Девятое задание тестовой части ЕГЭ по профильной математике | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Математика: алгебра и начала анализа, геометрия

Опубликовано в Юный учёный №4 (56) апрель 2022 г.

Дата публикации: 04.03.2022

Статья просмотрена: 474 раза

Библиографическое описание:

Ерохин, А. Д. Девятое задание тестовой части ЕГЭ по профильной математике / А. Д. Ерохин, Д. С. Михеенко. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 4 (56). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/young/archive/56/2845/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена новому заданию тестовой части ЕГЭ по профильной математике. В статье указаны несколько способов решения этого задания. Содержание статьи будет полезным преподавателям и студентам.

Ключевые слова : задача, парабола, решение, дополнительная система координат, способ решения, уравнение параболы.

В 2022 году в демоверсии ЕГЭ была представлена новая задача под номером девять. Она не сложна, но при этом может отнять немало времени на решение. Рассмотрим несколько методов решение этой задачи и найти самый быстрый из них.

Условие задачи. На рисунке изображён график функции вид где числа a, b и c — целые. Найдите значение .

Как же это решать? Ну, если пойти самым очевидным и простым методом, то внимательно посмотрев на график, необходимо выбрать три любые целочисленные точки. Допустим это будут точки: . Теперь просто подставим значения

и в исходное уравнение функции. Получаем систему из трёх линейных уравнений:

И теперь задача сводится к нахождению a, b и c. Есть три уравнения и три неизвестные. Начнём с ними работать. Вычтем последнее уравнение из первых двух. Тогда получаем:

Заметим, что верхнее уравнение можно сократить на 2. В итоге у нас получается:

Дальше остаётся только вычесть из верхнего уравнения нижнее, после чего получаем значение a:

Ну и теперь подставляем это значение в любое из уравнений получаем что:

Теперь, зная все коэффициенты функции и понимая, что изначальная функция выглядит так, запишем уравнение исходной параболы:

Зная это, уже вполне окончательно можно решить задачу:

Данный способ решения самый простой и не вызывает трудностей в решении. Но на самом деле, если чуть-чуть подумать, можно сильно сократить рассуждения, даже в этом решении. Вспомним как устроена парабола около её вершины. Построим дополнительную систему координат, началом отсчёта которой будет являться вершина этой параболы. Тогда можно заметить, что это парабола вида но с небольшим сдвигом. Понимая, что при движении параболы её старший коэффициент не меняется, то получаем значение . И всё решение по -итогу сводится к решению системы линейных уравнений, но уже с двумя неизвестными. Решение будет схожим, но только быстрее, ведь пропускается одно из преобразований.

Вторым шагом, способным упростить решение, является понимание, что вершина любой параболы находится в точке :

Уже зная, что получим:

Но, посмотрев на график, становится понятно, что . Тогда:

;

А зная значение , для решения нам потребуется всего лишь одно уравнение, подставив полученные значения в которое, находим значение .

Эти методы решения связаны с понимаем того, как ведёт себя парабола при её движении по координатной плоскости.

Но существует ещё более быстрый способ решения. Для этого необходимо знать, как ведёт себя уравнение параболы при её сдвиге. Если изначально была парабола

, то чтобы получит график параболы, показанный на рисунке, эту параболы необходимо сдвинуть на 4 влево и на 3 вниз. То есть уравнение необходимой нам параболы принимает форму:

Получилось, что при понимании того, как меняется уравнение параболы при её движении, можно без дополнительных точек решить данную задачу:

.

Но существует, самый быстрый способ решения данной задачи. Если вспомнить, что уже есть дополнительная система координат, понимаем, что парабола в этой новой системе будет вести себя также, как и парабола вида в изначальной. Если вернуться к условию и понять, что спрашивают, какое значение примет функция при , то, рассмотрев эту задачу в новой системе координат, то понимаем, что на самом деле необходимо найти значение функции при , ведь график смещён на 4 влево. Но необходимо помнить, что парабола также смещена ещё и на 3 вниз, следовательно задача обретает вид:

Это решение будет самым быстрым, но не самым лёгким. Первый способ решения подходит для любой новой задачи под номером 9, но чтобы решать её быстрее, необходимо глубже понимать геометрию разных графиков функций. Поэтому данная задача и хороша, ведь способ и скорость её решения зависит исключительно от набора знаний ученика, и только от него зависит, сколько времени он на неё потратит.



Ключевые слова

задача, решение, парабола, дополнительная система координат, способ решения, уравнение параболы

Похожие статьи

Курс внеурочной деятельности по математике «Задачи с параметрами» для учащихся 8–9-х классов

Статья посвящена описанию курса внеурочной деятельности по математике «Задачи с параметрами» для обучающихся основной школы.

