Типология образов помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души (художественные детали) | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №5 (57) май 2022 г.

Дата публикации: 07.04.2022

Статья просмотрена: 3769 раз

Библиографическое описание:

Федорова, Алина. Типология образов помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души (художественные детали) / Алина Федорова, Г. Н. Жирохова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 5.1 (57.1). — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/young/archive/57/2876/ (дата обращения: 19.12.2024).



Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» — это гениальное произведение, которое явилось венцом всего творчества писателя. Оно детально изучено в литературоведении. Исследователи находят все новые и новые художественные приемы, которые использовал Гоголь, создавая образы помещиков.

Современные исследователи ведут поиск типологических особенностей на уровне системы образов поэмы. Это объясняет актуальность выбранной темы курсовой работы.

Цель исследования : выявить типологию образов помещиков.

Задачи исследования : выявить особенности сюжетно-композиционного своеобразия поэмы; определить роль художественной детали в изображении помещиков.

Методологической основой являются труды Н.Шкроба «Светлый гость у Гоголя», Ю. М. Лотмана, Ю.Манна.

Объектом исследования является поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Предметом исследования являются образы помещиков в произведении.

Е. А. Смирнова в книге «Поэма Гоголя «Мертвые души» отмечает, что вся картина русской действительности в первом томе произведения освещена идеей, которая сопрягает ее с самой мрачной областью мироздания — адом, определяя замысел по типу «Божественной комедии». Мотив погружения, опускания вниз просматривается, когда Чичиков и его бричка то и дело вязнут в грязи.

Ю. В. Манн в книге «поэтика Гоголя» рассказывает о структуре поэмы: о рационализме законченной первой части, в которой каждая глава тематически завершена и имеет свой «предмет». Особенностью композиции поэмы является то, что каждый последующий помещик, с которым сталкивается Чичиков, еще «более мертв, чем предыдущий». Гоголь дает каждому герою подробную характеристику, вводя его в действие.

Ю. Ф. Самарин хотел доказать, что «Мертвые души» несли примирение, то есть утверждали социально-политические основы крепостнического государства, и тем самым приглушали политическую борьбу прогрессивных слоев общества.

«Мертвые души» — это галерея застывающих, стареющих, теряющих жизненные соки душ. (Ю. М. Лотман)

Таким образом, концепция полного и абсолютного возрождения человеческой души, органически связанная с христианством, составляет одну из основ художественного мира “Мёртвых душ”. (Ю. Лотман).

Роль художественной детали в создании образов помещиков

Начало чиновничьей карьеры главного героя было положено трюком, в котором одежда сыграла свою обязательную роль. Павел Иванович попал под начальство уже престарелому повытчику, который был образцом каменной бесчувственности и непотрясаемости. «Ничего не было в нем ровно: ни злодейского, ни доброго, и что-то страшное явилось в сем отсутствии всего». Узнав, что у повытчика была зрелая дочь, Чичиков решил с этой стороны подобраться к начальству. Приходил по воскресным дням в церковь, «становился всякий раз насупротив ее, чисто одетый, накрахмаливши сильно манишку, — и дело возымело успех»…

«Знаковые» герои «Мертвых душ», будь то сам Чичиков, Манилов, Собакевич, Плюшкин, Ноздрев, Коробочка, каждый одет, словно родился в этом, ему одному присущем наряде, так он ему идет. Одежда как бы приросла, стала даже не маской, а личиной.

Пример применения цвета одежды для характеристики героя: «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги».

Заботливо придумывая одежды своих героев, Гоголь стремится к предельному реализму. То есть — показать в истинном свете, если надо разоблачить, а иногда и несколько даже натурально — подраздеть. Особенно наглядно этот гоголевский чертик выглядит в описаниях женщин. Вот один из ярких примеров гоголевской костюмной эротики, когда он, любуясь и смакуя каждую подробность, приступает к описанию нарядов городских дам на губернаторском балу в «Мертвых душах», — это сладчайшая ирония, стремящаяся к психоанализу. (16, 78с.)

Образы.

В «Мертвых душах» пыль, покрывающая дорогу «или прибитая дождем), упоминается более десяти раз. Это свидетельствует об особой значимости образа для Гоголя. Описания связаны с дорожными впечатлениями Чичикова. Аллегорический смысл образа достаточно ясно улавливается в последней сохранившейся главе второго тома поэмы, когда заключенный в тюрьму, отчаявшийся Чичиков получает возможность поговорить с Афанасием Васильевичем Муразовым. Павел Иванович сравнивается с «терзаемым полящей жаждой, покрытым прахом и пылью дороги, изнуренным, изможденным путником», которому вливают в засохшее горло струю ключевой воды.

