Введение .
Вилюйский регион является исторической родиной эвенков. Это подчеркивают исследователи этнографии Якутии Серошевский В. Л. и Маак Р. К., а также многочисленные эвенкийские названия объектов географии. Якутские заселение территории началось в начале 19-го века (Архипов, 2006).
По Маак Р. К., эвенки Вилюя не занимались хлебопашеством, не имели ни лошадей, ни рогатый скот, а существовали только за счет звериного промысла (Маак, 1994). А этнограф Серошевский В. Л. указывает на незначительную роль охоты в жизни якутов (Серошевский, 1993). В настоящее время промысловая охота потеряла свою былую актуальность, уступив место спортивной охоте. Тем не менее, знание традиционной охотничьей культуры своего народа является, на наш взгляд, актуальным на сегодняшний день.
Цель работы: изучение интеграции охотничьей культуры эвенк и якутов в вилюйском регионов
Объект исследования: охотничье культура вилюйского локального сообщества якутов.
Предмет исследования: эвенкийский след в охотничьей культуре вилюйских якутов.
Для достижения поставленной цели реализованы следующие научно-исследовательские задачи:
- Изучение объектов охоты эвенков и якутов
- Определение способов охоты по отдельным видам, охот снаряжений.
- Выявление приемов охоты и охот снаряжения якутов, заимствованных эвенков
Материалы и методы
В ходе выполнения работы использована литература авторов Архипова Н. Д. (2006), Маак Р. К. (1994) и Серошевский В.Л (1993).
Фактический полевой материал автора собран в 2016–2020 гг. на территории севера Верхневилюйского улуса.
Применялись общепринятые методы исследования: 1. Анализ литературы. Всего проанализирована 3 источника.
Работа с респондентами. Всего задействована 9 информантов в возрасте свыше 60 лет из числа постоянных жителей Ботулунского наслега Верхневилюйского улуса.
Наблюдение. Проведены наблюдения за способами охоты охотников — промысловиков.
Сравнение. Сравнены различные приемы охоты местах охотников и приемы охоты, описанные в источниках.
Результаты.
По поставленным научно-исследовательским задачам получены следующие результаты:
- Обзор литературы показал, что якуты из своей снежной родины принесли только гоньбу зверя верхом на лошади, а остальные приемы охоты позаимствованы у других народов Сибири (Серошевский В.Л). такде таежные виды объектов охоты ранее якутам не были известны. Охотничьим промыслом в начале 20 века занималась лишь 2 % от всего населения Якутии.
- Объектами охоты в вилюйском регионе являются копытные звери (лось, ДСО), пушные звери и пернатая дичь. Также существовал рыбный промысел.
- На копытных зверей охотились с собакой или на переправах. Дефицит огнестрельного оружия и боеприпасов к ним обуславливал широкие использование самоловов так эвенками, так и якутами. Особенно на пернатую дичь и пушного зверя.
- при изучении приемов охоты, самоловов и охотснаряжения якутов Вилюя выявлены такие взаимствования у эвенков:
Силок на утку-тиргэ. По эвенкийски «тургэ»-петля.
Силок на лесную птицу — кунньалгы. По эвенкийски «кунгулми» -окружность
Силок на зайца –тэптиргэ. По эвенкийски «тэптыргэ-ми» — выбрасывание вверх.
При охоте на копытных используются эвенкийские широкие лыжи — туут. Лыжи туут, как указывает профессор Архипов Н. Д. эвенками применяется со времен неолита (Архипов, 2006). Охотники при автономном существовании в тайге ночуют у костра — кулуhун или под односкатным сооружением — дагда. По эвенкийски «кулуhун»-костер, «далда» — укрытие.
При переноске груза используется приспособление для переноски – манаа5а , по-эвенкийски «поняга» – доска для переноса вещей. Также у якутов изучаемого региона существует бог охоты — Дьойгуо, аналог эвенкийского Чичипкана.
С усилением техногенной экспансии на север в регионе для охоты применялись ружья — винтовки с регулируемым прицелом. Стрельбу по движущимися целям с постоянным прицелом (без установки дальности) называют «стрельбой по-эвенкийски».
Выводы.
Таким образом, в результате работы мы пришли к выводу, что способы охоты, охотснаряжение и охотничий быт вилюйских якутов взаимствован у эвенков, на что указывают их эвенкийские названия. Эти названия используются без якутского перевода.
В вилюйском регионе, где совместно проживают и якуты, произошло слияние северной таежной (эвенкийской) и южной степной (якутской) охотничьих культур. При этом эвенки переняли у якутов только гоньбу зверя верхом на лошади.
Якуты переняли у эвенков способы и приемы охоты на промысловых животных, которые им не известны по исторической прародине.
Заключение
Предлагаемая работа в дальнейшем будет дополнена новыми материалами. Она может быть использована краеведами, историками, а также всеми заинтересованными лицами. Хотя, как было сказано выше, промысловая охота как отрасль экономического быта утратила значение, знание истории, материальной и духовной культуры своих предков требует пристального внимания и изучения.
Литература:
- Архипов Н. Д. Былыргы сургуулуктар уонна ыйыластар. — Мирный: Мирнинская гор.типография, 2006. — 96 с.
- Маак Р. К. Вилюйский округ. — М: Яна, 1994. — 592 с.
- Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. –М: РОССПЭН, 1993. -736 с.