Под материальной культурой понимают совокупность предметов, устройств, сооружений, то есть искусственно сотворенный человеком предметный мир. Якуты— тюркский народ. Наш язык принадлежит к тюркской группе языков. Согласно распространённой гипотезе, предками современных якутов является кочевое племя курыканов, хуннского происхождения. В традиционном хозяйстве и материальной культуре якутов много черт, сходных с культурой Центральной Азии.
Атрибут — отличительная принадлежность, присвоенный кому-либо или чему-либо знак, предмет для отличия. Дэйбиир — один из самых распространённых атрибутов материальной культуры якутов. Дэйбиир — комаромахалка, имеет и ритуальное, и хозяйственное применение. Его изготавливают из конского волоса. Конский волос — это уникальный материал. Дар Великих Божеств Айыы народу саха — якутская лощадь, длинногривая, густошерстная. Круглогодично пребывая под солнцем, якутская лощадь вбирает и аккумулирует в гриве и шерсти солнечную энергию. Благодаря этому изделия из конского волоса благотворно влияют на финкционирования человеческого организма.
Традиционные обереги древних якутов — это целая наука. Встречаются такие защитные символы у наших предков и на предметах быта, одежде, аксессуарах. Оберег — предмет, обладающий по суеверным представлениям, колдовской способностью оберегать от разных бедствий. В толковом словаре В.Даля «Оберег — это заговоры, заюрчанья слова и обряд от порчи; наговор, и.т.д”. По — якутски мы оберег называем ымыы, харысхал мал. По определению Э. К. Пекарского, ымыы — оборона, защита, вещь, орудие для всякого случая, для безопасности. По традиционным представлениям якутов, дэйбиир имеет магическое предназначение: им обмахиваются, защищая себя от злых духов, насылающих порчу.
Изучение истории дэйбиира показало, что в 50-х годах 20-го века при раскопках хуннского могильника на севере Монголии археологи нашли предмет, очень похожий на якутский дэйбиир. Наши археологи в составе сопроводительного инвентаря якутских погребений 17–18 веков зафиксировали наличие дэйбииров. Дэйбиир и мухогонка — далеко не единственные аналогии в культурах хунну и якутов. Ещё один археологический аналог найден при раскопках усыпальницы первого императора Китая Цинь Шихуанди. Очевидно, что в культуру хунну такие атрибуты из конских волос проникали из Китая. Очень похожие на якутский дэйбиир предметы есть у многих народов Ближнего Востока и Африки. Их изготавливают в массовом количестве и продают на рынках, в основном выполняют функцию оберега. У народов и племен Африки такой оберег является символом власти. Предметы, внешне похожие на якутский дэйбиир, распространены в Азии, Африке, на Ближнем Востоке и Океании. У многих народов они считаются ритуальным атрибутом, оберегом,
На церемонии якутского народного праздника ысыах, где дэйбиир является атрибутом главного персонажа праздника — белого шамана и его сопровождающих. Обращаясь к небесным божествам-покровителям, белый шаман периодически взмахивает дэйбииром, тем самым очищая средний мир от скверны, насылаемой злыми духами нижнего мира. На наш взгляд, именно благодаря празднику ысыах дэйбиир сохранил своё духовное значение как ритуальный атрибут.
В заключение пришла к такому выводу:
Дэйбиир — не только комаромахалка, но и является как атрибутом оберега, так как его делают из священного конского волоса. Лошадь, конь у народа саха — животное небесного происхождения. Дьөһөгөй Айыы — бог покровитель лошадей. Изделия из конского волоса имеют магическую силу.
Якутский дэйбиир имеет глубинную историю, связанную с культурой многих народов мира. Дэйбиир имеет важное место в быту и в жизни народа саха.
Традиции своими корнями уходят в далекое прошлое и связаны с представлениями народа Саха о мироздании. Все это учит чтить традиции предков.
Литература:
- Алексеев, А. Н. Ранние кочевники в Якутии / А. Н. Алексеев // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. — 2013. — № 5. — Т. 10. — С. 62–69.
- Бравина, Р. И. Погребально-поминальная обрядность якутов: памятники и традиции (ХV — ХIХ вв.)/Р. И. Бравина, В. В. Попов. — Новосибирск: Наука, 2008. — 296 с
- Гоголев, А. И. Якуты (Проблемы этногенеза и формирования культуры) / А. И. Гоголев. — Якутск: Изд-во Якут. гос. ун-та, 1993. — 200 с.
- Конский волос и якутские изделия из него // Якутское хозяйство. — 1914. — № 5.
- Ксенофонтов, Г. В. Уранхаай-сахалар. Очерки по древней истории якутов / Г. В. Ксенофонтов. — Иркутск: Восточносиб. кн. изд-во, 1937. — Т. I. — 484 с
- Константинов И. В. Материальная культура якутов XVIII века: (по материалам погребений) // Якутское книжное издательство. — 1971. — 220 с.
- Романова, Е. Н. Якутский праздник Ысыах: Истоки и представления / Е. Н. Романова. — Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1994. — 160 с.