Другой персонаж «Мертвых душ», который постоянно сталкивается с пылью, — пылью , которая не сверлит воздух, а мертвенно покоится в его жилище. В доме Плюшкина люстра в холстинном мешке напоминает «шелковый кокон», графинчик как будто бы одет в фуфайку, а руки касающегося знаменитой кучи становятся «похожими на перчатки». Пыль не клубится, не вьется и не мешает, она как будто оберегает героя, создавая оболочку, изолирующую от мира.

Итак, пыль чаще всего встречается в произведении Гоголя «Мертвые души». С ней больше всех «контактирует» Чичиков и Плюшкин, причем характер этого контакта кардинально различается

Пепел . Самым популярным гоголевским персонажем, который ассоциируется с пеплом, является Манилов. Аккуратно расставленные на подоконнике горки золы из трубки символизируют пустые мечтания героя: «жизнь сгорает бесполезно, остается только зола». Прах –знак мимолетности существования, смертности, а потому «красивые рядки» золы весьма показательны в доме «безжизненного» человека. Портрет помещика дополняется образом рассыпанного табака. Обилие табака в кабинете связано с пристрастием героя к курению. Ритуал курения использовался при обрядах закрепления дружеских отношений.

Пепел рассыпан и в доме Ноздрева. Сор сосредоточен в столовой помещика: наутро после застолья «табачная зола была видна даже на скатерти».

Перья. В доме помещицы перья «потопом» распространяются про комнате, когда Фетинья взбивает перину; затем разлетаются во все углы. Образ перьев отсылает к фольклорной традиции, согласно которой птицы, упоминаемые в произведении в связи с образом коллежской секретарши, — куры, индейки, воробьи — символизируют глупость. (14, 258с)

Дорога является в поэме сюжетообразующим фактором и одновременно концентрирующим в себе глубинные смыслы эстетической концепции писателя. Таков и образ дома. На всем протяжении поэмы повествователь и героя находятся в дороге, «об руку» движутся в поисках своего дома. Дорога — символ жизненного пути человека, а дом — подлинное место в жизни. Образы дороги и дома — история души человеческой на разных ее уровнях, адекватны эпическому размаху поэмы — миру природному, вещему, человеческому. Рассказанная повествователем история жизни Чичикова — история мытарства его души. (18, 33с.)

Большую роль в описании помещиков играет цветовая гамма .

Красный — Ноздрев, желтый — Коробочка, зеленый — Манилов, синий — Собакевич, черный — Чичиков, белый — Плюшкин. Красный цвет — страсть к соблазнам; зеленый — наивность; желтый — болезнь; черный — несчастье; синий — постоянство; белый — старость.

Например, описывая внешность Манилова, Гоголь использует зеленый цвет: «Подъезжая ко двору, Чичиков заметил самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке…», описывая внешность Ноздрева — красный6 «Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». Собакевича автор сравнивает с медведем, но «….у самого окна, висела клетка, из которой глядел дрозд темного цвета, очень похожий на Собакевича». Птица дрозд — характер и образ жизни помещика. Синий дрозд всегда задумчив, медлителен и печален. Собакевич ассоциируется с синим цветом, который символизирует постоянство, преданность в семейной жизни, сомнения в правосудии и недоверчивость. (20, 2с.)

Таким образом, Гоголь к каждому образу помещика подбирал слова с особой семантической окраской, раскрывавшей внутреннее содержание каждого: душа Коробочки — мешочки с деньгами, душа Ноздрева — карточная игра, душа Собакевича — яйцо кощея бессмертного, душа Плюшкина — лукошко для хранения льна, душа Манилова — наивная мечтательность, душа Чичикова — сделка.

Заключение

Н. В. Гоголь — один из самых удивительных и своеобразных мастеров художественного слова, а «Мертвые души» — уникальное произведение, в котором с помощью описания внешнего и внутреннего вида поместья полностью раскрывается характер человека в нем живущего.

