхе [4] :
1) Ники, состоящие из одного слова: Ganster.
2) Ники, состоящие из нескольких слов: aleks_chernov.
Очень часто наблюдается соединение в одном никнейме различных графических средств выражения: Маsha4/{A.
Вывод: Таким образом, в виртуальной жизни никнейм — это псевдоним, образ, социальный код, маска, создаваемый человеком с помощью знаковых символов с целью подчеркнуть свои достоинства, скрыть недостатки, показать себя с идеальной стороны свои творческие возможности, т. е. провести языковую репрезентацию с помощью слов конкретной семантики. Выбор никнейма целиком определяется уровнем образованности, культуры человека и целью, а также фантазией пользователя.
Практическая часть
Глава II. Анкетирование учащихся СОШ № 2 и анализ полученных данных
Анкетирование проводилось 10 марта 2021 г. среди учащихся 5–11 классов Дульдургинской средней школы № 2. Было опрошено 100 человек, подписанных на Инстаграм нашей школы _s.chool2 [8].
Для проведения анкетирования нами были разработаны вопросы.
По результатам анкетирования составлены несколько классификаций никнеймов. У нас получилось 4 классификации никнеймов: 1) по номинации; 2) по структуре; 3) по написанию; 4) по цели использования.
В виртуальном сообществе школы преобладают никнеймы, созданные из собственных имен и фамилий — 62 %, затем по убывающей идет группа с самооценочными никнеймами — 15 %, далее никнеймы, отражающие психическое и эмоциональное состояние человека — 9 %, нейтральные никнеймы — 7 %, никнеймы, сообщающие о цели общения — 3 %, никнеймы, созданные на основе имен и фамилий известных людей или любимых героев — 1 %, никнеймы, созданные на основе названий городов — 1 %, никнеймы, обозначающие профессии (виды деятельности) — 1 %, никнеймы, созданные из названий животных и растений — 1 %. Никнеймы и их классификацию по номинации см. в таблице 2.
Таблица 2
Классификация никнеймов по номинации
Группы никнеймов по номинации |
Никнеймы |
Количество |
|
|
bazarovaaa, koroleva_005, tarasovn15, nad.btv, tsy.rima, dokov_timyr, oleg_namsaraev, Valeria Zadorozhaa, g_alina_b, amina_ lanova, sara_bolotova, maevaanastasiia_, galova.t, bula_radnaev, elizaveta.8393, lanovoleg_, sergei_somoev, _rabdanova.a, aurovvvvaa_, _aLLa d_orzievva_, _bazarov_igor,_ andreeva04, karina_ivanova,_ mulnikova212, aliona.6983, a.l.e.n.a_8888, _firsova_yana, alia.aurova, _i_lysenko, semennnn_h, porshevnikovignat, kirilliurchenko, elisaveta.8393, 3919elvira, marika_bud, olgapavlovliuchenko, anasta_si_z220, mylnikoвa_v, anastasia18yu, ts.aleksandra, lyudaa.smm, _irina_danzh, aleks_chernov, _ava_diana, chistokhin.dmitrii, _a_n_d_r_e, _elena078, elena_e75, elenapopopvaaa048, Svetlana_ts27, liudmila.dorzhieva, vikaaaaa06, bazarowa.19, arinka.d, b_vladimirovna, andreeva04_, tu_mary_gf, zimina1687, bagrova_nv_chemistry, pantuhina_2006, saenko_k, asharova2610. |
62 |
62 % |
|
r@mZes. |
1 |
1 % |
|
Tokyo.063. |
1 |
1 % |
|
tiger.er. |
1 |
1 % |
|
ganster |
1 |
1 % |
|
mOnstr1k_18, mmfwuka, tvoi_medlenniy_yad, ayshaaaaaaaaaaaaaa, vikaaaaa, mizhikkki, oiuuuuuuu, black_dad, daseeeeeees, radost_1. |
9 |
9 % |
|
сhampion11111111111, kubduud, big_brother, aldarmen4ik, mistic chelovek, agun_hubuun, basagashka.03, na_stya bulochka, pechalka11.12. |
15 |
15 % |
|
gey.gey. gey01, shalunia_1, fake.akk0123. |
3 |
3 % |
|
wei_d, _281020202020, _.ff.ff._.ff._, _66766._, tropin.z, s.i.b.04, xqwzii3 |
7 |
7 % |
Определим способы создания никнеймов учащихся Дульдургинской средней школы № 2. Нужно отметить, что многие пользователи пытаются самовыразиться через графику. Приведем примеры из школьного Инстаграм. Здесь же можно отметить следующие приемы:
А) использование различной высоты букв: Svetlana_ts27.
