Баба-яга — забытый герой русских сказок | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Отличные иллюстрации Высокая научная новизна Необычная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №4 (56) апрель 2022 г.

Дата публикации: 08.03.2022

Статья просмотрена: 335 раз

Библиографическое описание:

Тишина, Е. А. Баба-яга — забытый герой русских сказок / Е. А. Тишина, С. В. Бируля. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 4 (56). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/young/archive/56/2843/ (дата обращения: 16.11.2024).



Материалом статьи явилось содержание проектной работы, разработанной и представленной учащимся первого класса. Учитывая интерес младших школьников к такому виду современного искусства как фэнтези, нами был проведен анализ и обобщен материал на основе изучения сказок и мифов учащимися первого класса. Основная задача проекта состояла в определении универсальности и междисциплинарности исследований хорошо знакомого обучающимся материала.

Ключевые слова: русские народные сказки, литературно творчество, персонаж, Баба-яга.

Всем нам нравятся русские народные сказки о всевозможных чудесах и волшебстве. Сейчас всё чаще мы слышим имена иностранных волшебников — Гарри Поттер, феи Винкс, Человек-паук и др. Мы стали забывать имена русских сказочных героев, а это очень обидно. Сегодня я хочу познакомить вас с очень интересным персонажем русских волшебных сказок — Бабой Ягой.

Для того, чтобы доказать актуальность нашей темы, мы провели опрос в первых классах, попросили детей выбрать свой ответ.

В ответ на первый вопрос: Книгу с каким главным героем ты выберешь? Из предложенных вариантов самым популярным оказался Гарри Поттер.

В ответ на второй вопрос: Костюм какого сказочного героя ты бы надел на Новогодний праздник? Ребята выбрали Гарри Поттера, Снежную Королеву и Человека-Паука.

В ответ на третий вопрос: Кто из сказочных героев тебе кажется самым интересным и необычным? Интересными оказались Змей Горыныч, Жар-Птица и Гарри Поттер.

По результатам стало очевидно, что Баба-яга сегодня совсем непопулярна. А ведь она — один из основных героев русских сказок, которые нам нужны, чтобы изучать и сохранять русскую культуру и опыт наших предков.

Проблема исследования: Как помочь ребятам вспомнить о таком интересном персонаже, как Баба-яга.

Цель исследования: Рассказать ребятам про Бабу Ягу и привлечь внимание к этой героине русских сказок.

Задачи исследования:

  1. Рассказать откуда Баба-яга попала в сказки.
  2. Рассказать о внешнем виде и о занятиях Бабы-яги.
  3. Рассказать о её доме, спутниках и помощниках.
  4. Рассказать о русских сказках с Бабой Ягой, определить злая она или добрая героиня.
  5. Организовать выставку книг со сказками о нашей героине.
  6. Проверить, стали ли ребята больше знать о Бабе Яге, что они запомнили.
  7. Отобрать материал для книжки-малышки.

Основная часть

Для того чтобы узнать значение имени Бабы-яги, мною был проанализирован материал энциклопедий и словарей. Таким образом я узнала, что:

Бабка, бабушка — это старшая в семье женщина по возрасту и по опыту. Бабушку уважают за особые умения, силу и мудрость.

Баба-яга получила своё имя от старинного слова «ягать», что значит «кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться». Говорят, что Яга — это род ведьмы, злой дух в виде безобразной старухи.

Баба-яга — это безобразная сгорбленная старуха c седыми лохматыми волосами, с синим носом крючком, с костяной ногой. Глаза горят красным светом. У Бабы-яги костлявые руки и острые железные зубы. Зубы лежат на полке, а нос в потолок врос.

Живёт Яга в избушке на курьих ножках в дремучем лесу. Иногда ее дом окружен частоколом из человечьих костей с черепами. Баба-яга летает по воздуху в ступе, пестом погоняет, помелом след заметает.

Баба-яга летает по воздуху в ступе, пестом погоняет, помелом след заметает. Она умеет обращаться с дикими животными, имеет помощников: лебеди, черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений. У неё много разных волшебных предметов. Спутниками Бабы-яги являются разные сказочные персонажи: Леший, Кот Баюн, Домовой, Кикимора.

Для анализа образа Бабы-яги мною были прочитаны русские народные сказки, в которых я старалась выделять основные моменты, позволяющие понять характер персонажа: Терешечка, Марья-Моревна, Василиса Прекрасная, Сказка про Василису Премудрую, Баба-яга, Баба-яга и заморышек, Гуси-лебеди, Сказка о молодильных яблочках и живой воде, Царевна-лягушка, Финист-Ясный сокол, Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что, Заколдованная королевна. Оказалась, что из 12 сказок в 6 — Баба-яга отрицательный персонаж, а в остальных — положительный.

В разных сказках и роль у Бабы-яги разная.

Яга-похитительница — уносит людей и детей, которых она потом хочет зажарить и съесть

Яга-дарительница — принимает героя, испытывает его, выпрашивает и дарит ему чудесные предметы

Баба-Яга может быть советчицей — сама ничего не делает для героя, но говорит, к кому обратиться за помощью

Может быть повелительницей — управляет утром, вечером, ночью, ветром, лесными зверями и птицами

Может быть охранительницей (покровительницей) — следит с помощью своих волшебных помощников за действиями героя.

