Оживление ненецкой сказки «Кукушка» с помощью программы Stop Motion | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №5 (57) май 2022 г.

Дата публикации: 07.04.2022

Статья просмотрена: 99 раз

Библиографическое описание:

Николаева, Анжелина. Оживление ненецкой сказки «Кукушка» с помощью программы Stop Motion / Анжелина Николаева, О. С. Николаева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 5.1 (57.1). — С. 69-74. — URL: https://moluch.ru/young/archive/57/2893/ (дата обращения: 19.12.2024).



Введение.

Актуальность темы заключается в том, что многие дети и взрослые любят смотреть мультфильмы, которые, остаются востребованными и по сей день. Но, не смотря на многообразие существующих мультфильмов, сказки малочисленных народов, остаются в стороне. Каждый народ в сказках прячет свою мудрость, отношение к жизни, детям, миру, а так же свои традиции. Сказки народов Севера не исключение, мы не должны забывать нашу историю, историю нашего края.

Особенности северных сказок — эти сказки о природе, традициях, быте людей. Именно из сказок мы впервые узнаем о том, что в разных странах люди живут по-разному, получаем первое представление о культуре разных народов. Поэтому любой сборник сказок народов мира — это своеобразная энциклопедия, источник знаний о культуре стран и народов.

Эвенкийские сказки учат думать о завтрашнем дне, они наполнены любовью к родному краю и природе, к которой человек не должен относиться потребительски, а должен быть бережливым хозяином своей родной земли.

Когда мы были маленькими, нам попался мультфильм, который понравился всей нашей семье. «Корали́на в Стране Кошма́ров» кукольный мультипликационный фильм, снятый по детской повести Нила Геймана в 2008 году. В США мультфильм собрал 16,85 млн долларов в течение первых выходных проката. Общий доход от проката в мире составил порядка 124 млн долларов, благодаря чему мультфильм занял 3 место в списке самых кассовых кукольных мультфильмов. .

Фильм является первым кукольным полнометражным мультфильмом, изначально снятым в 3D. Лучший фильм 2009 года по мнению Американского института кинематографии. Мультфильм был номинирован на премию «Оскар» [4].

Создание этого мультфильма меня так вдохновило, что я решила создать свой первый кукольный мультфильм в Stop motion animation. Это покадровая предметная анимация.

С помощью этого технического приема можно создавать совершенно невероятные вещи. Все что требуется — фантазия, терпение и некоторые нехитрые знания.

Проблема проекта: Возможно ли оживить сказки народов Севера в Stop motion для сохранения и популяризации в сети Интернет?

Целью нашей проектной работы является создание мультфильма по мотивам ненецкой сказки «Кукушка» в программе Stop-motion для сохранения и популяризации сказок народов Севера в сети Интернет.

Задачи:

  1. Дать определение Stop-motion;
  2. Изучить технику создания кукольной мультипликации;
  3. Обучиться навыкам создания мультфильма в Stop motion;
  4. Уяснить для себя важность знания сказок народов Севера;
  5. Создать мультфильм «Кукушка» по мотивам ненецкой сказки в программе Stop-motion.

Гипотеза . Если раскрыть секреты техники Stop-motion, то можно оживить сказки народов Севера.

Методы исследования : изучение литературы, информации в интернете по данной теме; работа по созданию мультфильма.

Объект исследования : Stop Motion.

Предмет исследования : принципы создания кукольного мультфильма по мотивам ненецкой сказки в Stop motion.

Ожидаемый результат: Интерес к сказкам народов Севера.

Практическая значимость работы связана с возможностью популяризации сказок народов Севера через сервис Youtube.

Новизна исследования состоит в том, что выдвинутая гипотеза по теме исследования не была доказана ранее.

1. Теоретическая часть.

1.1 Что такое S top-motion.

Stop motion — актуальное направление видео-арта и один из основных принципов анимации. В переводе с английского «остановка движения». По сути, это последовательное соединение отдельных кадров в единый видеоряд.

Stop motion используется при создании рекламы, пластилиновой и кукольной анимации, музыкальных клипов и видеоарта.

История создания Stop motion анимации.