Б) использование букв латинского алфавита: koroleva_005.
В) смешение алфавитов: mylnikoвa_v.
Г) использование различных символов и цифр:Б_|_|кА, ZiNO4ka.
Д) нарушение орфографии: ЛэДigaga.
Данные диаграммы показывают, что в школьном Инстаграме учащиеся создают никнеймы из собственных русских и бурятских фамилий и имен — 62 %, в них больше официальности. Это говорит о том, что человек остается самим собой, под своим именем заходит в чаты, не пытается скрыться за маской, ему хочется, чтоб этот никнейм ассоциировали именно с ним [6]. Есть еще одна причина такого поведения — лень выдумывать себе оригинальный никнейм.
Данные диаграммы показывают, что в школьном Инстаграме учащиеся создают никнеймы из собственных фамилий и имен — 62 %, в них больше официальности. Это говорит о том, что человек остается самим собой, под своим именем заходит в чаты, не пытается скрыться за маской, ему хочется, чтоб никнейм ассоциировали именно с ним.
- Классификация никнеймов по структуре
- Никнеймы, состоящие из одного слова (монокомпонентные) — 13 %.
- Никнеймы, состоящие из нескольких слов, слов и цифр (многокомпонентные) — 87 %. Cм. Приложение 2. с. 11. Ученые выделяют однокомпонентные и монокомпонентные никнеймы [7]. Выбор никнеймов, состоящих из одного слова, школьники объяснили экономией языковых средств, а из двух и более — желанием представить свое полное имя, запомниться, выделиться. См. приложение 2. С. 11.
- Классификация никнеймов по написанию
- Никнеймы, созданные с использованием кириллицы — 0 %.
- Никнеймы, созданные с использованием латиницы — 16 %.
- Никнеймы, созданные с использованием кириллицы/латиницы и различных символов и цифр — 84 %. См. Диаграмму в приложение 3. с. 12.
Анализ показывает, что превалируют никнеймы, созданные с использованием латиницы — 51 %, потому что по условиям сетевого поведения все никнеймы должны начинаться с латиницы, а также можно использовать символы и цифры.
- Классификация никнеймов по цели использования
Итак, анализ анкетирования по цели использования позволил выявить такие моменты, когда они помогают школьнику, по их мнению, остаться неузнанным — 5 %. Он предпочитает остаться за маской, скрыть свое истинное имя. Причины у школьников разные: неблагозвучное имя, лень выдумывать, указать на вид деятельности, исторического деятеля, отразить свое психоэмоциональное состояние, стремление выделиться и выбрать модный никнейм. Например: tiger.er.
С помощью представленных выше классификаций нами были проанализированы полученные при анкетировании учащихся данные. На их основе можно сделать следующие выводы:
- Большинство учащихся СОШ № 2 отдают предпочтение никнеймам, созданным из собственных имен и фамилий (62 % респондентов), далее по убывающей группа с самооценочными никами — 15 %, никнеймы, отражающие психоэмоциональное состояние человека — 9 %, нейтральные — 7 %, никнеймы, сообщающие о цели общения -3 %, никнеймы, созданные на основе имен и фамилий известных людей или любимых героев -1 %, никнеймы, созданные на основе названий городов-1 %, никнеймы — профессии (виды деятельности) -1 %, никнеймы, созданные из названий животных и растений — 1 %.