Уравнения в целых числах во внеурочной деятельности по математике

Статья посвящена описанию курса внеурочной деятельности по математике «Уравнения в целых числах» для обучающихся в 7–8-х классах основной школы.

Применение средств ИГС GeoGebra в ходе решения задач с параметром графическим методом

В работе авторы приводят краткую информацию об особенностях задачи с параметром в ЕГЭ по математике профильного уровня. Говорится об особенностях решения задач с параметрами разновидностями графического метода.

Отношение учителей и обучающихся к изучению задач по теории графов на факультативных занятиях по математике

В работе рассматривается отношение учителей математики и обучающихся к изучению задач теории графов на факультативных занятиях по математике в основной школе, а также описаны основные этапы изучения данной теории в школьном курсе математики.

Метапредметная сущность логических знаний и умений в школьном курсе физики

В статье отражена метапредметная сущность логических знаний и умений в школьном курсе физики, рассмотрены элементы логики метапредметного содержания и приведены примеры заданий.

Приемы конструирования идей решения заданий с параметрами в содержании ЕГЭ

В статье рассматривается один из приемов конструирования идей решения заданий с параметрами в содержании Единого государственного экзамена.

Особенности организации школьных геометрических олимпиад

В статье исследуется опыт организации и проведения геометрических олимпиад школьников. Изучаются цели и тематика задач очных, заочных, устных геометрических олимпиад. Необходимость включения геометрических задач и связанного с ними теоретического мат...

Приемы и методы решения задания № 21 в Основном государственном экзамене

Одним из наиболее сложных разделов математики является решение текстовых задач. Как показывает практика, решение задач заключается не только в умении выполнять арифметические действия, но и знание формул, величин и их закономерности. Умение решать з...

Методика преподавания темы «Линейное уравнение» в 7-м классе

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с педагогической деятельностью. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса методики преподавания темы «Линейное уравнение» в седьмом классе. Методол...

Формирование логического мышления учащихся через использование интерактивных опорных схем на уроках математики

Статья посвящена проблеме формирования на уроках математики логического мышления учащихся с помощью интерактивных опорных схем. Приводится пример интерактивной опорной схемы по теме «Методы решения систем уравнений с двумя переменными».

Похожие статьи

Курс внеурочной деятельности по математике «Задачи с параметрами» для учащихся 8–9-х классов

Статья посвящена описанию курса внеурочной деятельности по математике «Задачи с параметрами» для обучающихся основной школы.

Уравнения в целых числах во внеурочной деятельности по математике

Статья посвящена описанию курса внеурочной деятельности по математике «Уравнения в целых числах» для обучающихся в 7–8-х классах основной школы.

Применение средств ИГС GeoGebra в ходе решения задач с параметром графическим методом

В работе авторы приводят краткую информацию об особенностях задачи с параметром в ЕГЭ по математике профильного уровня. Говорится об особенностях решения задач с параметрами разновидностями графического метода.

Отношение учителей и обучающихся к изучению задач по теории графов на факультативных занятиях по математике

В работе рассматривается отношение учителей математики и обучающихся к изучению задач теории графов на факультативных занятиях по математике в основной школе, а также описаны основные этапы изучения данной теории в школьном курсе математики.

Метапредметная сущность логических знаний и умений в школьном курсе физики

В статье отражена метапредметная сущность логических знаний и умений в школьном курсе физики, рассмотрены элементы логики метапредметного содержания и приведены примеры заданий.

Приемы конструирования идей решения заданий с параметрами в содержании ЕГЭ

В статье рассматривается один из приемов конструирования идей решения заданий с параметрами в содержании Единого государственного экзамена.

Особенности организации школьных геометрических олимпиад

В статье исследуется опыт организации и проведения геометрических олимпиад школьников. Изучаются цели и тематика задач очных, заочных, устных геометрических олимпиад. Необходимость включения геометрических задач и связанного с ними теоретического мат...

Приемы и методы решения задания № 21 в Основном государственном экзамене

Одним из наиболее сложных разделов математики является решение текстовых задач. Как показывает практика, решение задач заключается не только в умении выполнять арифметические действия, но и знание формул, величин и их закономерности. Умение решать з...

Методика преподавания темы «Линейное уравнение» в 7-м классе

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с педагогической деятельностью. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса методики преподавания темы «Линейное уравнение» в седьмом классе. Методол...

Формирование логического мышления учащихся через использование интерактивных опорных схем на уроках математики

Статья посвящена проблеме формирования на уроках математики логического мышления учащихся с помощью интерактивных опорных схем. Приводится пример интерактивной опорной схемы по теме «Методы решения систем уравнений с двумя переменными».

Задать вопрос