Каждый помещик имеет сходные и различные черты характера с другими помещиками. Гоголь выделяет в каждом герое самую отличительную черту, которая выражается в бытовом окружении. У Манилова это непрактичность. Пошлость и мечтательность, у Коробочки — «дубинноголовость», хлопотливость и в мире низких вещей, у Ноздрева — обильная энергия, которая направлена не в то русло, резкие перепады настроения, у Собакевича — хитрость, неуклюжесть, у Плюшкина — скупость и жадность. (17, 67с)

От героя к герою Гоголь обнаруживает преступную жизнь помещиков. Образы даны по принципу все более духовного оскудения и морального падения. В «Мертвых душах» Гоголь выставляет напоказ все человеческие недостатки. Несмотря на то, что в произведении присутствует не малая доля юмора, «Мертвы души» можно назвать «смехом сквозь слезы». Автор упрекает людей в том, что в борьбе за власть и деньги они забыли о вечных ценностях. В них жива только внешняя оболочка, а души мертвы. В этом виноваты не только сами люди, но и общество, в котором они живут, которое тоже, в свою очередь, ставит свой отпечаток.

“Мёртвые души” стоят выше всего, что было и есть в русской литературе, ибо в них глубокость живой общественной идеи неразрывно сочеталась с художественностью образов, и этот роман, почему-то названный автором поэмою, представляет собою произведение столь же национальное, сколько и высокохудожественное”.

Гоголь считал свой труд над «Мертвыми душами» неразрывным с внутренней работой над собой, о чем писал в письмах друзьям. В письме Плетневу в октябре 1843г. есть такие слова: «Сочинения мои так связаны тесно с духовным образованием меня самого…»

В поэме отразилось и душевное состояние автора. Преобладающее настроение первой части — грустное. Одна из причин его — боязнь наступающей преждевременной старости.

«Мертвые души» — одно из самых своеобразных и сложных произведений в русской литературе. Именно в «Мертвых душах» нашла наиболее полное выражение позиция Гоголя — писателя, человека, мыслителя.

В «Мертвых душах» Гоголь демонстрирует «свойства нашей русской природы», «пороки, присущие русскому человеку».

Дорого русскому сердцу имя Гоголя; Гоголь был первым нашим народным, исключительно русским поэтом; никто лучше его не понимал всех оттенков русской жизни и русского характера, никто так поразительно верно не изображал русского общества. (Д. И. Писарев)

«Мертвые души» потрясли всю Россию. Это история болезни, написанная рукою мастера. Это крик ужаса и стыда, который издает человек, опустившийся под влиянием пошлой жизни, когда он вдруг увидит в зеркале свое оскотинившееся лицо. «Мертвые души» Гоголя — удивительная книга, горький упрек современной Руси, но небезнадежный. (А. И. Герцен)

Поэма «Мертвые души» является актуальной и по сей день, потому что, к сожалению, современный мир не особо отличается от того, который описан в поэме, и такие человеческие черты, как глупость и скупость до сих пор не искоренены в народе.



Похожие статьи

Прием психологизма «диалектика души» в повести «Голубые города» А. Н. Толстого

Индивидуально-авторская картина мира в рассказе А.П.Чехова «Учитель словесности»

Образы комедии Гоголя в судьбах героев и в сюжете романа В. Шарова «Возвращение в Египет»

Графосемантическая модель образа женщины в рассказе М. Горького «Дора»

Гоголевские традиции в изображении демонических образов и мотивов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роль художественной детали в формировании подтекста в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Нарратологический аспект в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (1835)

Семантика повествования от первого лица в рассказе И.А. Бунина «Несрочная весна»

Художественные функции зеркальности в рассказе В.Набокова «Пильграм»

Художественные средства создания социальных типов в драме А. Н. Островского «Бесприданница»

Похожие статьи

Прием психологизма «диалектика души» в повести «Голубые города» А. Н. Толстого

Индивидуально-авторская картина мира в рассказе А.П.Чехова «Учитель словесности»

Образы комедии Гоголя в судьбах героев и в сюжете романа В. Шарова «Возвращение в Египет»

Графосемантическая модель образа женщины в рассказе М. Горького «Дора»

Гоголевские традиции в изображении демонических образов и мотивов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роль художественной детали в формировании подтекста в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Нарратологический аспект в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (1835)

Семантика повествования от первого лица в рассказе И.А. Бунина «Несрочная весна»

Художественные функции зеркальности в рассказе В.Набокова «Пильграм»

Художественные средства создания социальных типов в драме А. Н. Островского «Бесприданница»

Задать вопрос