Первым stop-motion фильмом стал «Цирк Шалтая Болтая», снятый в 1897 году Джеймсом Блэктоном. К сожалению, мультфильм не сохранился. А сам режиссер спустя три года снял «Очарованный рисунок», в котором применил не только stop-motion, но и комбинированную анимацию.

Stop motion — это самый первый спецэффект в истории кино: в 1913 году в Российской Империи был снят 41-минутный фильм «Ночь перед Рождеством”, в котором впервые использовали метод покадровой съемки, а затем склейки полученных кадров в единое движение. Благодаря открытию такой вот возможности монтажа, человечество получило мультики во всем их великолепии и возможность оживлять неживое на экране.

На новый уровень stop-motion анимацию вывел аниматор Уиллис О’Брайен, комбинировавший динозавров и людей для фильма 1925 года «Затерянный Мир». Однако настоящий успех пришел к нему в 1933 году после фильма «Кинг Конг», для которого он разработал множество новых стоп-моушен техник.

Еще один важный момент в истории стоп-моушена случился, когда аниматоры начали использовать пластилин для создания своих персонажей. Пластилиновая анимация существовала и раньше, однако активно к ней прибегать мультипликаторы начали лишь в 50-ых.

Начиная с 1980-ых, компьютерная анимация постепенно стала вытеснять стоп-моушен при создании эффектов для фильмов. Однако последняя продолжала успешно развиваться благодаря людям, любящим этот жанр. Один из таких людей — Тим Бертон. Его «Кошмар перед Рождеством» (1993) был первым стоп-моушен мультфильмом, нацеленным на международный прокат и коммерческий успех. Режиссер еще несколько раз вернулся к этой технике в «Трупе невесты» (2005) и «Франкенвини» (2012).

Большую роль в развитии stop-motion анимации сыграла британская студия Aardman, известная такими мультфильмами, как «Уоллес и Громит» (1989), «Побег из Курятника» (2000) и «Барашек Шон» (2007). Их создатель — Ник Парк, настоящий король пластилиновой анимации [8].

1.2. Кукольная мультипликация .

Россия является родиной кукольной, или объемной, мультипликации. Известные мультики: «Чебурашка», «Варежка».

С развитием этого вида мультиков появилась новая техника создания фильмов. Но тем не менее процесс создания ленты оставался не менее трудоемким.

Менять положение кукол, создавая иллюзию их движения, несколько проще, чем при рисовании, но и здесь имеются свои особенности. Например, чтобы изобразить объект парящим в воздухе, потребуется закрепить его в пространстве при помощи натянутой лески. Само «крепление» при этом остаётся практически незаметным для объектива фотоаппарата.

Кукольные мультфильмы, как и рисованные, «оживают» лишь при покадровой съёмке. Разница между ними заключается в том, что для изготовления кукольных персонажей требуются не только краски и бумага, но и масса других подручных материалов. Это могут быть лоскутки ткани, нитки, поролон, проволока, пуговицы, дерево, разнообразные плоды и др. Основой для создания кукольных мультфильмов может послужить также конструктор «Лего».

Совсем неважно, из чего будет сделан кукольный герой, главное, чтобы он был наделён индивидуальностью.

Отдельное место в кукольной анимации занимают спецэффекты. Так, обычная манка или соль поможет создать в кадре живописный зимний пейзаж и глубокие «снежные» сугробы [5].

1.3. Процесс создания мультфильма.

Самый главный человек при создании мультфильма — это режиссер . Именно он придумывает о ком и о чем будет мультфильм. Он создает персонажей и придумывает приключения для них — это называется сюжетом мультфильма или сценарий. Все что происходит с героями мультфильма выдумано режиссером.

Свои идеи режиссер рассказывает художникам . Художник по персонажам внимательно слушает и представляет и представляет будущего героя мультфильма. Он создает героев с помощью красок, ткани или пластилина.

Декоратор — художник по декорациям. Он создает план для мультфильма. План — это фон (небо, земля) и декорации (дома, машины, деревья).

Аниматор и оператор работают вместе. Аниматор передвигает фигурки героев, а оператор кадр за кадром снимает — фотографирует каждое передвижение. Так получается очень много фотографий, целая лента. Каждый чуть, чуть отличается от другого, того, который рядом.

