Материалом статьи явилось содержание проектной работы, разработанной и представленной учащимся первого класса. Учитывая интерес младших школьников к такому виду современного искусства как фэнтези, нами был проведен анализ и обобщен материал на основе изучения сказок и мифов учащимися первого класса. Основная задача проекта состояла в определении универсальности и междисциплинарности исследований хорошо знакомого обучающимся материала.
Ключевые слова: русские народные сказки, литературно творчество, персонаж, Баба-яга.
Всем нам нравятся русские народные сказки о всевозможных чудесах и волшебстве. Сейчас всё чаще мы слышим имена иностранных волшебников — Гарри Поттер, феи Винкс, Человек-паук и др. Мы стали забывать имена русских сказочных героев, а это очень обидно. Сегодня я хочу познакомить вас с очень интересным персонажем русских волшебных сказок — Бабой Ягой.
Для того, чтобы доказать актуальность нашей темы, мы провели опрос в первых классах, попросили детей выбрать свой ответ.
В ответ на первый вопрос: Книгу с каким главным героем ты выберешь? Из предложенных вариантов самым популярным оказался Гарри Поттер.
В ответ на второй вопрос: Костюм какого сказочного героя ты бы надел на Новогодний праздник? Ребята выбрали Гарри Поттера, Снежную Королеву и Человека-Паука.
В ответ на третий вопрос: Кто из сказочных героев тебе кажется самым интересным и необычным? Интересными оказались Змей Горыныч, Жар-Птица и Гарри Поттер.
По результатам стало очевидно, что Баба-яга сегодня совсем непопулярна. А ведь она — один из основных героев русских сказок, которые нам нужны, чтобы изучать и сохранять русскую культуру и опыт наших предков.
Проблема исследования: Как помочь ребятам вспомнить о таком интересном персонаже, как Баба-яга.
Цель исследования: Рассказать ребятам про Бабу Ягу и привлечь внимание к этой героине русских сказок.
Задачи исследования:
- Рассказать откуда Баба-яга попала в сказки.
- Рассказать о внешнем виде и о занятиях Бабы-яги.
- Рассказать о её доме, спутниках и помощниках.
- Рассказать о русских сказках с Бабой Ягой, определить злая она или добрая героиня.
- Организовать выставку книг со сказками о нашей героине.
- Проверить, стали ли ребята больше знать о Бабе Яге, что они запомнили.
- Отобрать материал для книжки-малышки.
Основная часть
Для того чтобы узнать значение имени Бабы-яги, мною был проанализирован материал энциклопедий и словарей. Таким образом я узнала, что:
Бабка, бабушка — это старшая в семье женщина по возрасту и по опыту. Бабушку уважают за особые умения, силу и мудрость.
Баба-яга получила своё имя от старинного слова «ягать», что значит «кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться». Говорят, что Яга — это род ведьмы, злой дух в виде безобразной старухи.
Баба-яга — это безобразная сгорбленная старуха c седыми лохматыми волосами, с синим носом крючком, с костяной ногой. Глаза горят красным светом. У Бабы-яги костлявые руки и острые железные зубы. Зубы лежат на полке, а нос в потолок врос.
Живёт Яга в избушке на курьих ножках в дремучем лесу. Иногда ее дом окружен частоколом из человечьих костей с черепами. Баба-яга летает по воздуху в ступе, пестом погоняет, помелом след заметает.
Баба-яга летает по воздуху в ступе, пестом погоняет, помелом след заметает. Она умеет обращаться с дикими животными, имеет помощников: лебеди, черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений. У неё много разных волшебных предметов. Спутниками Бабы-яги являются разные сказочные персонажи: Леший, Кот Баюн, Домовой, Кикимора.
Для анализа образа Бабы-яги мною были прочитаны русские народные сказки, в которых я старалась выделять основные моменты, позволяющие понять характер персонажа: Терешечка, Марья-Моревна, Василиса Прекрасная, Сказка про Василису Премудрую, Баба-яга, Баба-яга и заморышек, Гуси-лебеди, Сказка о молодильных яблочках и живой воде, Царевна-лягушка, Финист-Ясный сокол, Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что, Заколдованная королевна. Оказалась, что из 12 сказок в 6 — Баба-яга отрицательный персонаж, а в остальных — положительный.
В разных сказках и роль у Бабы-яги разная.
Яга-похитительница — уносит людей и детей, которых она потом хочет зажарить и съесть
Яга-дарительница — принимает героя, испытывает его, выпрашивает и дарит ему чудесные предметы
Баба-Яга может быть советчицей — сама ничего не делает для героя, но говорит, к кому обратиться за помощью
Может быть повелительницей — управляет утром, вечером, ночью, ветром, лесными зверями и птицами
Может быть охранительницей (покровительницей) — следит с помощью своих волшебных помощников за действиями героя.
