Человечеству всегда было свойственно проявление интереса ко всему таинственному, мистическому. Все замыслы, которые автор вкладывает в литературное произведение, мы можем лишь мысленно представить, попытаться понять их, разгадать их суть. Это заставляет читателя задаваться сложными вопросами, формирует новый взгляд на отношения между людьми в социуме, в семье. Мотив тайны, живой интерес ко всему таинственному, необъяснимому лежит в основе человеческой психологии. Актуальностью данной работы является очевидность присутствия мотива тайны во многих литературных произведениях русской литературы. Введение тайны в повествование способно надолго удержать внимания читателя.
Целью исследования : выявить причины, по которым авторы используют мотив тайны в своих произведениях. проанализировать тайну мотива в художественных произведениях.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть основное понятие «мотива»;
– выявить виды мотивов в художественных произведениях;
– отобрать литературу для проведения исследования;
– проанализировать отобранные произведения на наличие используемых в них автором мотивов;
– определить нравственные уроки, которые дают авторы читателям через мотивы произведения.
Гипотеза : мы предполагаем, что мотив тайны используется авторами в произведениях как эффективный способ, для удержания внимания и поддержания интереса читателя к сюжету.
Объект исследования : понятие «мотив» произведения как неизменная составляющая художественного сюжета, подчеркивающая своеобразие таланта автора.
Материалом для исследования послужили следующие художественные произведения: рассказ Екатерины Исаевой «Поле перед тобой», рассказ Михаила Пегова «Заяц на орле», рассказ Марии Ботевой «Тонкий лед, толстый человек».
Предмет исследования : таинственные образы, мотивы, композиция, которые делают сюжет произведения таинственным.
Методы исследования :
– аналитический;
– описательный;
– сравнительно- сопоставительный.
Сущность и характеристика мотива
Заимствованный из музыковедения, термин укоренился в ряде научных дисциплин (психологии, языковедении и др.) и теперь имеет весьма широкий диапазон смыслов. Также особую сложность представляет выделение мотивов в литературе из-за их разнообразия и сложной функциональной нагрузки. Начиная с рубежа XIX–XX вв., термин «мотив» широко используется при изучении сюжетов, особенно исторически ранних, фольклорных. Так, А. Н. Веселовский в своем труде «Поэтике сюжетов» определяет мотив как простейшую, неделимую единицу повествования, как схематическую формулу, которая повторяется и ложится в основу сюжетов (первоначально — мифа и сказки).
«Мотивы мы понимаем как побуждения, являющиеся свойством личности, возникающие на основе потребностей и в связи с характером общественных отношений и осознанные самим человеком» писал В. Г. Ковале Мотив (от лат. moveo — «двигаю») в литературоведении трактуется как простейшая составная часть сюжета, простейший, неделимый элемент повествования (явление стабильное и бесконечно повторяющееся). Из множества мотивов складываются различные сюжеты. Впервые слово «мотив» использовал С. де Броссар в своем «Музыкальном словаре». В современной «Музыкальной энциклопедии» дается подробная трактовка этого понятия: «Мотив — мельчайшая единица мелодии, которая обладает смысловой цельностью и может быть узнана среди множества других аналогичных построений Мотив или ряд других мотивов, с которых начинается тема, образуют ее ядро. Дальнейшее развитие внутри темы вызывает к жизни изменения мотивов. Тематическое развитие заключается в многократном проведении различных вариантов одной темы, вычленения из нее отдельных мотивов, в столкновении их с мотивами других тем»
Мотивы имеют очень древние истоки, ведущие к первобытному сознанию. В литературе разных эпох встречаются и функционируют множество мифологических мотивов. Постоянно обновляясь в рамках историко-литературного контекста, они сохраняют свою сущность. В своей работе «Историческая поэтика» ученый приводит примеры мотивов похищения солнца или красавицы, иссохшей в источнике воды и т. п.