Когда отсняты все фотографии персонажей мультфильма надо озвучить. Озвучивают героев мультфильма настоящие актеры. Голос для своего героя режиссер выбирает сам.

Музыку к мультфильмам пишут Композиторы .

Весь мультфильм собирает на компьютере — монтажер . Все фотографии на экране пролистываются очень быстро. Герои начинают оживать: улыбаться, моргать, ходить [7].

1.4. Для чего нужно знать сказки народов Севера?

Известно, что народная сказка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Это первое звено той цепи, которое связывает человека со всеми предыдущими поколениями, да и со всем человечеством. Сказки искренни, в то же время мудры и поучительны. Сказки высоко поэтичны и нравственны. А значит, они могут помочь ребенку освоить мир человеческих чувств, отношений, сформировать гуманные и этические представления. Они помогают заложить в душе ребенка «кирпичики”, из которых строятся основы восприятия мира. В глубокой древности сказки, вероятно, выполняли все эти функции”.

Северные сказки наиболее распространенный жанр фольклора народов Севера [6]. Они скрашивали тяжелое существование людей, служили любимым развлечением и отдыхом: рассказывали сказки обычно на досуге, после тяжелого трудового дня. Сказка в жизни северного человека играла и большую воспитательную роль, являлась своего рода школой жизни, как впрочем, и сейчас. Северные сказки рисуют яркие образы рыбаков и оленеводов, знакомят с представлениями эвенков о мировом устройстве, обычаях. Героями сказок являются отважные оленеводы и храбрые охотники, и находчивые рыболовы. В сказках народов Севера фигурируют разнообразные элементы волшебства, вещие силы, смерть и оживление. Большое место в фольклоре народов Севера занимают сказки о животных, они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных, рассказывают о взаимопомощи человека и зверя. Основная мысль северной сказки проста: на земле недолжно быть место страданиям и бедности, а зло и обман обязательно должны быть наказаны.

2. Практическая часть.

2.1. Подготовка к созданию современного кукольного мультфильма.

Техника — кукольная анимация по популярности уступает лишь рисованной мультипликации. Кукла располагается прямо перед камерой и фотографируется покадрово, причем каждый раз в ее позу вносятся минимальные изменения, чтобы при последующей проекции создавалась иллюзия движения.

После изучения процесса создания мультфильма с помощью компьютерной программы Stop motion, мы приступили к работе.

Работа началась с плана, которому следуют все мультипликаторы:

1. Написать сценарий мультфильма

2. Подготовить декорации.

3. Сшить кукол-героев мультфильма.

4. Снять кадры мультфильма.

5. Смонтировать мультфильм.

6. Озвучить мультфильм.

7. Провести окончательную обработку.

Для создания мультфильма мы приготовили следующих кукольных персонажей: маму и четверых сыновей.

C:\Users\Оля\Desktop\IMG_20211105_152422.jpg

Изготовили необходимые декорации: на листе ватмана нарисовали двор с чумом и разукрасили гуашью.

C:\Users\Оля\Desktop\IMG_20211105_103924.jpg

C:\Users\Оля\Desktop\IMG-20211105-WA0037.jpg

Для съемки мультфильма приготовили фотоаппарат, самодельный штатив и настольную лампу для лучшего освещения (так как профессионального оборудования у нас нет).

2.2. Процесс создания кукольного мультфильма в Stop motion .

Мультфильм создается из последовательности картинок (кадров).

Частота кадров может быть разная (в профессиональном кино это от 12 до 30 кадров в секунду).

Создание кукольных мультфильмов довольно трудоемко. Учитывая, что на 2 кадра приходится 1 снимок, то для одной секунды мультфильма нужно сделать 12 снимков (т. к. скорость — 24 кадра/сек.). Соответственно, необходимо 12 раз изменить объект, чтобы снять 1 секунду.

