Символика цвета в лирике С. А. Есенина | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №5 (57) май 2022 г.

Дата публикации: 07.04.2022

Статья просмотрена: 2816 раз

Библиографическое описание:

Николаев, Кюндюл. Символика цвета в лирике С. А. Есенина / Кюндюл Николаев, А. В. Степанова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 5.1 (57.1). — С. 68-69. — URL: https://moluch.ru/young/archive/57/2878/ (дата обращения: 16.11.2024).



Целью данной научно-исследовательской работы является: выяснить какие цвета использует и предпочитает автор; изучение особенностей использования цветообозначений в лирике Сергея Александровича Есенина.

Задачи научно-исследовательской работы:

  1. овладеть теорией вопроса, уяснить такие понятия как цветопись, символика цвета;
  2. изучить биографию С. Есенина;
  3. рассмотреть и проанализировать поэзию С. Есенина с точки зрения использования в ней цветовых эпитетов;
  4. выяснить, какую смысловую нагрузку несут цветовые эпитеты в поэзии Есенина.
  5. описать особенности символики цвета в психологии и в поэзии С.Есенина;
  6. сравнить использование цветов в разные периоды творчества поэта.

Объект исследования — поэтический мир С. Есенина. Группа слов, называющих цвет.

Предметы исследования

 периоды творчества С. Есенина

 цветовая гамма в поэзии С. Есенина.

Методы исследования:

 анализ литературных и биографических источников,

 изучение научной литературы,

 сопоставление цветовых ассоциаций,

 сравнительный анализ.

Актуальность данной работы обусловлена падением интереса к поэзии. Слабым знанием творчества С. А. Есенина в общеобразовательной школе. Работа посвящается к Году Чтения.

Гипотеза: при помощи символики цвета, проследить использование цветовой гаммы в содержательной структуре поэтического текста в разные годы жизни в поэзии Есенина.

Нами были рассмотрены сборники стихов С. А. Есенина «Стихотворения. Поэмы», 2002 г., 2008 г. выпуска. Мы сосчитали количество использованных цветов около 250 стихотворений С. Есенина. Цветовая палитра поэта весьма разнообразна: синий (голубой, синь), золотой, белый, зелёный, красный, желтый, рыжий, розовый, чёрный, алый, серый, багряный. Помимо этих цветов встречаются по одному разу — «яблонный цвет», «цвет черемухи», «сиреневая цветь», «васильковая гладь», «златокарий» и 2 раза — «соломенный».

В данной работе мы обратимся к четырем его излюбленным цветам: синий и его оттенки, золотой (желтый), белый и зеленый.

  1. Символика синего цвета.

Самый любимый цвет у С. Есенина — синий. Есенин считал, что в самом имени “ Россия ” спрятано “ синее что-то ”. Он говорил: «Россия! Какое хорошее слово и «роса», и «сила», и «синее» что — то!»… До революции 1917 года синий встречается в стихах поэта 20 раз, а после — 34, а голубой цвет 17 и 23 раза соответственно. Таким образом, можно сделать вывод, что синий цвет в лирике Сергея Есенина предстаёт важным фрагментом идиостиля.

2. Символика золотого (желтого) цвета.

Золотой — это жёлто-оранжевый цвет, который символизирует изначальный, божественный свет. До 1917 года Есенин употреблял эти цвета соответственно 13–19 раз, после — 18–54. Возможно, возрастание означает, что внутреннее состояние поэта изменилось, и он больше начинает задумываться о душе, святости, то есть видел в этом спасение от душевных переживаний, связанных с революцией. Пристрастие к жёлто-золотому психологи трактуют, как желание свободы, независимости от реальности, стремление к снятию напряжения.

  1. Символика белого цвета.

В стихотворениях «белый» — обозначает чистоту, невинность, радость. До революции белый встречается в стихотворениях поэта 21 раз, а после — 24. Мы видим небольшое увеличение частотности употребления этого цвета в творчестве С. Есенина после 1917 года. «Всплеск» использования цвета приходится на 1918 год, возможно, это связано с восторженным отношением поэта к революции.

  1. Символика зеленого цвета

«Зелёный» символизирует юность, надежду, веселье, порой незрелость, недостаточное совершенство. До революции мы встречаем этот цвет 18 раз, после — 9. В послереволюционных стихах объём использования цветов увеличивается. Главенствующим становится жёлтый цвет, усиливающий атмосферу нездоровья, расстройства и надрыва, болезненности, печали и подавленности.

Заключение.

Исследование показало, что мир поэзии, созданный Сергеем Есениным, — мир многоцветный, раскрашенный в живые и чистые краски. Цветовая палитра сложна, многокрасочна и выразительна, но любимыми цветами поэта были синий, голубой, желтый. Есенин сумел передать тончайшие эмоциональные состояния при помощи красок. Многообразие цветовых эпитетов помогают понять переживания, оттенки настроений героя.

Таким образом, цвет заключает в себе возможности логического (понятийного) и эйдического (чувственно-образного) способов познания мира, поэтому цвет трудно осознать до конца, но его можно прочувствовать. В поэзии Есенина самые часто используемые цвета синий (синь, голубой), золотой (желтый), белый, зеленый. Значит, поэзия Есенина в цветовом решении — это:


 небо, воздух, свобода;

 божественный и небесный свет;

 цвет любви, горения;

 символ чистоты, благородства.


Литература:

  1. Есенин С. А. сборник стихотворений «Стихотворения. Поэмы» — М.: Дрофа: Вече, 2002.-336с.
  2. Есенин С. А. сборник стихотворений «Стихотворения. Поэмы» — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 233с.
  3. Журнал. Молодой ученый. Спец выпуск. Материалы Межвузовской научно-практической конференции «Сергей Есенин: взгляд молодых» от 19–20 ноября 2015. № 6.4 (110.4) Март, 2016г.


Задать вопрос