Сегодня само определение понятия «мотив» представляет определенную научную проблему. При сходстве общего подхода к пониманию мотива в современной психологии, существуют значительные различия в некоторых деталях и конкретике определения этого понятия. Так, в работах Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили мотивы исследуются главным образом в связи с установками
По мнению Д. Н. Узнадзе, мотив — это «соображение, заставившее субъекта совершить акт», «потребность, для удовлетворения которой данное поведение было признано целесообразным». А. С. Прангишвили определяет мотив как энергетическое начало деятельности человека, как один из побудителей его поведения. Ученый пишет: «Нужда возникает лишь по отношению к объекту, который признается человеком значимым (ценным). Это означает, что объект может выступать в роли стимула лишь тогда, когда человек подготовлен для такого его восприятия, т. е. когда есть потребность в нем или ему подобных. В этом случае у человека возникает побуждение к овладению этим объектом».
Также А. Н. Веселовский утверждает, что мотивы исторически стабильны и безгранично повторяемы. В понимании Веселовского творческая деятельность — это мышление мотивами, а каждый мотив обладает устойчивым набором значений, отчасти заложенных в него генетически, отчасти явившихся в процессе долгой исторической жизни. В своей работе «Историческая поэтика» ученый приводит примеры мотивов похищения солнца или красавицы, иссохшей в источнике воды и т. п.
Мотивы бывают не только сюжетными, но и описательными, лирическими, не только интертекстуальными, но и внутритекстовыми.
Обращаясь к лирике, мы можем вспомнить цикл «Персидских мотивов» С. А. Есенина, отличительными чертами которых являлся высокий эмоциональный накал, поэтизация чувства любви, безоглядная удаль, задушевность, простота, темы любви и Родины.
Также обращение к мотиву дороги позволило поэту Н. А. Некрасову включить в поэму «Кому на Руси жить хорошо» большое количество событий и массовых сцен.
«Печально я гляжу на наше поколенье!» -говорит лирический герой поэта М. Ю. Лермонтова. Мотив одиночества, боль за свое отечество, любовь ко всему, что его окружает, и тоска по близкому по духу человеку присутствуют в его стихах.
В художественной литературе часто используются авторами мотивы любви и дружбы, самопознания, избранности героя, его одиночество, тоска по Родине, восхищение природой.
Заметим, что термин «мотив» имеет множество значений. Какие бы новые смыслы ни придавались слову «мотив», значимость и актуальность этого термина для нас всегда очевидны.
В данной работе мы хотели бы уделить внимание мотиву, оказывающему влияние на смысловое наполнение художественного произведения таинственностью. Таинственное как способ и форма отражения действительности отчетливо присутствует во многих литературных произведениях. Мотив является второстепенной, дополнительной темой произведения, призванной оттенить или дополнить основную.
Анализ художественных произведений на предмет мотива таинственности
Через таинственные образы и мотивы, писатель раскрывает внутренний мир своего героя. Создаваемые на страницах художественных произведений таинственные ситуации помогают автору проникнуть в глубины человеческой природы, менять эмоциональное состояние читателя, и дают автору возможность в мельчайших подробностях фиксировать ощущения, переживания человека, столкнувшегося с чем-то таинственным, удерживать его внимание на развитии сюжета произведения.
Руководствуясь поставленной нами задачей, мы выбрали для анализа следующие художественные произведения: М. В. Пегова «Заяц на орле», Екатерины Исаевой «Поле перед тобой» и Марии Ботевой «Тонкий лед, толстый человек». Неслучайно наш интерес привлекла детская художественная литература. Особенностью таких произведений, создаваемых для детей взрослыми, является наличие в них двух планов — «взрослого» и «детского», которые «перекликаются, образуя диалогическое единство внутри текста».
В них авторы используют мотив таинственности сюжета и с его помощью раскрывают внутренний мир своих персонажей — их чувства, переживания, взгляды на окружающую действительность. Проникаясь сюжетом, читатель может получить различную информацию; об окружающем нас мире, о любви к Родине и к людям, о различных чертах характера и о многом другом.
«Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное»- писал В. А. Сухомлинкий. Все дело в нравственном воспитании человека, а ведь именно литература показывает закономерности нравственного воспитания. Используя мотив таинственности, авторам удается привить вкус к чтению своих произведений. На страницах рассказов можно поговорить о объяснить нравственные идеалы, осмыслить вопросы духовного порядка.
В представленной таблице показан лейтмотив выбранных нами произведений, использование авторами мотива тайны как эффективный прием поддержания сюжета и нравственный вывод:
Название произведений |
Лейтмотив |
Мотив тайны |
Нравственный урок |
М.Пегов «Заяц на орле» |
Взаимоотношения отцов и детей |
Миша придумал тайну, чтобы не побеспокоить маму и ещё раз почувствовать себя взрослым человеком |
Воспитание уверенности в себе, забота о ближнем. Основа семье-любовь и дружба. |
Е.Исаева «Поле перед тобой |
Взаимоотношения отцов и детей |
Ситуация из воспоминаний детства Юрия с мамой заставило главного героя хранить эту тайну многие годы |
Сложные вопросы семейных отношений. Воспитание ответственности, забота друг о друге, искренность и доверие. |
М.Ботева «Тонкой лёд, толстый человек» |
Дружба и поддержка |
Ситуация с цветком, оказалась тайной Женькиной задумчивости и его падения на лёд |
Дефицит доброты. Главная миссия -быть человеком. Уметь видеть необыкновенное в обычном. |
Мотив тайны в произведени и М . В. Пегова «Заяц на орле»
В начале рассказа говорится о настоящем времени, где коллеги Юрия спрашивают, чтобы он хотел получить в подарок. «— Значит, всё-таки звезду можно? А будущую?!».
И тут же упоминается его прошлое, воспоминания детства. Как он вместе с дедушкой красил лодку, и разглядывал облака. «Дедушка работал медленно, и очень скоро смотреть на это Юрке надоело. Он сел на перевернутое ведро и запрокинул голову.
Рассказ наполнен большим количеством образов «По небу величаво передвигались большие, многоцветные облака. При этом было похоже, что одни, раздувшиеся как взбитые подушки и белые как молоко, никак не желают уживаться с другими, угловатыми, серо-синего с фиолетовыми прожилками цвета. То светлые «воины» наплывали на темных, то темные врезались в «недругов», сдвигая и сминая их. От этого контуры облаков беспрестанно менялись, создавая причудливые загадочные фигуры».
Вдруг прямо над главным героем два враждующих «бойца» соединились, и белый горделивый орел, расправив могучие крылья, воспарил над землей. Он парил, а верхом на нем сидел неожиданный пассажир — темно-серебристый заяц! Правда-правда, заяц с длинными торчащими ушами!»
Форма повествования интригует читателя, толкает на путь ложных предположений и умозаключений.
После идут воспоминания, как он решил показывать маме лес. Как ребенок наслаждался и описывал этот «ненастоящий» лес, каждый предмет в этом лесу, деревья, жителей леса. С детской непосредственностью был упомянут и разговор мамы с подругой. «Звонила мамина приятельница. Наверное, они не общались друг с другом очень долго («Может быть целый год», — подумал Юрка), оттого мама приятельнице очень обрадовалась, и откладывать разговор на другое время не захотела. А вдруг в ходе него что-то жизненно важное обнаружится?!». Мама была занята разговором с подругой и ей не хотелось отвлекаться на мелочи, которые показывал ей сын. Здесь была произнесена и его мечта: «Мам, — Юрка улучил, наконец, момент, чтобы тоже сказать нечто важное, сокровенное. — А я решил космонавтом стать! Я раньше не собирался, потому что только малыши в детском саду просто так хотят в космонавты. А теперь я всё, как следует, обдумал и буду к этому готовиться. Я хочу космонавтом быть, потому что на Земле все уже открыли, а в космосе я буду искать новые планеты и звезды. Здорово?».
И снова автор возвращается к тому моменту на день рождении уже взрослого Юрия. И мы можем понять, что он смог частично осуществить мечту: да, он не стал космонавтом, зато они открыли новую звезду. И он решил дать ей имя из своих детских воспоминаний. «Эх! — широко улыбнулся директор. — Что это я тут упираюсь?! Ты же ее открыл! Ну и называй. Фигуристая она у тебя, да еще и с ушами! Что ж это такое будет?