Яга-воительница — сражается с героями и побеждает многих из них. Победить её может только богатырь с особой силой, хитростью и умением.

После моего рассказа ребята тоже стали интересоваться, стали приносить книги со сказками про Бабу Ягу. Мы решили организовать выставку, первоклассники с радостью принимали участие в выставке, а самое главное, до сих пор обмениваются книгами с русскими сказками.

Изучая по литературному чтению раздел «Загадки», мы придумали множество загадок про эту необыкновенную героиню. Приведу несколько вариантов:

  1. Она известней всех на свете –

Её боятся маленькие дети,

В избе живет она в лесу,

Имеет при себе метлу.

С Кащеем дружит, нос крючком,

И всегда волосы торчком.

  1. В сказке живет,

Детишек жует.

У неё костяная нога.

Кто это?

  1. У этой бабке у дома куриные лапки,

В ступе летает, метлой погоняет.

  1. В избушке на опушке сидит злющая старушка,

Гуси-лебеди ей служат, а с детьми она не дружит.

  1. Живет в лесу старушка,

Метла её подружка,

Летает она в ступе,

И варит детей в супе.

  1. В лесу на опушке живу я в избушке,

Мухоморы собираю, по небу в ступе летаю.

Все меня знают ребята, кто я?

Мы были так увлечены темой, что на уроках технологии и информатики нарисовали Бабу Ягу на МакБуках.

Изучив материалы о Бабе Яге, я собрала книжку-малышку, из которой младшие школьники могут узнать много нового и интересного. Эта книжка всегда в классе и не даст больше забыть об этой удивительной героине.

Собирая материал о Бабе Яге, я узнала много новых незнакомых слов и собрала их в словарик.

Для того чтобы узнать, как ребята стали относится к Бабе Яге и что они запомнили, мы провели в классе ещё один опрос.

  1. Кто такая Баба-яга?

– ведьма

– придуманный герой

– злая женщина

– очень старая женщина

  1. Как она попала в русские сказки?

– из жизни

– из зарубежной сказки

– её придумали

  1. Какой у Бабы-яги характер?

– смешной

– злой

– плохой

– добрый

  1. Где живёт Баба-яга?

– во дворце

– на болоте в избушке

– в лесу в избушке

– в деревне

  1. Чем она занимается?

– дружит с Кощеем

– ест детей

– колдует

– летает в ступе

  1. Как выглядит её костяная нога?

– деревянная

– волшебная

– её вообще нет

– как у скелета

  1. Существовала ли Баба-яга на самом деле?

– да

– скорее всего, да

– сомневаюсь

– нет, никогда

  1. Какой Баба-яга персонаж?

– положительный

– отрицательный

– бывает разной

Результаты показали, что ребят заинтересовала эта героиня русских народных сказок, они многое запомнили.

Заключение

В ходе нашего исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Мы узнали, что Баба-яга живет в избушке на курьих ножках; управляет природными силами; во время её передвижения изменяется мир (воют ветры, стонет земля, трещат и гнутся деревья); она похищает детей; может быть похитительница, дарительница, воительница и советчица; её подарки помогают главному герою в дальнейших сражениях и являются волшебными.

Оказалось, что Баба-яга всегда разная. У нее много ролей, много разных видов. Она бывает не только злой, но и доброй, хозяйственной, гостеприимной. Взрослые рассказывают нам о том, что доброта, ум, вежливость и смелость помогают не только дойти до цели, но и остаться в живых, остаться настоящим человеком. Сама Баба-яга совсем не милая старушка, но охраняет границы между добром и злом. Благодаря своей работе я узнала много нового и интересного и рассказала об этом ребятам.

Наша работа показала, что нужно всегда внимательно относиться к чтению, так как только внимательное чтение позволяет сделать какие-нибудь новые открытия.

Литература:

  1. Большая книга русских народных сказок. — М.: Планета детства, 2003.
  2. Даль. В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. — М.: Русский язык, 2005.
  3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова. — М.: Русский язык, 2001.
  4. Забылин М. Русский народ: Его обычай, предания, обряды. — М.:
  5. Лебёдушка: Русские волшебные сказки. — М.: Детская литература, 1983.
  6. Матюшкина К. Веники еловые или приключения Вани в лаптях и сарафане/К. Матюшкина. –М: Астрель, 2009.
  7. Мифы народов мира. — М.: Советская Энциклопедия, 1987.
  8. Сказки народов мира / сост. Л. В. Ханбеков. — Минск: Юнацтва, 1985.
  9. Успенский Э. Вниз по волшебной реке/ Э. Успенский. — М: Астрель, 2007.
  10. Чудесные русские сказки. — М: Эксмо, 2004.
  11. http://www.yaga.ru/rus/r_events_obj.html
  12. http://ru.wikipedia.org/wiki
  13. http://images.yandex.ru/images.html
  14. http://www.babybiog.ru/community/post/
  15. http://www.fanbio.ru/mif/83–2010–05–16–00–57–36.html


Ключевые слова

персонаж, русские народные сказки, литературно творчество, Баба Яга

Похожие статьи

Мало казаком родиться, казаками надо стать! (конспект игровой экскурсии в мини-музее)

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является формирование у дошкольников представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздника...