- Большая часть учащихся (84 %) предпочитает никнеймы, состоящие из нескольких слов (слов и цифр), а остальные школьники (16 %) — никнеймы, состоящие из одного слова. При этом 86 % респондентов при написании никнейма используют сочетание букв из кириллицы и латиницы с различными символами или цифрами. 0 % учащихся отдают предпочтение никнеймам, написанным только кириллицей, а 13 % — только латиницей.
2 % респондентов выбрали тот или иной никнейм просто так или в связи с тем, что им данное слово нравится. 9 % школьников утверждают, что никнейм отражает их внутренний мир. 1 % респондентов с помощью никнейма решили указать на или хобби, 1 % — на имя любимого героя (артиста). 67 % учащихся захотели показать вариант имени/фамилии или скрыть настоящее имя. 5 % школьников используют никнейм, чтобы остаться неизвестными для других и 14 % — чтобы быть модными (популярными).
Таким образом, мы выяснили, что никнеймы характеризуются индивидуальностью, мотивированностью, самономинацией, определенностью, самоиндентификацией, они в большинстве своем содержат сложные никнеймы, выявлено желание выделиться (86 %) и они «служат для языковой репрезентации личности» с помощью слов определенной семантики [8].
З аключение
В сети для виртуального общения необходим никнейм. Никнейм — это своеобразная языковая самопрезентация, предъявляемая виртуальному обществу с помощью слов определенной семантики, также различных символов и цифр, поэтому при его создании необходимо его тщательно продумывать. Всё зависит от индивидуальных особенностей человека, его интеллекта, целей, фантазии и чувства юмора.
- В данном исследовании обобщены теоретические представления о никнейме, его месте в системе языка как явлении искусственной номинации, уточнены его структурно-графические, орфографические, словообразовательные, морфологические, лексические, эмоционально-экспрессивные, функционально-стилевые, психолингвистические особенности.
- Дифференцированы понятия «никнейм», «псевдоним», «прозвище» и «кличка».
Мы выяснили, что создавать никнейм пользователь может с помощью различных способов, учитывая не только написание и структуру никнейма, но и смысл, положенный в его основу.
Никнеймы проанализированы и выявлены предпочтения школьников при создании никнеймов. Проведенное нами исследование показало, что идеальным никнеймом для многих учащихся нашей школы оказался бы ник, созданный из собственного имени или фамилии; состоящий из нескольких слов (слов и цифр); написанный кириллицей и латиницей с использованием символов; выбранный по причине того, что данное слов просто нравится. Пофантазируем и приведем пример такого никнейма: ☻Lizi_Bazarova☻.
Наше исследование еще раз подтвердило то, что современные школьники большую часть свободного времени проводят в Интернете. На это указывает наличие никнейма практически у всех учащихся. Кроме этого, мы смогли выявить предпочтения учащихся при создании никнеймов и даже привели пример идеального никнейма ученика нашей школы. Таким образом, гипотеза нашего исследования доказана, его цель достигнута.
В перспективе проведение исследовательской работы по определению влияния возраста на выбор никнейма.
Литература:
- Никнейм/ Словари и энциклопедии на Академике/ Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/114648.
- Москальчук А. А. Никнейм — виртуальное имя человека/ Режим доступа: file:///C:/Users/ASUS/Downloads/nikneym-virtualnoe-imya-cheloveka %20(1).pdf
- Балкунова А. С., Рянская Э. М. Место никмеймов в ономастике / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-nikneymov-v-onomastike.
- Балкунова А. С., Рянская Э. М. Сетевое имя (никнейм) как языковой знак / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/setevoe-imya-nikneym-kak-yazykovoy-znak/viewer.
- Косякова Я. С. Никнеймы в онлайн-коммуникации и их особенности/ Молодой ученый. — 2016. — № 7.4 (111.4). — 26–27.
- Мифтахова А. Н., Цзен Цзыхе. Структурные особенности никнеймов социальной сети Вконтакте (г. Казани)/ Режим доступа: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/108170/ryilvtm2016_233_236.pdf?sequence=-1
- Яковлюк А. А. Никнеймы в интернете и их особенности/ Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nikneymy-v-internete-i-ih-osobennosti/viewer.
- s.chool2 — информация из Инстаграма МБОУ «Дульдургинская СШ № 2».