Юрий Владимирович повернул голову и посмотрел в окно. Там, высоко в небе величаво плыли большие, многоцветные облака.
—Это будет, — сказал он, — «Заяц на орле»». Оставшиеся приятные и безусловно важные воспоминания с детства, и его сбывшая мечта, вот что значит для него это название.
В своем произведении Михаил Пегов показал мотив тайны очень ярко и образно, что позволяет нам вспомнить и окунуться в наше собственное детство, прожить моменты за главного героя.
Мотив тайны в произведении Екатерины Исаевой «Поле перед тобой»
В следующем произведении Екатерины Исаевой «Поле перед тобой» также присутствует тайна. В начале сюжета произведения мальчик просыпается и понимает, что в этот день ему предстоит ехать одному в спортивную школу. Да, это волнительно для него, мама описывает целый список, что именно и в какой последовательности нужно сделать. Здесь же указывается, что мама была против отпускать его самого, описано, как папа и дед пытались уговорить ее, объясняли, что в его возрасте они уже могли ездить сами.
Далее идет повествование, как он выбрал транспорт, оплатил проезд. Внезапно он узнает, что произошла смена маршрута. Миша начинает волноваться, так как он совсем не знает этого места, но тут же пытается себя успокоить (он же взрослый!). «Миша выбрался на улицу, захлопнул дверь, и маршрутка уехала. От холодного ветра загудела голова. Нет, только не это! Шапка осталась в маршрутке! Объясняй теперь маме… Миша натянул капюшон и огляделся. Совершенно непонятно, где он. Маме позвонить? Так она сначала рас переживается, потом ругаться начнет, а потом, чего доброго, вообще его никогда никуда не отпустит. Подумаешь, чужой двор. Не мог же он далеко уехать! Сейчас спросит у кого-нибудь. Подумаешь».
Дальше возникает другая ситуация, автор меняет сюжет, эпизоды, а также вводит в повествование новые персонажи. Главный герой встречает девочку, которая потеряла щенка и пытается ей помочь. Они вместе находят щенка, и вдруг он наконец-таки находит свою спортшколу. «Вот их здание, только с непривычной, задней стороны. А этот забор и этот детский сад он видел в глубине двора, когда вышел из маршрутки. Всё это время он кружил вокруг нужного ему места, а мог бы оказаться здесь еще час назад! Миша рассмеялся».
Он пришел в спортшколу, но опоздал на тренировки. Когда ему позвонил мама, он не сказал ей правду. «— Сынок, ты доехал? Я только сейчас узнала, что там маршрут изменили! Ты где?
— Мам, всё в порядке. Сейчас домой поеду. Только я это… шапку потерял».
Для чего он сохранил это в тайне? Потому что понял, что если он скажет ей, то мама будет волноваться, возможно, винить себя, что позволила, и в следующий раз он не сможет поехать один. Эта цепь событий приводит героя к мысли о том, чтобы укрыть от матери свой секрет, в котором он мог почувствовать себя взрослым, умеющим принимать решения.
Мотив тайны в произведении Ботеевой «Тонкий лед, толстый человек»
В рассказе Ботеевой «Тонкий лед, толстый человек» тоже можно отследить мотив тайны, которую скрывает маленький мальчик Женька.
Повествование начинается с того, что происходит в наши дни. Как и в рассказе «Заяц на орле» вначале описано настоящее, потом сюжет уходит в воспоминания мальчика. «Женька поскользнулся, упал и лежит себе. Локоть болит, чужие ноги топают туда-сюда, шапка отлетела далеко, не дотянуться. Вот как странно получилось: тонкий лёд поборол толстого человека. Так думает Женька, и что-то в его голове не сходится, может быть, это от падения? Вон он какой высокий, лететь и лететь, а шмякнулся так быстро, даже ничего не успел понять. Шёл-шёл, и вдруг лежит. Интересно, как он падал? Может быть, кто-то видел? Возьмёт и скажет сейчас: вот это да! Вот это десантник!»