1.Установленный на штатив фотоаппарат устанавливаем на съемочную площадку, отмечаем маркером месторасположение штатива. Настраиваем камеру, для съемки мультфильма мы выбрали на фотоаппарате разрешение кадра 4320×3240. Это нужно для того, чтобы мультфильм получился четким и не искажался при быстром просмотре и монтаже кадров. Для настройки освещения мы использовали сочетание дневного света и света осветительных приборов (настольная лампа). Все оборудование расположили так, чтобы было удобно работать, в данном случае это «Вид спереди».

C:\Users\Оля\Desktop\IMG-20211105-WA0038.jpg

2. Устанавливаем декорации и также месторасположение их фиксируем маркером.

3. Съемка кадров по задуманному сюжету — это самый длительный и сложный процесс. Продумываем движения персонажей и покадрово проводим съемку каждого жеста, иногда один жест — несколько кадров. Когда персонаж один и есть повторяющиеся жесты и движения, прибегаем к технике «дублирования кадра” т.е повторяем отснятое несколько раз. Если персонажей несколько, то такой прием не всегда возможен, так как по сценарию они все имеют свои движения и жесты. Тут большая опасность запутаться и ошибиться, тогда придется все снимать заново.

4. После того, как подготовительные работы проведены, сцена и объекты для съёмки подготовлены, находим приложение Stop motion на своём устройстве и запускаем его:

запуск Stop motion Studio

У нас откроется окно приложения, в котором мы видим два прямоугольника-кнопки:

  1. с большим знаком “плюс”

стартовое окно Stop motion Studio

Чтобы создать новый мультфильм, нажимаем на прямоугольник с изображением знака “+” (плюс) и подписью Новый фильм:

создание нового фильм в Stop motion Studio

На экране устройства появится изображение с камеры и набор инструментов.

Чтобы приступить к съёмке кадров, в правом углу нажимаем на изображение фотокамеры и получаем другие инструменты, среди которых хорошо видна красная круглая кнопка. Это и есть главный инструмент, по которому необходимо тапать для получения каждого кадра анимации.

C:\Users\Оля\Desktop\Screenshot_20211207_181511_com.cateater.stopmotionstudio.jpg

Сняв первый кадр, изменяем местоположение или форму снимаемого объекта, и снова тапаем по красной кнопке. Следим при этом, чтобы в кадр не попала рука или другие лишние предметы.

C:\Users\Оля\Desktop\Screenshot_20211207_181506_com.cateater.stopmotionstudio.jpg

Важно не забывать убирать руку со сцены, чтобы она не попала случайно в кадр во время съёмки. Но если это произошло, неудачные кадры можно будет удалить из фильма и переснять.

C:\Users\Оля\Desktop\Screenshot_20211207_181433_com.cateater.stopmotionstudio.jpg

Посмотреть мультфильм (либо его часть) можно, тапнув по кнопке с треугольником справа.

C:\Users\Оля\Desktop\Screenshot_20211207_181420_com.cateater.stopmotionstudio.jpg

Если тапнуть по стрелке Назад в правом верхнем углу, увидим все отснятые кадры, которые можно пролистывать, редактировать и смотреть весь фильм либо его часть, начиная от выбранного кадра:

C:\Users\Оля\Desktop\Screenshot_20211207_181457_com.cateater.stopmotionstudio.jpg

Необходимо следить, чтобы во время съемки в кадре не было никаких лишних деталей — главным образом ничьих рук и лишних теней. Съёмочная площадка и фотоаппарат должны сохранять своё положение в течение всей съёмки.

Далее озвучиваем мультфильм. В этом мне помогли мои сестры. Записали на диктофон содержание сказки, голоса детей и мамы. Затем перенесли полученный файл к снимкам и соединили видео и аудио дорожки вместе, синхронизировав по времени.

Программа Stop motion предлагает среду для работы с профессиональным видео, звуком, монтажом отдельных фотографий, установку скорости показа видеомонтажа. Программа позволяет редактировать и обработать уже готовые видео и фотоматериалы в различных форматах, точно настраивать звук и тексты титров и субтитров и многое другое.

У нас получился трехминутный мультфильм из 315 кадров. Готово!

Заключение.

В процессе исследования я выяснила, что создать мультфильм не так просто. Создание мультфильма — это очень кропотливая работа, требующая терпения, а также умения работы с программой Stop motion.

