В данной статье рассматривается доказательство одной теоремы разными способами. Отыскание различных способов доказательства теорем — важнейшее средство развития творческого мышления учащихся, способствует более глубокому и прочному пониманию и запоминанию материала.
Ключевые слова: треугольник, высота, биссектриса, угол, косинус полуразности двух углов.
Где материя, там геометрия.
Иоганн Кеплер
Геометрия — удивительная наука, которая возникла из нужд практики. Большое число правил для решения практически важных задач можно найти уже в древнегреческих папирусах и древневавилонских клинописных текстах. Древние египтяне умели вычислять площади прямоугольника, треугольника и трапеции. Египтяне узнали, что треугольник, стороны которого пропорциональны числам 5, 4 и 3, имеет прямой угол. По-видимому, верёвочный треугольник с таким отношением сторон служил для разбивки прямых улов на местности при делении полей. Но всё это были практически найденные рецепты, иногда точные, а иногда лишь приближенные. Сами египтяне и вавилоняне такого различия, вероятно, не делали. Не было ни точных определений, ни отчётливых доказательств. Практическая деятельность человека служила основой длительного процесса выработки отвлечённых понятий, открытия простейших геометрических зависимостей и соотношений. Со времён, когда накопилось большое количество геометрических фактов, у людей появилась потребность обобщения, уяснения зависимости одних элементов от других, установления логических связей и доказательств. Геометрия стала наукой лишь после появления в ней теорем и доказательств. К числу основных геометрических фактов следует отнести и теорему «О связи биссектрисы и высоты в треугольнике».
Из различных источников Интернета известна теорема:
«В произвольном треугольнике отношение высоты к биссектрисе, проведенных с одного угла, равно косинусу полуразности двух других углов» (рис.1). Эта теорема выражается следующей формулой:
Рис. 1
Из прямоугольного треугольника ADK , находим:
Формула угла между высотой и биссектрисой произвольного треугольника:
Для доказательства этой формулы будем использовать свойство углов треугольника, согласно которому их сумма равна
180º: A=180º — B — C , (3)
Рассмотрим BAК. Используя выражение (3), с учётом, что AК — биссектриса, будем иметь:
BAК=
Рассмотрим BAD. Так как по условию AD — высота, то по свойству углов прямоугольного треугольника будем иметь:
BAD=90º – B , (5)
По построению
BAК
=

Используя выражения (4), (5) и (6), получим:
Таким образом, формула угла между высотой и биссектрисой произвольного треугольника выведена. Используя выражения (1) и (7), будем иметь:
Эта теорема интересна тем, что существует ещё несколько способов её доказательства (авторские).
Известно, что в треугольнике АВС высота, проведённая из вершины угла А , выражается следующей формулой:

где a, b, c — стороны треугольника; p — полупериметр. Известно, что в треугольнике АВС биссектриса, проведённая из вершины угла А , выражается следующей формулой:
Разделив выражение (8) на (9), получим:
Используя выражение (10), с учётом, что




Используя выражение (11), с учётом, что
что и требовалось доказать.
Площадь треугольника АВС можно выразить следующими формулами:
Приравняв выражения (13) и (14), найдём:
Известно, что в треугольнике АВС биссектриса, проведённая из вершины угла А , выражается следующей формулой:
Разделив выражение (15) на (16), получим:
Из треугольника АВС по теореме синусов имеем:
Используя выражения (17), (18) и (19), будем иметь:
отсюда
Учитывая выражение (20) и что
получим:
Из прямоугольного треугольника
ADК
найдём:
Рассмотрим СAК . Так как AК в треугольнике АВС является биссектрисой, следовательно
СAК=
Рассмотрим треугольник AКС . Используя свойства углов треугольника, согласно которому их сумма равна 180º, будем иметь:
AКС=180º
Из условия, что сумма двух смежных углов равна180º, будем иметь:
AКD=180º
Используя выражения (23) и (24), получим:
AКD=180º
Используя выражения (21) и (25), получим:
Отсюда
Задача 1.
В треугольнике
AВC
из вершины угла
A
проведены высота
AD=
Задача 2.
В треугольнике
AВC
из вершины угла
A
проведены высота
AD=

В представленной работе рассмотрены различные способы доказательства одной и той же теоремы. Учитель, приучая учащихся к самостоятельному поиску доказательства, поощряя их работу в этом направлении (даже, если найденное доказательство сложнее известного), может добиться более прочных и глубоких знаний, способствовать повышению интереса к предмету. Благодаря такой работе над доказательством теорем разными способами формируется логическое мышление. Подробный разбор способов доказательства теоремы разными способами является хорошим подспорьем для того, чтобы освежить в памяти пройденный материал.
Таким образом, отыскание различных способов доказательства одной и той же теоремы — важнейшее средство развития творческого мышления учащихся.
Литература:
- Василевский А. Е. Методы решения математических задач. Минск, 1969.
- Литвиненко В. Н. Практикум по решению задач школьной математики (Геометрия).
- Выгодский М. Я. Справочник по элементарной математике. Москва. «Наука». 1986.
- Некрасов В. Б. Школьная математика. Санкт-Петербург. «Авалон». 2006.