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста

В данной статье речь идет о проблемах понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста. Основной акцент делается на непонимании современными детьми устаревших слов, используемых в произведениях детской художественной литературы. Привод...

«Тот, кто всегда рядом» (образ ангела в русской литературе)

Данное исследование посвящено анализу образа ангела в русской литературе, выявлению важных нравственных уроков, полезных для развития духовности среди детей и подростков. Автор охватил широкий круг вопросов, проанализировав произведения русской литер...

Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина о детях и для детей

В данной статье я предприняла попытку описать художественное своеобразие нескольких произведений В. П. Крапивина, выявить в них общие и отличительные черты, сделать вывод о том, какую литературную ценность его повести и рассказы представляют для подр...

Маршрутами театрального Хабаровска

В данной статье анализируется проблема недостаточности информации и знаний жителей г. Хабаровска о культуре своего города. Автор оценивает дальнейшее развитие данной проблемы и приходит к выводу о том, что это приведет к тому, что культура города пер...

Погребальные обычаи народов мира

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа традиций своего народа и других народов. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить погребальные традиции народов мира и получить определенное представление об их рит...

Мастерство применения слова в творчестве Абдуллы Арипова

Данная научная статья посвящаетсия изучению одного из аспектов творческой деятельности народного поэта Узбекистана Абдуллы Арипова, а именно, анализу влияния различных жанров фольклора на его творчество. Автор статьи анализирует и отмечает, что опира...

Образ ребенка и тема смерти в детских рассказах Андрея Платонова

Суть данной статьи заключается в рассмотрении образа ребенка и темы смерти в детских рассказах Андрея Платонова. Авторами статьи были выбраны произведения писателя, в которых главными героями являются непосредственно дети. Материалы данного исследова...

Эйдос-конспекты по произведениям А. С. Пушкина

Статья посвящена эйдос-конспектам, отражающим понимание произведений А. С. Пушкина юными читателями. Данная форма работы позволяет по-новому увидеть художественные средства, образы героев, мотивы их поступков, раскрывающие идейное содержание известны...

Система работы с детьми и родителями по организации мини-музея в рамках реализации технологии проектирования

В статье рассматривается проблема приобщения детей к культурно-историческому и художественному наследию нашей страны через создание мини-музеев. Представлен практический опыт поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями через создание мин...

Похожие статьи

Мало казаком родиться, казаками надо стать! (конспект игровой экскурсии в мини-музее)

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является формирование у дошкольников представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздника...

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста

В данной статье речь идет о проблемах понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста. Основной акцент делается на непонимании современными детьми устаревших слов, используемых в произведениях детской художественной литературы. Привод...

«Тот, кто всегда рядом» (образ ангела в русской литературе)

Данное исследование посвящено анализу образа ангела в русской литературе, выявлению важных нравственных уроков, полезных для развития духовности среди детей и подростков. Автор охватил широкий круг вопросов, проанализировав произведения русской литер...

Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина о детях и для детей

В данной статье я предприняла попытку описать художественное своеобразие нескольких произведений В. П. Крапивина, выявить в них общие и отличительные черты, сделать вывод о том, какую литературную ценность его повести и рассказы представляют для подр...

Маршрутами театрального Хабаровска

В данной статье анализируется проблема недостаточности информации и знаний жителей г. Хабаровска о культуре своего города. Автор оценивает дальнейшее развитие данной проблемы и приходит к выводу о том, что это приведет к тому, что культура города пер...

Погребальные обычаи народов мира

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа традиций своего народа и других народов. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить погребальные традиции народов мира и получить определенное представление об их рит...

Мастерство применения слова в творчестве Абдуллы Арипова

Данная научная статья посвящаетсия изучению одного из аспектов творческой деятельности народного поэта Узбекистана Абдуллы Арипова, а именно, анализу влияния различных жанров фольклора на его творчество. Автор статьи анализирует и отмечает, что опира...

Образ ребенка и тема смерти в детских рассказах Андрея Платонова

Суть данной статьи заключается в рассмотрении образа ребенка и темы смерти в детских рассказах Андрея Платонова. Авторами статьи были выбраны произведения писателя, в которых главными героями являются непосредственно дети. Материалы данного исследова...

Эйдос-конспекты по произведениям А. С. Пушкина

Статья посвящена эйдос-конспектам, отражающим понимание произведений А. С. Пушкина юными читателями. Данная форма работы позволяет по-новому увидеть художественные средства, образы героев, мотивы их поступков, раскрывающие идейное содержание известны...

Система работы с детьми и родителями по организации мини-музея в рамках реализации технологии проектирования

В статье рассматривается проблема приобщения детей к культурно-историческому и художественному наследию нашей страны через создание мини-музеев. Представлен практический опыт поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями через создание мин...

Задать вопрос