Интересные размышления у главного героя вскоре сменяются разговорами взрослых, пытающихся ему помочь. Не обращая внимания на них и не пытаясь встать, он углубляется в свои воспоминания. Дальше описание девочки-соседки по парте, к которой у главного героя возникла симпатия.
«Это правда, волосы у новенькой похожи на золото. Рыжие, но не такие, чтобы обзываться можно было всегда, а только когда она сидит под лампочкой или на солнце. Вот тогда у неё волосы блестят, особенно на втором уроке. В это время солнце светит ей на макушку, и Женька щурится от блеска».
Далее события развиваются резко, происходит неприятная для главного героя ситуация, где его обидела эта златовласая девочка. В произведении описаны его переживания, как Женька пытается справиться с обидой в столовой и не может нормально поесть.
Однако потом происходит примирение: «Алька так и не смотрела на своего соседа до конца дня. А на последнем уроке вдруг нарисовала ему на ладони цветок. Женька хотел отдёрнуть руку, но Аля снова посмотрела на него очень долго. И он покорно дождался, пока она всё дорисует. Было очень странно и немного больно: ручка писала плохо, и Алька давила на неё сильнее, чтобы все линии прорисовывались».
И теперь автор снова переходит к началу эпизода, чтобы читатели поняли, почему же все-таки он упал: «Женька шёл и думал, как там поживает его цветок на ладони. Он надел варежки, засунул руки в карман. И вдруг хлопнулся на тонком льду. Люди столпились вокруг него, хотели помочь встать, но он поднялся сам». Вот и раскрыта наконец-то тайна его падения.
Во всех этих историях происходит что-то с детьми, которые пытаются вести себя по-взрослому, их рассуждения по-настоящему затягивают. Они размышляют в нестандартных для них и трудных ситуациях, стараются найти выход.
Прочитывая произведения еще раз, снова и снова возникают новые выводы о том, что же именно пытался донести автор, новые мысли и умозаключения.
Заключение
В ходе исследовательской работы нам удалосьвыявить причины, по которым авторы используют мотив тайны в своих произведениях. проанализировать тайну мотива в художественных произведениях.
В данной исследовательской работе были решены следующие задачи:
– рассмотрено основное понятие «мотива»;
– выявлены виды мотивов в художественных произведениях;
– отобрана и проанализирована литературу для проведения исследования;
– определены нравственные уроки, которые дают авторы читателям через мотив произведения.
Нам удалось подтвердить гипотезу о том, что мотив тайны используется авторами в произведениях как эффективный способ, для удержания внимания и поддержания интереса читателя к сюжету.
Ценностью данной исследовательской работы является возможность использовать ее материал на уроках литературы и в рамках бесед с обучающимися по вопросам нравственно-духовного воспитания личности.
Литература:
- Ауезова А. Т. Понятие и определение термина «мотив» в литературоведении // Слово — образ — речь: грани филологического анализа литературного произведения. монография. Москва, 2018. С. 160–163.
- Ботева М. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sites.google.com/site/maboteva/home/korotkie-detskie/leed (Дата обращения 06.10.2021).
- Бугославская А. В. О понятии «мотив» и подходах к его изучению // Проблемы и перспективы повышения качества образовательных услуг на основе инноваций: региональный аспект. Материалы региональной научно-практической конференции. 2017. С. 100–105.
- Бурдун С. В. К вопросу о трактовке понятия «мотив» // Актуальные вопросы гуманитарных наук в современных условиях развития страны. сборник научных трудов по итогам III международной научно-практической конференции. 2017. С. 34–35.
- Исаева Е. Поле перед тобой [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bibliogid.ru/skoro-kniga/13067-iz-detstva-v-otrochestvo-otryvok-iz-sbornika-ty-moya-tajna. (Дата обращения 07.10.2021).
- Пегов М. В. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://samlib.ru/p/pegow_m_w/zayacnaorle.shtml (Дата обращения 07.10.2021).