Я попробовала свои силы в роли режиссера, декоратора, монтажера, художника. Эта работа мне понравилась, и я продолжу эксперименты по созданию мультфильмов. Хочется попробовать другие техники, посмотреть, что окажется сложнее, интереснее.

Исходя из проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

1. В ходе проведенной мной исследовательской работы, я познакомилась с основами кукольной мультипликации. Полученные данные помогли мне узнать, что такое Stop motion, а также методы создания мультфильмов.

2. Изучив материалы по данной теме, я выяснила, что мультфильмы-это особый вид киноискусства, создаваемый мультипликаторами, которые используют для создания персонажей различные материалы и техники, а «оживление» происходит путем быстрой смены кадров.

3. Зная основные секреты создания мультфильмов, можно создать свой собственный мультфильм.

Таким образом, я смогла достичь цели своего исследования. Выдвинутая мной в начале исследования гипотеза подтвердилась. Задачи решены, я создала свой первый анимационный фильм (см.Приложение 1).

Приложение 1.

Мультфильм по мотивам ненецкой сказки «Кукушка»

https://youtube.com/watch?v=VE0U1U9GZLQ&feature=share

Литература:

1. История мультипликации [Электронный ресурс] / История явлений и событий. — Режим доступа: http://www.letopis.info/themes/cinematograph/istorija_multiplikacii.html

2. Понятие и виды анимации [Электронный ресурс] / Flash-технологии. — Режим доступа: http://24ikt.ru/Flash/master2/html/default.php

3. История анимации [Электронный ресурс] / Мультик. — Режим доступа: http://www.myltik.ru/index.php?topic=interes

4. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %9A %D0 %BE %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %BB %D0 %B8 %D0 %BD %D0 %B0_ %D0 %B2_ %D0 %A1 %D1 %82 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B5_ %D0 %9A %D0 %BE %D1 %88 %D0 %BC %D0 %B0 %D1 %80 %D0 %BE %D0 %B2

5. Мультипликация [Электронный ресурс] / Викимультия. — Режим доступа: http://ru.wikimultia.org

6. Народные сказки — Сказки народов Севера

https://royallib.com/book/narodnie_skazki/skazki_narodov_severa.html

  1. Аэлит. Лаборатория информационных технологий https://aelit.by/stop-motion-studio-start/
  2. Что такое стоп-моушен анимация https://animationschool.ru/2020/06/17/chto-takoe-stop-moushen-animatsiya/


Похожие статьи

Экзистенциальные проблемы в сказке Ганса Христиана Андерсона «Снежная королева» в образовательном пространстве

Интерактивная сказка «Путешествие Колобка» для детей младшей группы

«Посиделки с мамами»: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через знакомство с традициями национальных праздников

Проект с детьми старшего дошкольного возраста «Чудесные свойства магнита»

Конспект образовательной ситуации «Петушок с семьей»

Физкультурное развлечение для детей младшей группы «В гости к медвежонку Топтыжке»

Педагогический проект «Витаминки из Хакасии»

«Путешествие с Красной Шапочкой» – конспект ООД для детей подготовительной группы

Виртуальная экскурсия по православным святыням Волгоградской области: новоявленное чудо храма Петра и Павла

Летнее развлечение «Лето с Морозом» для детей с нарушением зрения

Похожие статьи

Экзистенциальные проблемы в сказке Ганса Христиана Андерсона «Снежная королева» в образовательном пространстве

Интерактивная сказка «Путешествие Колобка» для детей младшей группы

«Посиделки с мамами»: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через знакомство с традициями национальных праздников

Проект с детьми старшего дошкольного возраста «Чудесные свойства магнита»

Конспект образовательной ситуации «Петушок с семьей»

Физкультурное развлечение для детей младшей группы «В гости к медвежонку Топтыжке»

Педагогический проект «Витаминки из Хакасии»

«Путешествие с Красной Шапочкой» – конспект ООД для детей подготовительной группы

Виртуальная экскурсия по православным святыням Волгоградской области: новоявленное чудо храма Петра и Павла

Летнее развлечение «Лето с Морозом» для детей с нарушением зрения

Задать вопрос