Яга-воительница — сражается с героями и побеждает многих из них. Победить её может только богатырь с особой силой, хитростью и умением.
После моего рассказа ребята тоже стали интересоваться, стали приносить книги со сказками про Бабу Ягу. Мы решили организовать выставку, первоклассники с радостью принимали участие в выставке, а самое главное, до сих пор обмениваются книгами с русскими сказками.
Изучая по литературному чтению раздел «Загадки», мы придумали множество загадок про эту необыкновенную героиню. Приведу несколько вариантов:
- Она известней всех на свете –
Её боятся маленькие дети,
В избе живет она в лесу,
Имеет при себе метлу.
С Кащеем дружит, нос крючком,
И всегда волосы торчком.
- В сказке живет,
Детишек жует.
У неё костяная нога.
Кто это?
- У этой бабке у дома куриные лапки,
В ступе летает, метлой погоняет.
- В избушке на опушке сидит злющая старушка,
Гуси-лебеди ей служат, а с детьми она не дружит.
- Живет в лесу старушка,
Метла её подружка,
Летает она в ступе,
И варит детей в супе.
- В лесу на опушке живу я в избушке,
Мухоморы собираю, по небу в ступе летаю.
Все меня знают ребята, кто я?
Мы были так увлечены темой, что на уроках технологии и информатики нарисовали Бабу Ягу на МакБуках.
Изучив материалы о Бабе Яге, я собрала книжку-малышку, из которой младшие школьники могут узнать много нового и интересного. Эта книжка всегда в классе и не даст больше забыть об этой удивительной героине.
Собирая материал о Бабе Яге, я узнала много новых незнакомых слов и собрала их в словарик.
Для того чтобы узнать, как ребята стали относится к Бабе Яге и что они запомнили, мы провели в классе ещё один опрос.
- Кто такая Баба-яга?
– ведьма
– придуманный герой
– злая женщина
– очень старая женщина
- Как она попала в русские сказки?
– из жизни
– из зарубежной сказки
– её придумали
- Какой у Бабы-яги характер?
– смешной
– злой
– плохой
– добрый
- Где живёт Баба-яга?
– во дворце
– на болоте в избушке
– в лесу в избушке
– в деревне
- Чем она занимается?
– дружит с Кощеем
– ест детей
– колдует
– летает в ступе
- Как выглядит её костяная нога?
– деревянная
– волшебная
– её вообще нет
– как у скелета
- Существовала ли Баба-яга на самом деле?
– да
– скорее всего, да
– сомневаюсь
– нет, никогда
- Какой Баба-яга персонаж?
– положительный
– отрицательный
– бывает разной
Результаты показали, что ребят заинтересовала эта героиня русских народных сказок, они многое запомнили.
Заключение
В ходе нашего исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Мы узнали, что Баба-яга живет в избушке на курьих ножках; управляет природными силами; во время её передвижения изменяется мир (воют ветры, стонет земля, трещат и гнутся деревья); она похищает детей; может быть похитительница, дарительница, воительница и советчица; её подарки помогают главному герою в дальнейших сражениях и являются волшебными.
Оказалось, что Баба-яга всегда разная. У нее много ролей, много разных видов. Она бывает не только злой, но и доброй, хозяйственной, гостеприимной. Взрослые рассказывают нам о том, что доброта, ум, вежливость и смелость помогают не только дойти до цели, но и остаться в живых, остаться настоящим человеком. Сама Баба-яга совсем не милая старушка, но охраняет границы между добром и злом. Благодаря своей работе я узнала много нового и интересного и рассказала об этом ребятам.
Наша работа показала, что нужно всегда внимательно относиться к чтению, так как только внимательное чтение позволяет сделать какие-нибудь новые открытия.
Литература:
- Большая книга русских народных сказок. — М.: Планета детства, 2003.
- Даль. В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. — М.: Русский язык, 2005.
- Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова. — М.: Русский язык, 2001.
- Забылин М. Русский народ: Его обычай, предания, обряды. — М.:
- Лебёдушка: Русские волшебные сказки. — М.: Детская литература, 1983.
- Матюшкина К. Веники еловые или приключения Вани в лаптях и сарафане/К. Матюшкина. –М: Астрель, 2009.
- Мифы народов мира. — М.: Советская Энциклопедия, 1987.
- Сказки народов мира / сост. Л. В. Ханбеков. — Минск: Юнацтва, 1985.
- Успенский Э. Вниз по волшебной реке/ Э. Успенский. — М: Астрель, 2007.
- Чудесные русские сказки. — М: Эксмо, 2004.
- http://www.yaga.ru/rus/r_events_obj.html
- http://ru.wikipedia.org/wiki
- http://images.yandex.ru/images.html
- http://www.babybiog.ru/community/post/
- http://www.fanbio.ru/mif/83–2010–05–16–00–57–36.html